Структура тарифа на оплату медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура тарифа на оплату медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка целевого использования средств ОМС
(КонсультантПлюс, 2025)...В части 7 статьи 35 Закона об ОМС предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату и начисления на оплату труда.
(КонсультантПлюс, 2025)...В части 7 статьи 35 Закона об ОМС предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату и начисления на оплату труда.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 36 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""Из анализа ч. 2 и 3 ст. 35, ч. 6 ст. 36 Закона N 326-ФЗ следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Принимая во внимание, что в силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, суды трех инстанций, руководствуясь пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, признали приобретение медицинской организацией основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу нецелевым использованием средств ОМС, в связи с чем удовлетворили иск территориального фонда в части взыскания средств ОМС и частично штрафа (Постановление АС СЗО от 17.01.2023).
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Принимая во внимание, что в силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, суды трех инстанций, руководствуясь пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, признали приобретение медицинской организацией основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу нецелевым использованием средств ОМС, в связи с чем удовлетворили иск территориального фонда в части взыскания средств ОМС и частично штрафа (Постановление АС СЗО от 17.01.2023).
Статья: Влияние применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" на финансовые показатели арендатора
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А.)
("Аудитор", 2023, N 5)Согласно п. 3.8 указанного Генерального тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС содержит закрытый перечень расходов (в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом), не включающий учитываемые на счете 91-2 прочие расходы по увеличению обязательства по аренде на величину процентов. Вследствие этого медицинские организации, оказывающие услуги по ОМС, при основном порядке учета аренды медицинского оборудования лишены возможности в полной мере получить возмещение расходов по арендной плате и могут компенсировать только амортизацию ППА.
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А.)
("Аудитор", 2023, N 5)Согласно п. 3.8 указанного Генерального тарифного соглашения структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС содержит закрытый перечень расходов (в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом), не включающий учитываемые на счете 91-2 прочие расходы по увеличению обязательства по аренде на величину процентов. Вследствие этого медицинские организации, оказывающие услуги по ОМС, при основном порядке учета аренды медицинского оборудования лишены возможности в полной мере получить возмещение расходов по арендной плате и могут компенсировать только амортизацию ППА.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования);
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования);
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)По результатам проверки органом Федерального казначейства вынесено представление, которым на медицинскую организацию возложена обязанность по возврату в бюджет территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации средств ОМС, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)По результатам проверки органом Федерального казначейства вынесено представление, которым на медицинскую организацию возложена обязанность по возврату в бюджет территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации средств ОМС, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- базовой программой обязательного медицинского страхования, которая является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (см. ст. 35 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ");
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- базовой программой обязательного медицинского страхования, которая является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (см. ст. 35 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ");
Статья: Проблемы реализации государственных гарантий лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями: финансово-правовой аспект
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Лекарственные препараты, предоставляемые гражданам бесплатно, могут финансироваться за счет средств ОМС (при оказании специализированной, в том числе и высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях или в рамках дневного стационара, а также те лекарственные препараты, которые при оказании медицинской помощи входят в структуру тарифа на оплату в рамках базовой программы ОМС), федерального бюджета (в случаях, определенных федеральным законодательством (в частности, нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) или бюджетов субъектов Российской Федерации (например, в рамках обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний)).
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Лекарственные препараты, предоставляемые гражданам бесплатно, могут финансироваться за счет средств ОМС (при оказании специализированной, в том числе и высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях или в рамках дневного стационара, а также те лекарственные препараты, которые при оказании медицинской помощи входят в структуру тарифа на оплату в рамках базовой программы ОМС), федерального бюджета (в случаях, определенных федеральным законодательством (в частности, нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) или бюджетов субъектов Российской Федерации (например, в рамках обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний)).
Статья: О выплате работникам аптеки медицинского учреждения заработной платы за счет средств ОМС
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)На основании ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)На основании ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.