Структура фиас
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура фиас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Заявление о регистрации сведений о месте нахождения (адресе) юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суды сослались также на письмо администрации муниципального образования... из которого следует, что адрес общества... по которому будет располагаться заявитель... представляет следующую структуру... (индекс)... (субъект Российской Федерации)... (муниципальный район)... (наименование населенного пункта)... (наименование улицы)... (номер дома). Таким образом, номерная часть адреса состоит лишь из цифр. Литеры строений обществом... использованы для целей технического учета в ФГУП "Ростехинвентаризация"... и в структуру адреса не входят..."
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суды сослались также на письмо администрации муниципального образования... из которого следует, что адрес общества... по которому будет располагаться заявитель... представляет следующую структуру... (индекс)... (субъект Российской Федерации)... (муниципальный район)... (наименование населенного пункта)... (наименование улицы)... (номер дома). Таким образом, номерная часть адреса состоит лишь из цифр. Литеры строений обществом... использованы для целей технического учета в ФГУП "Ростехинвентаризация"... и в структуру адреса не входят..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с ведением садоводства на территории дачных поселков
(Львова С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)По мнению автора, основная проблема существующих дачных поселков закрытого типа заключается в том, что, несмотря на существование территорий садоводства, представляющих собой самостоятельные элементы планировочной структуры, что подтверждается данными ФИАС <2>, на территории таких поселков организация всех правоотношений с собственниками садовых участков строится не на основании положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 217-ФЗ), а на основании заключаемого в обязательном порядке с каждым собственником садового (дачного) земельного участка договора с управляющей коммерческой компанией, по которому садовод уплачивает произвольно установленную сумму сервисного сбора, а управляющие компании, созданные, как правило, собственниками исходного земельного участка или аффилированных с ними лицами, оказывают услуги по содержанию ЗУОН на территории садоводства, находящихся в долевой собственности отдельных граждан или даже нередко отдельно взятого гражданина, что не соответствует требованиям действующего законодательства и, как правило, не учитывается судами, которые не реализуют свое полномочие ex officio, на что уже ранее обращала внимание автор статьи <4>.
(Львова С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)По мнению автора, основная проблема существующих дачных поселков закрытого типа заключается в том, что, несмотря на существование территорий садоводства, представляющих собой самостоятельные элементы планировочной структуры, что подтверждается данными ФИАС <2>, на территории таких поселков организация всех правоотношений с собственниками садовых участков строится не на основании положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 217-ФЗ), а на основании заключаемого в обязательном порядке с каждым собственником садового (дачного) земельного участка договора с управляющей коммерческой компанией, по которому садовод уплачивает произвольно установленную сумму сервисного сбора, а управляющие компании, созданные, как правило, собственниками исходного земельного участка или аффилированных с ними лицами, оказывают услуги по содержанию ЗУОН на территории садоводства, находящихся в долевой собственности отдельных граждан или даже нередко отдельно взятого гражданина, что не соответствует требованиям действующего законодательства и, как правило, не учитывается судами, которые не реализуют свое полномочие ex officio, на что уже ранее обращала внимание автор статьи <4>.
Вопрос: О заполнении кредитными организациями ФЭС в рамках ПОД/ФТ в части показателей типа данных "Адрес".
(Письмо Банка России от 16.08.2024 N 12-4-2/6013)Вместе с тем согласно п. 2.2 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при идентификации (упрощенной идентификации) и обновлении сведений о клиенте, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации), кредитная организация вправе использовать источники информации, доступные ей на законных основаниях, например, информацию сервиса "СПАРК-Интерфакс", где адрес юридического лица отражается по формату Государственного адресного реестра, формирование и ведение которого обеспечивается посредством Федеральной информационной адресной системы (далее - ГАР ФИАС). Написание сокращений в справочнике ГАР ФИАС используется в соответствии с утвержденными Приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н Перечнем элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов.
(Письмо Банка России от 16.08.2024 N 12-4-2/6013)Вместе с тем согласно п. 2.2 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при идентификации (упрощенной идентификации) и обновлении сведений о клиенте, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации), кредитная организация вправе использовать источники информации, доступные ей на законных основаниях, например, информацию сервиса "СПАРК-Интерфакс", где адрес юридического лица отражается по формату Государственного адресного реестра, формирование и ведение которого обеспечивается посредством Федеральной информационной адресной системы (далее - ГАР ФИАС). Написание сокращений в справочнике ГАР ФИАС используется в соответствии с утвержденными Приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н Перечнем элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4. В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам органа публичной власти федеральной территории, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, документам, принятым учрежденными (созданными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы организациями, определенными высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, а также установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса, оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, орган публичной власти федеральной территории, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо в учрежденные (созданные) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы организации, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, разместившие соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения.
(ред. от 23.07.2025)
"О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4. В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам органа публичной власти федеральной территории, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, документам, принятым учрежденными (созданными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы организациями, определенными высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, а также установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса, оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, орган публичной власти федеральной территории, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо в учрежденные (созданные) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы организации, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, разместившие соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения.
Приказ ФНС России от 06.11.2024 N ЕД-7-19/1005@
"Об утверждении стандартов по разработке форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы"
(вместе со "Стандартом форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом порядка заполнения форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом разработки (изменения) форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы")3. При написании адреса в формах документов используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными частью 5 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.12.2015, регистрационный N 40069).
"Об утверждении стандартов по разработке форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы"
(вместе со "Стандартом форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом порядка заполнения форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом разработки (изменения) форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы")3. При написании адреса в формах документов используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными частью 5 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.12.2015, регистрационный N 40069).
Вопрос: О присвоении адресов нескольким объектам капитального строительства, расположенным на одном земельном участке.
(Письмо ФНС России от 07.06.2023 N 14-1-01/0021@)Федеральная налоговая служба определена оператором ФИАС (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 384), к полномочиям которого не относятся присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов адресации, а также размещение сведений о них в ГАР (статья 7 Федерального закона N 443-ФЗ).
(Письмо ФНС России от 07.06.2023 N 14-1-01/0021@)Федеральная налоговая служба определена оператором ФИАС (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 384), к полномочиям которого не относятся присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов адресации, а также размещение сведений о них в ГАР (статья 7 Федерального закона N 443-ФЗ).
Вопрос: О присвоении адресов помещениям.
(Письмо ФНС России от 25.02.2025 N 14-1-05/0003@)Федеральная налоговая служба определена оператором ФИАС (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 384). Для целей Федерального закона N 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 443-ФЗ).
(Письмо ФНС России от 25.02.2025 N 14-1-05/0003@)Федеральная налоговая служба определена оператором ФИАС (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 384). Для целей Федерального закона N 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 443-ФЗ).
Вопрос: В собственности организации есть часть здания, которая состоит из нескольких помещений. На кадастровом учете стоит как единый объект. Нужно ли для внесения адреса каждого помещения в ФИАС ставить на кадастровый учет каждое помещение?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Статья: Актуальные вопросы регистрации сведений о юридическом лице
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Решение инспекции об отказе в государственной регистрации мотивировано тем, что в перечне существующих адресов в ФИАС заявленный адрес местонахождения заявителя отсутствует.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Решение инспекции об отказе в государственной регистрации мотивировано тем, что в перечне существующих адресов в ФИАС заявленный адрес местонахождения заявителя отсутствует.
Вопрос: Организация на ОСН открывает обособленное подразделение, в договоре аренды будет прописан адрес с указанием комнат - 1, 2, 3, 9, 12. Все комнаты расположены на одном этаже. Как правильно зарегистрировать ОП - в сообщении об открытии ОП указать все номера комнат или достаточно одного номера?
(Консультация эксперта, 2023)Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным Законом.
(Консультация эксперта, 2023)Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным Законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)федеральная информационная адресная система - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)федеральная информационная адресная система - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
Статья: Элемент планировочной структуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы присвоения наименований элементам планировочной структуры, их изменение и аннулирование, а также размещение информации об этом в государственном адресном реестре относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа. Такими полномочиями обладают органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения (если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), учрежденные (созданные) органами государственной власти г. Москвы организации, определенные высшим исполнительным органом г. Москвы, а также органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 21 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 15, п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы присвоения наименований элементам планировочной структуры, их изменение и аннулирование, а также размещение информации об этом в государственном адресном реестре относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа. Такими полномочиями обладают органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения (если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), учрежденные (созданные) органами государственной власти г. Москвы организации, определенные высшим исполнительным органом г. Москвы, а также органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 21 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 15, п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статья: О государственной регистрации юридического лица
(Моряк Е.Н.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно п. 14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (приложение 13), сведения о месте нахождения и адресе юридического лица прописываются в форме заявления в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в ГАР. Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221.
(Моряк Е.Н.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно п. 14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (приложение 13), сведения о месте нахождения и адресе юридического лица прописываются в форме заявления в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в ГАР. Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221.