Структура еспч



Подборка наиболее важных документов по запросу Структура еспч (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О проблеме соблюдения Россией международных стандартов обращения с осужденными в современных условиях
(Селиверстов В.И., Стародубцев Г.С.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)
Второй. Выбытие России из СЕ и прекращение взаимодействия с европейскими правозащитными структурами (с ЕСПЧ - юридически и фактически, с ЕКПП - фактически) означает ослабление влияния на политику, законодательство и практику международного фактора. Однако это не должно означать ослабление внимания нашего государства к обеспечению прав лиц, отбывающих уголовные наказания. Данное внимание необходимо проявлять не только (и не столько) потому, что этого требуют международные стандарты, а прежде всего исходя из приоритетов российской внутренней социальной политики. В местах лишения свободы преимущественно находятся граждане нашего государства, члены семей и иных социальных групп. Поэтому нарушения их прав и законных интересов приводят к обострению социальных противоречий в обществе. В настоящее время, в условиях серьезного политического и военного противостояния с западными странами, любые противоречия разрушают фундамент российского общества, ослабляют его единство перед нависшей угрозой.
Статья: "Традиция заимствований" и развитие национального права
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)
Необходимо обратить внимание на сложность феномена заимствований и разнородность его проявлений: с одной стороны, добровольные (инициативные) заимствования правовых моделей из других правовых порядков (что имеет место при рецепции), с другой - открытое или скрытое насаждение в глобальном или региональном масштабе правовых образцов, выработанных одной правовой культурой. Примером является продвижение международных правовых норм, которые подменяются при толковании различными наднациональными структурами (ГРЕКО, ОЭСР - в отношении антикоррупционных стандартов <12>, ЕСПЧ - в рамках судебного активизма <13>). В результате происходит тиражирование не формально выраженных правовых положений, а смыслов, подаваемых как правовое, конституционное европейское наследие, в частности в деятельности Венецианской комиссии Совета Европы, заключения которой далеко не всегда бывают непредвзятыми <14>. В настоящее время тактика правовой экспансии стала более прямолинейной даже при отсутствии консенсуса в принятии актов международно-правового характера. Речь идет о Пакте во имя будущего <15>, включающем Глобальный цифровой договор, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 22 сентября 2024 г. на Саммите будущего в Нью-Йорке. Его поддержали 143 страны, 15 воздержались, 7 (Беларусь, Иран, КНДР, Никарагуа, Россия, Сирия и Судан) проголосовали против.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П
"По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации"
Впрочем, эти предположения нельзя свободно обсуждать, когда ЕСПЧ уже упредил их своим решением о последствиях "предположительно мошеннического поведения руководства компании-заявительницы и некоторых ее акционеров". Суд не стал их делить на порицаемых и безвинных, но заметил, что ЮКОС достаточно потерпел от принудительных мер и этим как бы искупил "прегрешения" всех причастных: "Компания-заявительница уже понесла ответственность за указанные действия в различных налоговых и исполнительных процедурах, и Европейский Суд не усматривает оснований к снижению суммы компенсации [акционерам] с учетом поведения, за которое компания-заявительница уже наказана" (пункт 39 второго постановления). ЕСПЧ упредил также довод о том, что за ЮКОСом остались неисполненные долги на 8 млрд долл. (§ 40), как и о том, что в очереди кредиторов акционеры - не первые. Неисполнение обязательств ЮКОСа он связал отчасти с тем, что власти сами "предпочли не добиваться уплаты компанией-заявителем всей суммы долга, предоставляя ей, например, больше времени", предполагая, что "обязательства, которые компания-заявитель могла иметь перед своими кредиторами, удовлетворены или погашены в рамках исполнительного производства и процедуры ликвидации в ноябре 2007 года" (§ 42). Нет смысла обсуждать, насколько верны эти соображения, но, судя по постановлению, стороны, предлагая Суду дискуссию о процентах сбора, не дали ему доказательных поводов исследовать состояние, структуру, величину и основания долгов ЮКОСа, которые объективно бы связывали ЕСПЧ в решении о компенсации акционерам. Суд лишь заметил: "... Ничто в материалах дела или представлениях сторон не позволяет предполагать, что по национальному законодательству компания или ее акционеры имеют задолженности по каким-либо выплатам в пользу любых кредиторов" (§ 42).
"Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел"
(утв. Президиумом Верховного суда 08.12.2021)
Указанные выше меры отвечают позициям Европейского Суда по правам человека по вопросу соблюдения прав лиц, выданных по запросам государств Центральной Азии, согласно которым простых ссылок на дипломатические гарантии, а также членство государства в международных структурах, запрещающих пытки, недостаточно, необходим контроль за соблюдением гарантий, предоставленных иностранным государством, по недопущению ненадлежащего обращения и обеспечению прав выданного лица на справедливое правосудие.
показать больше документов