Структура банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые требования регулятора по заполнению формы 0409301: что меняется с 1 июня
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 4)Новая структура и сроки сдачи в Банк России
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 4)Новая структура и сроки сдачи в Банк России
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 83. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 83. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Приказ Минфина России от 19.03.2019 N 46н
(ред. от 06.07.2022)
"Об утверждении состава и структуры сведений, направляемых Центральным банком Российской Федерации в Федеральную таможенную службу, необходимых для ведения реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2019 N 54708)Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2019 г. N 54708
(ред. от 06.07.2022)
"Об утверждении состава и структуры сведений, направляемых Центральным банком Российской Федерации в Федеральную таможенную службу, необходимых для ведения реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2019 N 54708)Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2019 г. N 54708
Статья: Финансово-кредитный механизм России в эпоху глобальных перемен
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)2) с помощью создания независимой от ЦБ РФ структуры, наделенной полномочиями по нормативно-правовому регулированию, контролю, надзору во всех секторах финансового рынка. Подобный сценарий управления финансовой сферой ранее уже был закреплен в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы <29>.
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)2) с помощью создания независимой от ЦБ РФ структуры, наделенной полномочиями по нормативно-правовому регулированию, контролю, надзору во всех секторах финансового рынка. Подобный сценарий управления финансовой сферой ранее уже был закреплен в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы <29>.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Соответствующим нормативным актом является Положение Банка России от 26 декабря 2017 г. N 622-П "О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся" <246>, которое (в ред. Указания Банка России от 8 апреля 2020 г. N 5432-У <247>) устанавливает порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, а также порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Соответствующим нормативным актом является Положение Банка России от 26 декабря 2017 г. N 622-П "О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся" <246>, которое (в ред. Указания Банка России от 8 апреля 2020 г. N 5432-У <247>) устанавливает порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, а также порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации:
Информация: О совершенствовании инструмента макропруденциальных лимитов для ограничения системных рисков в розничном кредитовании
("Официальный сайт Банка России", 2024)При принятии решений по МПЛ и определении целевой структуры ипотечного кредитования Банк России будет учитывать ситуацию на рынке ипотеки и в проектном финансировании, обеспечивать баланс рисков и доступности кредитования для граждан (см. врезку). МПЛ могут быть ужесточены, если рост ипотеки будет приводить к повышению долговой нагрузки уже закредитованных граждан либо в случае увеличения разрыва цен на первичном и вторичном рынках жилья. При уменьшении разрыва цен МПЛ по первоначальному взносу могут быть смягчены.
("Официальный сайт Банка России", 2024)При принятии решений по МПЛ и определении целевой структуры ипотечного кредитования Банк России будет учитывать ситуацию на рынке ипотеки и в проектном финансировании, обеспечивать баланс рисков и доступности кредитования для граждан (см. врезку). МПЛ могут быть ужесточены, если рост ипотеки будет приводить к повышению долговой нагрузки уже закредитованных граждан либо в случае увеличения разрыва цен на первичном и вторичном рынках жилья. При уменьшении разрыва цен МПЛ по первоначальному взносу могут быть смягчены.
Интервью: Евгений Писаревский: "Защита социальных прав - мой профессиональный долг"
("Юрист", 2023, N 2)- Вы уже более 15 лет занимаете руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и структурах Банка России. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный руководитель?
("Юрист", 2023, N 2)- Вы уже более 15 лет занимаете руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и структурах Банка России. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный руководитель?
Статья: Макропруденциальные лимиты в 2025 году: новые подходы в регулировании
(Озкан А.)
("Банковское кредитование", 2025, N 1)При принятии решений по МПЛ и определении целевой структуры ипотечного кредитования Банк России будет учитывать ситуацию на рынке ипотеки и в проектном финансировании, обеспечивать баланс рисков и доступности кредитования для граждан. МПЛ могут быть ужесточены, если рост ипотеки будет приводить к повышению долговой нагрузки уже закредитованных граждан либо в случае увеличения разрыва цен на первичном и вторичном рынках жилья. При уменьшении разрыва цен МПЛ по первоначальному взносу могут быть смягчены.
(Озкан А.)
("Банковское кредитование", 2025, N 1)При принятии решений по МПЛ и определении целевой структуры ипотечного кредитования Банк России будет учитывать ситуацию на рынке ипотеки и в проектном финансировании, обеспечивать баланс рисков и доступности кредитования для граждан. МПЛ могут быть ужесточены, если рост ипотеки будет приводить к повышению долговой нагрузки уже закредитованных граждан либо в случае увеличения разрыва цен на первичном и вторичном рынках жилья. При уменьшении разрыва цен МПЛ по первоначальному взносу могут быть смягчены.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Банком России утверждена и с 23 марта 2016 г. введена в действие Политика управления рисками Банка России <233>, которая устанавливает общие подходы к управлению рисками, возникающими в процессе достижения Банком России целей своей деятельности и выполнения функций, возложенных на него Законом о Банке России и другими федеральными законами. Названный документ определяет цель и задачи, принципы управления рисками Банка России, классификацию рисков Банка России, основные термины и определения, используемые в области управления рисками Банка России (приложение), а также элементы системы управления рисками Банка России, в том числе ключевые процессы и организационную структуру управления рисками Банка России;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Банком России утверждена и с 23 марта 2016 г. введена в действие Политика управления рисками Банка России <233>, которая устанавливает общие подходы к управлению рисками, возникающими в процессе достижения Банком России целей своей деятельности и выполнения функций, возложенных на него Законом о Банке России и другими федеральными законами. Названный документ определяет цель и задачи, принципы управления рисками Банка России, классификацию рисков Банка России, основные термины и определения, используемые в области управления рисками Банка России (приложение), а также элементы системы управления рисками Банка России, в том числе ключевые процессы и организационную структуру управления рисками Банка России;
Статья: Инфраструктура финансового рынка: понятие и правовое регулирование
(Александрова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 4)В связи с необходимостью выделения инфраструктуры финансового рынка в качестве отдельной сферы регулирования и надзора в 2020 г. в структуре Банка России образуется Департамент инфраструктуры финансового рынка, который осуществляет "регулирование и надзор за финансовыми организациями, составляющими торгово-клиринговую инфраструктуру, учетную инфраструктуру, а также организациями, осуществляющими сбор, хранение, анализ и предоставление информации, необходимой для эффективного функционирования финансового рынка" <4>.
(Александрова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 4)В связи с необходимостью выделения инфраструктуры финансового рынка в качестве отдельной сферы регулирования и надзора в 2020 г. в структуре Банка России образуется Департамент инфраструктуры финансового рынка, который осуществляет "регулирование и надзор за финансовыми организациями, составляющими торгово-клиринговую инфраструктуру, учетную инфраструктуру, а также организациями, осуществляющими сбор, хранение, анализ и предоставление информации, необходимой для эффективного функционирования финансового рынка" <4>.
Статья: Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В начале октября 2023 г. в структуре Банка России был упразднен Департамент противодействия недобросовестным практикам <1>. Тем не менее еще актуальна проблема осуществления банками разнообразных недобросовестных практик, некоторые из которых подпадают под недобросовестную конкуренцию, в результате чего ими могут пренебрегаться законные права и (или) интересы клиентов.
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В начале октября 2023 г. в структуре Банка России был упразднен Департамент противодействия недобросовестным практикам <1>. Тем не менее еще актуальна проблема осуществления банками разнообразных недобросовестных практик, некоторые из которых подпадают под недобросовестную конкуренцию, в результате чего ими могут пренебрегаться законные права и (или) интересы клиентов.