Стратегические товары
Подборка наиболее важных документов по запросу Стратегические товары (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Обратная сила уголовного закона" УК РФ"Само по себе отсутствие перечня особо важных стратегических товаров не свидетельствует об отсутствии уголовной ответственности за контрабанду таковых, поскольку перечень вводится в действие подзаконным нормативно-правовым актом Правительства РФ, который не является источником уголовного закона, что также исключает возможность применения положений ст. 10 УК РФ. Одновременно с исключением из УК РФ статьи 188 была введена ст. 226.1 УК РФ, сохранившая уголовную ответственность за контрабанду стратегических ресурсов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
Вопрос: Об определении видов нефти и нефтепродуктов в целях применения уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 27-01-25/110020)Вопрос: Об определении видов нефти и нефтепродуктов в целях применения уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 27-01-25/110020)Вопрос: Об определении видов нефти и нефтепродуктов в целях применения уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 226.1. Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов
(ред. от 17.11.2025)Статья 226.1. Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов
Статья: Перемещение работников на другую работу: защищаем интересы работодателя
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Например, если у специалиста по рекламе из списка обязанностей уйдет осуществление контроля за выполнением договорных обязательств стратегическими партнерами по рекламированию товаров, потому что в новом подразделении этим занимается юрист, а все остальные (ключевые) обязанности, вытекающие из трудовой функции, сохранятся, то суд может и не усмотреть в данной ситуации изменения трудовой функции.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Например, если у специалиста по рекламе из списка обязанностей уйдет осуществление контроля за выполнением договорных обязательств стратегическими партнерами по рекламированию товаров, потому что в новом подразделении этим занимается юрист, а все остальные (ключевые) обязанности, вытекающие из трудовой функции, сохранятся, то суд может и не усмотреть в данной ситуации изменения трудовой функции.
Статья: Конституционное понимание обмана и его значение для квалификации "обманных" преступлений
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)То, что введение в заблуждение таможенных органов подразумевается при названном способе контрабанды, отмечается во многих судебных решениях. Так, Конституционный Суд РФ заключил: "Квалификация недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости стратегически важных товаров и ресурсов по части первой статьи 226.1 УК Российской Федерации и привлечение лица к уголовной ответственности предполагается лишь в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об умышленном введении таможенного органа в заблуждение (выделено мной. - П.Я.) относительно таможенной стоимости стратегически важного товара на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций (в частности, путем представления подложных документов, призванных скрыть его реальную стоимость)" <11>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)То, что введение в заблуждение таможенных органов подразумевается при названном способе контрабанды, отмечается во многих судебных решениях. Так, Конституционный Суд РФ заключил: "Квалификация недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости стратегически важных товаров и ресурсов по части первой статьи 226.1 УК Российской Федерации и привлечение лица к уголовной ответственности предполагается лишь в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об умышленном введении таможенного органа в заблуждение (выделено мной. - П.Я.) относительно таможенной стоимости стратегически важного товара на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций (в частности, путем представления подложных документов, призванных скрыть его реальную стоимость)" <11>.
Статья: Конституционно-правовое регулирование применения международных санкций в Швеции
(Ракитская И.А., Молчаков Н.Ю., Кремянская Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В процессе реализации решений о применении международных санкций задействованы отдельные исполнительные агентства и службы Швеции: Финансовая инспекция Швеции (Finansinspektionen), Инспекция по стратегическим товарам (Inspektionen strategiska produkter), Торговая палата (Kommerskollegium) и др., - каждая из которых выполняет свои задачи в соответствующей сфере. Так, например, Финансовая инспекция осуществляет контроль за деятельностью финансовых компаний, которые должны информировать ее обо всех счетах и суммах, которые были заморожены на основании введенных санкций, а также обо всех изменениях, которые происходили с этими счетами. В определенных случаях Финансовая комиссия может предоставлять освобождение от замораживания счетов для обеспечения текущего управления. Инспекция по стратегическим товарам осуществляет контроль за экспортом оружия и товаров двойного назначения, рассматривает заявки на получение разрешений на экспорт отдельных товаров и технологий в страны, находящиеся под санкциями. Во внутренней организационной структуре существует специальный отдел по санкциям (Sanktionsgruppen). Согласно § 5 Постановления об инструкции для Инспекции по стратегическим товарам от 26 августа 2010 г. Инспекция выполняет задачи, которые ей поставлены в соответствии с: 1) предписаниями об экономических санкциях, принятыми ЕС; 2) решениями правительства, принятыми во исполнение таких предписаний ЕС; 3) постановлениями правительства, принятыми на основании Закона об отдельных международных санкциях. Торговая палата (Kommerskollegium) является органом по внешней торговле, внутреннему рынку ЕС и торговой политике. Если какая-либо компания желает экспортировать или импортировать товар из государства, в отношении которого наложены международные санкции, то она может подать заявление на освобождение от санкционных мер в Торговую палату. Решение Торговой палаты может быть обжаловано в Административный суд Стокгольма. Агентство по радиационной безопасности является исполнительным агентством, отвечающим за охрану здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих и неионизирующих излучений, вопросы безопасности и физической защиты при ядерной и иной радиационной деятельности, а также вопросы ядерного нераспространения. В случае введения международных санкций на экспорт ядерных материалов или других ядерных продуктов, материалов, товаров и услуг Агентство приостанавливает выдачу необходимых разрешений тем субъектам, которые подпали под такие международные санкции.
(Ракитская И.А., Молчаков Н.Ю., Кремянская Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В процессе реализации решений о применении международных санкций задействованы отдельные исполнительные агентства и службы Швеции: Финансовая инспекция Швеции (Finansinspektionen), Инспекция по стратегическим товарам (Inspektionen strategiska produkter), Торговая палата (Kommerskollegium) и др., - каждая из которых выполняет свои задачи в соответствующей сфере. Так, например, Финансовая инспекция осуществляет контроль за деятельностью финансовых компаний, которые должны информировать ее обо всех счетах и суммах, которые были заморожены на основании введенных санкций, а также обо всех изменениях, которые происходили с этими счетами. В определенных случаях Финансовая комиссия может предоставлять освобождение от замораживания счетов для обеспечения текущего управления. Инспекция по стратегическим товарам осуществляет контроль за экспортом оружия и товаров двойного назначения, рассматривает заявки на получение разрешений на экспорт отдельных товаров и технологий в страны, находящиеся под санкциями. Во внутренней организационной структуре существует специальный отдел по санкциям (Sanktionsgruppen). Согласно § 5 Постановления об инструкции для Инспекции по стратегическим товарам от 26 августа 2010 г. Инспекция выполняет задачи, которые ей поставлены в соответствии с: 1) предписаниями об экономических санкциях, принятыми ЕС; 2) решениями правительства, принятыми во исполнение таких предписаний ЕС; 3) постановлениями правительства, принятыми на основании Закона об отдельных международных санкциях. Торговая палата (Kommerskollegium) является органом по внешней торговле, внутреннему рынку ЕС и торговой политике. Если какая-либо компания желает экспортировать или импортировать товар из государства, в отношении которого наложены международные санкции, то она может подать заявление на освобождение от санкционных мер в Торговую палату. Решение Торговой палаты может быть обжаловано в Административный суд Стокгольма. Агентство по радиационной безопасности является исполнительным агентством, отвечающим за охрану здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих и неионизирующих излучений, вопросы безопасности и физической защиты при ядерной и иной радиационной деятельности, а также вопросы ядерного нераспространения. В случае введения международных санкций на экспорт ядерных материалов или других ядерных продуктов, материалов, товаров и услуг Агентство приостанавливает выдачу необходимых разрешений тем субъектам, которые подпали под такие международные санкции.
Статья: Классификация нефти и нефтепродуктов в таможенных целях
(Андреева Е.И., Скупова М.Д.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 1)Следует отметить, что товары нефтяной промышленности являются стратегически важными для российского внешнеторгового оборота: только в 2022 г. общая сумма экспорта товаров группы 27 "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества, воски минеральные" ТН ВЭД ЕАЭС составила 383,731 млрд долл. США, что на 42,8% больше, чем в 2021 г. Основной массив экспорта приходится на такие товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС, как:
(Андреева Е.И., Скупова М.Д.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 1)Следует отметить, что товары нефтяной промышленности являются стратегически важными для российского внешнеторгового оборота: только в 2022 г. общая сумма экспорта товаров группы 27 "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества, воски минеральные" ТН ВЭД ЕАЭС составила 383,731 млрд долл. США, что на 42,8% больше, чем в 2021 г. Основной массив экспорта приходится на такие товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС, как:
Статья: Ответственность за контрабанду
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных);
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе должностных лиц мобильных групп таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)В результате одного из таких решений, направленных на поддержание надлежащего уровня таможенного контроля, был создан и впоследствии законодательно оформлен институт мобильных групп таможенных органов РФ (далее - мобгруппы). В 2022 г. мобгруппами выявлено 7,5 тыс. автотранспортных средств (далее - АТС) (в 2021 г. - 5,4 тыс.), перевозивших 92 тыс. тонн товаров с нарушением законодательства РФ (в 2021 г. - 77 тыс. тонн). Пресечен вывоз более 42 тыс. тонн стратегических товаров (лес и лесоматериалы, сахар, зерно, оборудование). В ходе информационного <1> и иных форм взаимодействия в результате работы мобгрупп в отношении перевозчиков возбуждено 2 132 дела об административных правонарушениях и 146 уголовных дел <2>.
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)В результате одного из таких решений, направленных на поддержание надлежащего уровня таможенного контроля, был создан и впоследствии законодательно оформлен институт мобильных групп таможенных органов РФ (далее - мобгруппы). В 2022 г. мобгруппами выявлено 7,5 тыс. автотранспортных средств (далее - АТС) (в 2021 г. - 5,4 тыс.), перевозивших 92 тыс. тонн товаров с нарушением законодательства РФ (в 2021 г. - 77 тыс. тонн). Пресечен вывоз более 42 тыс. тонн стратегических товаров (лес и лесоматериалы, сахар, зерно, оборудование). В ходе информационного <1> и иных форм взаимодействия в результате работы мобгрупп в отношении перевозчиков возбуждено 2 132 дела об административных правонарушениях и 146 уголовных дел <2>.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)С учетом экономических факторов можно вывести целый ряд обстоятельств, которые позволяют предотвратить такой постепенный фактический отказ от индустриализации импортозамещения ввиду организованного эффективного импорта товаров: функционирующая промышленная политика, которая позволяет субсидировать и организовать производство стратегических замещающих импорт товаров, барьеры для торговли, такие как тарифы, завышенный курс валюты, помогающий производителям импортировать товары, а также отсутствие поддержки прямых зарубежных инвестиций.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)С учетом экономических факторов можно вывести целый ряд обстоятельств, которые позволяют предотвратить такой постепенный фактический отказ от индустриализации импортозамещения ввиду организованного эффективного импорта товаров: функционирующая промышленная политика, которая позволяет субсидировать и организовать производство стратегических замещающих импорт товаров, барьеры для торговли, такие как тарифы, завышенный курс валюты, помогающий производителям импортировать товары, а также отсутствие поддержки прямых зарубежных инвестиций.
Статья: Направления совершенствования таможенного контроля пилопродукции, помещаемой под таможенную процедуру экспорта
(Бондарев К.Д.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тысяч рублей".
(Бондарев К.Д.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тысяч рублей".