Стратегически важные товары и ресурсы
Подборка наиболее важных документов по запросу Стратегически важные товары и ресурсы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении видов нефти и нефтепродуктов в целях применения уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 27-01-25/110020)Вопрос: Об определении видов нефти и нефтепродуктов в целях применения уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 27-01-25/110020)Вопрос: Об определении видов нефти и нефтепродуктов в целях применения уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 226.1. Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов
(ред. от 17.11.2025)Статья 226.1. Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов
Статья: Направления совершенствования таможенного контроля пилопродукции, помещаемой под таможенную процедуру экспорта
(Бондарев К.Д.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тысяч рублей".
(Бондарев К.Д.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тысяч рублей".
Статья: Деятельность таможенной службы России по пресечению и профилактике таможенных преступлений: текущее состояние и пути совершенствования
(Коровяковский Д.Г., Парфенова В.И., Волкова К.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)<3> Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" (с изм. и доп.) // Альта-Софт. 1996 - 2022. URL: https://www.alta.ru/.
(Коровяковский Д.Г., Парфенова В.И., Волкова К.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)<3> Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" (с изм. и доп.) // Альта-Софт. 1996 - 2022. URL: https://www.alta.ru/.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)За контрабанду этилового спирта ответственность наступает по ст. 226.1 УК РФ как за контрабанду стратегически важных товаров (см. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей").
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)За контрабанду этилового спирта ответственность наступает по ст. 226.1 УК РФ как за контрабанду стратегически важных товаров (см. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей").
Статья: Конституционное понимание обмана и его значение для квалификации "обманных" преступлений
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)То, что введение в заблуждение таможенных органов подразумевается при названном способе контрабанды, отмечается во многих судебных решениях. Так, Конституционный Суд РФ заключил: "Квалификация недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости стратегически важных товаров и ресурсов по части первой статьи 226.1 УК Российской Федерации и привлечение лица к уголовной ответственности предполагается лишь в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об умышленном введении таможенного органа в заблуждение (выделено мной. - П.Я.) относительно таможенной стоимости стратегически важного товара на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций (в частности, путем представления подложных документов, призванных скрыть его реальную стоимость)" <11>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)То, что введение в заблуждение таможенных органов подразумевается при названном способе контрабанды, отмечается во многих судебных решениях. Так, Конституционный Суд РФ заключил: "Квалификация недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости стратегически важных товаров и ресурсов по части первой статьи 226.1 УК Российской Федерации и привлечение лица к уголовной ответственности предполагается лишь в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об умышленном введении таможенного органа в заблуждение (выделено мной. - П.Я.) относительно таможенной стоимости стратегически важного товара на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций (в частности, путем представления подложных документов, призванных скрыть его реальную стоимость)" <11>.
Статья: Расположение в Уголовном кодексе РФ уголовно-правовых норм о контрабанде и его влияние на судебную практику
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)В связи с этим вопрос отнесения контрабанды практически всех стратегически важных товаров и ресурсов (за исключением веществ, разрушающих озоновый слой, и продукции, их содержащей), сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ, культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов к преступлениям против общественной безопасности считаем дискуссионным и требующим решения.
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)В связи с этим вопрос отнесения контрабанды практически всех стратегически важных товаров и ресурсов (за исключением веществ, разрушающих озоновый слой, и продукции, их содержащей), сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ, культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов к преступлениям против общественной безопасности считаем дискуссионным и требующим решения.
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Несмотря на многочисленные ограничения, вызванные пандемией коронавируса COVID-19, и обусловленный ею кризис, проблема экономической преступности не утратила своей актуальности. Две трети совершаемых преступлений относятся к категории тяжких, а причиняемый ими материальный ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей. Воспользовавшись возросшим спросом на медицинские изделия и оборудование, заметно активизировались мошенники, а переводом значительного числа сотрудников компаний на дистанционный режим работы - хакеры. Изменения закупочного законодательства привели к появлению новых антиконкурентных и коррупционных проявлений. Стабильно высоким остается количество внешнеэкономических преступлений, связанных с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов. Для минимизации криминальных угроз и смягчения их негативных последствий необходимо реализовать целый комплекс организационно-правовых мер, перечень которых сформулирован в настоящей статье.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Несмотря на многочисленные ограничения, вызванные пандемией коронавируса COVID-19, и обусловленный ею кризис, проблема экономической преступности не утратила своей актуальности. Две трети совершаемых преступлений относятся к категории тяжких, а причиняемый ими материальный ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей. Воспользовавшись возросшим спросом на медицинские изделия и оборудование, заметно активизировались мошенники, а переводом значительного числа сотрудников компаний на дистанционный режим работы - хакеры. Изменения закупочного законодательства привели к появлению новых антиконкурентных и коррупционных проявлений. Стабильно высоким остается количество внешнеэкономических преступлений, связанных с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов. Для минимизации криминальных угроз и смягчения их негативных последствий необходимо реализовать целый комплекс организационно-правовых мер, перечень которых сформулирован в настоящей статье.
Статья: Уголовно-правовая характеристика ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Пулин А.О.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Дополним, что в соответствии с примечанием к ст. 226.1 УК РФ крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в данной статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей, для отдельных видов, определяемых Правительством Российской Федерации, - сто тысяч рублей. Крупным размером культурных ценностей в рассматриваемой статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей <13>.
(Пулин А.О.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Дополним, что в соответствии с примечанием к ст. 226.1 УК РФ крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в данной статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей, для отдельных видов, определяемых Правительством Российской Федерации, - сто тысяч рублей. Крупным размером культурных ценностей в рассматриваемой статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей <13>.
Статья: Ответственность за контрабанду
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных);
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса регламентируется и Постановлениями Правительства РФ от 19 сентября 2015 г. N 995 "Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции", от 2 сентября 2022 г. N 1553 "Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней", от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" и др.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса регламентируется и Постановлениями Правительства РФ от 19 сентября 2015 г. N 995 "Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции", от 2 сентября 2022 г. N 1553 "Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней", от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" и др.
Статья: Некоторые вопросы квалификации контрабанды в свете обновленной редакции статьи 226.1 УК РФ
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Во-вторых, изменилось и содержание такого криминообразующего признака состава контрабанды указанных предметов, как крупный размер, о котором говорится в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Так, ранее в п. 1 примечаний к утратившей силу ст. 200.2 УК РФ крупным размером считалась стоимость алкогольной продукции или табачных изделий на сумму более 250 тыс. руб. При расчете итоговой стоимости не должна была учитываться та часть товаров, которая разрешалась к перемещению через таможенную границу ЕАЭС без декларирования. Это отдельно оговаривалось в п. 2 примечаний к ст. 200.1 УК РФ. В актуальной редакции закона в п. 2 примечаний к ст. 226.1 УК РФ для одних видов стратегически важных товаров и ресурсов крупный размер не может быть менее 1 млн руб., а для других - 100 тыс. руб. Конкретизация видов соответствующих товаров и содержания понятия "крупный размер" происходит на уровне постановлений Правительства РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 указано, что для изучаемых нами видов продукции крупным является размер, когда их стоимость при незаконном перемещении превышает 100 тыс. руб. <6>.
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Во-вторых, изменилось и содержание такого криминообразующего признака состава контрабанды указанных предметов, как крупный размер, о котором говорится в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Так, ранее в п. 1 примечаний к утратившей силу ст. 200.2 УК РФ крупным размером считалась стоимость алкогольной продукции или табачных изделий на сумму более 250 тыс. руб. При расчете итоговой стоимости не должна была учитываться та часть товаров, которая разрешалась к перемещению через таможенную границу ЕАЭС без декларирования. Это отдельно оговаривалось в п. 2 примечаний к ст. 200.1 УК РФ. В актуальной редакции закона в п. 2 примечаний к ст. 226.1 УК РФ для одних видов стратегически важных товаров и ресурсов крупный размер не может быть менее 1 млн руб., а для других - 100 тыс. руб. Конкретизация видов соответствующих товаров и содержания понятия "крупный размер" происходит на уровне постановлений Правительства РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 указано, что для изучаемых нами видов продукции крупным является размер, когда их стоимость при незаконном перемещении превышает 100 тыс. руб. <6>.