Страховая часть пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховая часть пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Уполномоченный орган хочет взыскать неосновательно полученную пенсию или ее часть
(КонсультантПлюс, 2025)часть страховой пенсии по старости, т.к. предоставил в СФР (ПФР) справки с указанием зарплаты, с которой не производилось отчисление страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)часть страховой пенсии по старости, т.к. предоставил в СФР (ПФР) справки с указанием зарплаты, с которой не производилось отчисление страховых взносов
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона" Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей""При этом право Б. на одновременное получение двух пенсий не нарушено, поскольку из материалов дела следует, что он получает как пенсию за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, так и страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), исчисленную с учетом периодов его работы, в которые он подлежал обязательному пенсионному страхованию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить страховую пенсию по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия для назначения страховой пенсии по старости
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия для назначения страховой пенсии по старости
Ситуация: Какие нужны документы для оформления пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Документы для назначения страховой пенсии по старости
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Документы для назначения страховой пенсии по старости
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Пенсии, прожиточный минимум, пособия и другое: проект бюджета на 2026 год прошел первое чтение (24.10.2025)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости
Ситуация: Каков порядок назначения надбавки к пенсии за выслугу лет госслужащим?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)СДс - размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31.12.2014;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)СДс - размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31.12.2014;
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для лиц, осуществляющих уход за инвалидами, в том числе для родителей детей-инвалидов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части назначения страховой пенсии родителям ребенка-инвалида см., например, ситуацию "Как назначается пенсия матери (отцу) ребенка-инвалида?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части назначения страховой пенсии родителям ребенка-инвалида см., например, ситуацию "Как назначается пенсия матери (отцу) ребенка-инвалида?".
Информация: Соцфонд проиндексирует пенсии работающим пенсионерам в феврале
("Официальный сайт СФР", 2024)Второй этап повышения запланирован с 1 апреля каждого года. На этом этапе размер страховых пенсий будет индексироваться исходя из роста доходов Соцфонда. Такое повышение затронет только страховую часть пенсии, то есть ту, что формируется за счет индивидуального пенсионного коэффициента.
("Официальный сайт СФР", 2024)Второй этап повышения запланирован с 1 апреля каждого года. На этом этапе размер страховых пенсий будет индексироваться исходя из роста доходов Соцфонда. Такое повышение затронет только страховую часть пенсии, то есть ту, что формируется за счет индивидуального пенсионного коэффициента.
Статья: Значение понятийного аппарата для выявления сущности и функции социально-обеспечительных выплат
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)<10> Несмотря на то что фиксированная выплата представляет собой самостоятельный вид обязательного пенсионного страхования, ее получение невозможно без установления страховой пенсии, и в научной и учебной литературе по праву социального обеспечения она рассматривается как часть страховой пенсии.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)<10> Несмотря на то что фиксированная выплата представляет собой самостоятельный вид обязательного пенсионного страхования, ее получение невозможно без установления страховой пенсии, и в научной и учебной литературе по праву социального обеспечения она рассматривается как часть страховой пенсии.
Готовое решение: Как работодателю уплатить дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 22 ТК РФ). При этом из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ следует, что уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию является частью правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, которое входит в состав обязательного социального страхования.
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 22 ТК РФ). При этом из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ следует, что уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию является частью правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, которое входит в состав обязательного социального страхования.
Статья: Пенсионный процесс: новый поворот в старой дискуссии
(Воронин Ю.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)С 2002 года в структуре страховой (трудовой) пенсии появился принципиально новый элемент, устанавливаемый не расчетно к заработку, а в фиксированной (твердой) сумме. Первоначально этот элемент назывался "базовая часть трудовой пенсии", затем - "фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии", а в настоящее время - "фиксированная выплата к страховой пенсии". Несмотря на произошедшие переименования, правовая сущность указанного элемента пенсии принципиальным образом не изменилась.
(Воронин Ю.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)С 2002 года в структуре страховой (трудовой) пенсии появился принципиально новый элемент, устанавливаемый не расчетно к заработку, а в фиксированной (твердой) сумме. Первоначально этот элемент назывался "базовая часть трудовой пенсии", затем - "фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии", а в настоящее время - "фиксированная выплата к страховой пенсии". Несмотря на произошедшие переименования, правовая сущность указанного элемента пенсии принципиальным образом не изменилась.
Статья: Спор о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Примечание. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Примечание. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В пенсионном законодательстве не осталось стандартов, которые, подобно прожиточному минимуму, имели бы формально зафиксированное социально-экономическое содержание. Стали применяться номинальные величины, определенные на основании ранее достигнутого минимального уровня пенсионного обеспечения. Так, сумма базовой и страховой части трудовой пенсии по старости не могла быть менее 660 руб. в месяц. Одновременно с этим изменилась структура трудовых пенсий и усложнился порядок определения их размера. В дальнейшем пенсионную систему ожидали более радикальные перемены, в том числе повышение пенсионного возраста, необходимость которого непосредственно связывалась с достижением цели повышения уровня пенсионного обеспечения, прежде всего неработающих пенсионеров.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В пенсионном законодательстве не осталось стандартов, которые, подобно прожиточному минимуму, имели бы формально зафиксированное социально-экономическое содержание. Стали применяться номинальные величины, определенные на основании ранее достигнутого минимального уровня пенсионного обеспечения. Так, сумма базовой и страховой части трудовой пенсии по старости не могла быть менее 660 руб. в месяц. Одновременно с этим изменилась структура трудовых пенсий и усложнился порядок определения их размера. В дальнейшем пенсионную систему ожидали более радикальные перемены, в том числе повышение пенсионного возраста, необходимость которого непосредственно связывалась с достижением цели повышения уровня пенсионного обеспечения, прежде всего неработающих пенсионеров.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О провозглашено, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ <1> в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О провозглашено, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ <1> в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Положения Федерального закона "О страховых пенсиях" (частей 4 и 6 статьи 17) являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 2096-О)".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Положения Федерального закона "О страховых пенсиях" (частей 4 и 6 статьи 17) являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 2096-О)".