Страхование трудовых мигрантов
Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование трудовых мигрантов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности
(КонсультантПлюс, 2025)Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Решение Московского городского суда от 09.10.2024 по делу N 7-15846/2024 (УИД 77RS0031-02-2024-004123-51)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы дополнений к жалобе о том, что Е. заключил договор страхования с СПАО "Ингосстрах" по программе трудовых мигрантов, не свидетельствует об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку указанные обстоятельства, сами по себе, не освобождают его от обязанности обратиться в соответствующие компетентные органы в области миграционной политики с заявлением о продлении срока его нахождения на территории Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы дополнений к жалобе о том, что Е. заключил договор страхования с СПАО "Ингосстрах" по программе трудовых мигрантов, не свидетельствует об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку указанные обстоятельства, сами по себе, не освобождают его от обязанности обратиться в соответствующие компетентные органы в области миграционной политики с заявлением о продлении срока его нахождения на территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Миграционный процесс как фактор обеспечения финансово-правовой политики Республики Таджикистан
(Хаитов С.П.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Чаще всего проблемы трудящихся-мигрантов на территории РФ и в других странах трудоустройства возникают из-за незаключенного трудового договора с работодателем и неоформленной медицинской страховки официально трудоустроенных мигрантов, т.е. имеющих трудовой договор. Также имеют место другие причины. Например, некоторые работодатели сами не заинтересованы в легальной регистрации трудящихся-мигрантов <14>, так как последняя требует дополнительных финансовых расходов.
(Хаитов С.П.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Чаще всего проблемы трудящихся-мигрантов на территории РФ и в других странах трудоустройства возникают из-за незаключенного трудового договора с работодателем и неоформленной медицинской страховки официально трудоустроенных мигрантов, т.е. имеющих трудовой договор. Также имеют место другие причины. Например, некоторые работодатели сами не заинтересованы в легальной регистрации трудящихся-мигрантов <14>, так как последняя требует дополнительных финансовых расходов.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В частности, не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного социального страхования трудящихся-мигрантов Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 04.07.2007. В таком случае применяется законодательство страны трудоустройства: с выплат в пользу граждан Республики Узбекистан страховые взносы исчисляются по единому тарифу в соответствии с п. 3 ст. 425 или п. 2.2 - 2.4 ст. 427 НК РФ (Письмо ФНС России от 17.11.2023 N ЗГ-3-11/15012).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В частности, не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного социального страхования трудящихся-мигрантов Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 04.07.2007. В таком случае применяется законодательство страны трудоустройства: с выплат в пользу граждан Республики Узбекистан страховые взносы исчисляются по единому тарифу в соответствии с п. 3 ст. 425 или п. 2.2 - 2.4 ст. 427 НК РФ (Письмо ФНС России от 17.11.2023 N ЗГ-3-11/15012).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636
(ред. от 27.03.2023)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.
(ред. от 27.03.2023)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999
"О создании Союзного государства"согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
"О создании Союзного государства"согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
Вопрос: О страховых взносах с выплат гражданам Республики Узбекистан.
(Письмо ФНС России от 17.11.2023 N ЗГ-3-11/15012)Учитывая, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 04.07.2007 не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного социального страхования трудящихся-мигрантов, то применяется законодательство страны трудоустройства.
(Письмо ФНС России от 17.11.2023 N ЗГ-3-11/15012)Учитывая, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 04.07.2007 не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного социального страхования трудящихся-мигрантов, то применяется законодательство страны трудоустройства.
Вопрос: Как рассчитать страховые взносы и заполнить РСВ на работников - граждан Узбекистана, работающих по патенту?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)- свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1%.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)- свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1%.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Возникновение ряда особенностей в организации лекарственного обеспечения лиц, отбывающих наказание, профилактике туберкулеза в отношении трудящихся вахтовым методом, борьба с ростом заболеваемости среди местного населения требуют усиления межведомственного взаимодействия противотуберкулезной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной миграционной службы, территориальных органов МВД, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, работодателей, использующих труд вахтовиков.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Возникновение ряда особенностей в организации лекарственного обеспечения лиц, отбывающих наказание, профилактике туберкулеза в отношении трудящихся вахтовым методом, борьба с ростом заболеваемости среди местного населения требуют усиления межведомственного взаимодействия противотуберкулезной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной миграционной службы, территориальных органов МВД, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, работодателей, использующих труд вахтовиков.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)"Сторона трудоустройства" - государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)"Сторона трудоустройства" - государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, Приказ Минтруда от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, Приказ Минтруда от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
Вопрос: О приобретении полиса ДМС временно пребывающим в РФ гражданином Беларуси (не ВКС) при трудоустройстве.
(Письмо Минтруда России от 21.09.2023 N 16-4/ООГ-1668)Таким образом, учитывая вышеизложенное, полагаем, что приобретение договора (полиса) добровольного медицинского страхования не обязательно.
(Письмо Минтруда России от 21.09.2023 N 16-4/ООГ-1668)Таким образом, учитывая вышеизложенное, полагаем, что приобретение договора (полиса) добровольного медицинского страхования не обязательно.
Статья: Цифровизация страхования: что мешает страховщикам и чем может помочь государство
(Горяинов А.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 6)С 2016 года запущена единая система "Бюро страховых историй" по договорам страхования средств транспорта, доступ к которой также возможен в режиме онлайн для всех страховщиков.
(Горяинов А.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 6)С 2016 года запущена единая система "Бюро страховых историй" по договорам страхования средств транспорта, доступ к которой также возможен в режиме онлайн для всех страховщиков.
Вопрос: Какими страховыми взносами облагаются выплаты по трудовому договору работникам - временно пребывающим на территории РФ гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, не являющимся высококвалифицированными специалистами?
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что гражданам Республики Беларусь, прибывающим в Российскую Федерацию, миграционные карты не выдаются (п. 7 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006).
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что гражданам Республики Беларусь, прибывающим в Российскую Федерацию, миграционные карты не выдаются (п. 7 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006).
Статья: Проблемы правового регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Российской Федерации
(Муленко Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 2019-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2012 г. N 1471-р" установило, что с 1 января 2022 г. мигранты смогут получать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) сразу после пересечения границы с Российской Федерацией <12>. Для этого иностранному гражданину необходимо подать предварительную заявку из страны проживания через портал "Госуслуги" в Пенсионный фонд РФ. Это позволит им получать СНИЛС сразу по прибытии в Россию, что упростит и ускорит начало их трудовой деятельности и будет способствовать сокращению нелегального трудоустройства.
(Муленко Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 2019-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2012 г. N 1471-р" установило, что с 1 января 2022 г. мигранты смогут получать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) сразу после пересечения границы с Российской Федерацией <12>. Для этого иностранному гражданину необходимо подать предварительную заявку из страны проживания через портал "Госуслуги" в Пенсионный фонд РФ. Это позволит им получать СНИЛС сразу по прибытии в Россию, что упростит и ускорит начало их трудовой деятельности и будет способствовать сокращению нелегального трудоустройства.