Страхование ответственности экспедитора
Подборка наиболее важных документов по запросу Страхование ответственности экспедитора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Страхование по договору транспортно-экспедиторских услуг
(КонсультантПлюс, 2025)1. Страхование ответственности экспедитора
(КонсультантПлюс, 2025)1. Страхование ответственности экспедитора
Перечень позиций высших судов к ст. 932 ГК РФ "Страхование ответственности по договору"1.2.1. Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя-экспедитора перед клиентами по договору транспортной экспедиции и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспортных средств во внутрироссийском и международном сообщениях и вне территории Российской Федерации, учесть расходы на страхование ответственности экспедитора и должностных лиц в целях налогообложения прибыли?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспортных средств во внутрироссийском и международном сообщениях и вне территории Российской Федерации, учесть расходы на страхование ответственности экспедитора и должностных лиц в целях налогообложения прибыли?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспортных средств во внутрироссийском и международном сообщениях и вне территории Российской Федерации, учесть расходы на страхование ответственности экспедитора и должностных лиц в целях налогообложения прибыли?
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4.1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции.
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4.1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Страхование ответственности экспедитора и перевозчика
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Страхование ответственности экспедитора и перевозчика
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, по мнению Минфина России, нельзя учесть в расходах страховые взносы по договорам страхования:
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, по мнению Минфина России, нельзя учесть в расходах страховые взносы по договорам страхования:
Статья: Отдельные вопросы судебной практики, связанной с применением законодательства о страховании
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)При рассмотрении кассационной жалобы суд округа установил, что выводы нижестоящих судов об отсутствии у истца права на суброгацию в связи с исполнением договора страхования ответственности экспедитора и ничтожности указанного договора не соответствуют статьям 168, 932, 965 ГК РФ, в связи с чем отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)При рассмотрении кассационной жалобы суд округа установил, что выводы нижестоящих судов об отсутствии у истца права на суброгацию в связи с исполнением договора страхования ответственности экспедитора и ничтожности указанного договора не соответствуют статьям 168, 932, 965 ГК РФ, в связи с чем отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
Статья: Правовая природа страхования ответственности за нарушение договора
(Яблуновская А.М.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 1)Что касается страхования профессиональной ответственности перевозчиков, экспедиторов, таможенных брокеров и т.п., то договоры страхования их ответственности сложно признать взаимосвязанными с договорами, заключенными с их клиентами, так как, как указывалось ранее, в этих случаях вследствие раздельного регулирования страхования ответственности их ответственность страхуется комплексно. Также "связыванию" препятствует то обстоятельство, что сложно разграничить, когда ответственность страхователя является договорной, а когда деликтной.
(Яблуновская А.М.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 1)Что касается страхования профессиональной ответственности перевозчиков, экспедиторов, таможенных брокеров и т.п., то договоры страхования их ответственности сложно признать взаимосвязанными с договорами, заключенными с их клиентами, так как, как указывалось ранее, в этих случаях вследствие раздельного регулирования страхования ответственности их ответственность страхуется комплексно. Также "связыванию" препятствует то обстоятельство, что сложно разграничить, когда ответственность страхователя является договорной, а когда деликтной.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
Статья: Незыблемость договора (pacta sunt servanda) и его недействительность
(Иванов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)<20> До появившихся новелл об исцелении недействительных сделок достаточно громким было дело о страховании договорной ответственности экспедитора (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09). Обзор судебной практики, сложившейся до установления нового регулирования по недействительности сделок в ГК см.: Ширвиндт А.М. Ссылка на ничтожность сделки как злоупотребление правом. Изобретение судов, закрепленное в законе // Арбитражная практика. 2015. N 7. С. 24 - 41.
(Иванов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)<20> До появившихся новелл об исцелении недействительных сделок достаточно громким было дело о страховании договорной ответственности экспедитора (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09). Обзор судебной практики, сложившейся до установления нового регулирования по недействительности сделок в ГК см.: Ширвиндт А.М. Ссылка на ничтожность сделки как злоупотребление правом. Изобретение судов, закрепленное в законе // Арбитражная практика. 2015. N 7. С. 24 - 41.