Стороны концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Стороны концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 431 "Толкование договора" ГК РФ"Таким образом, при решении вопроса о характере неустойки содержание соответствующих положений концессионного соглашения должно устанавливаться с учетом требований указанных пунктов о необходимости включения условий об ответственности концессионера в условия концессионного соглашения. Указанное нужно учитывать и при толковании заключенного между сторонами концессионного соглашения (статья 431 ГК РФ) и исходить из того, что условия подлежат толкованию в пользу сохранения условий ответственности концедента и концессионера."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Прокурор хочет признать концессионное соглашение (или его отдельные условия) недействительным и применить последствия недействительности сделки
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. По мнению Прокурора, имеются пороки концессионного соглашения (или его отдельных условий), влекущие его недействительность (например, концессионное соглашение заключено с нарушением конкурсных процедур или с нарушением предусмотренного Законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ порядка, условия концессионного соглашения нарушают публичные интересы, права и/или охраняемые законом интересы третьих лиц и т.п.).
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. По мнению Прокурора, имеются пороки концессионного соглашения (или его отдельных условий), влекущие его недействительность (например, концессионное соглашение заключено с нарушением конкурсных процедур или с нарушением предусмотренного Законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ порядка, условия концессионного соглашения нарушают публичные интересы, права и/или охраняемые законом интересы третьих лиц и т.п.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто является сторонами концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто является сторонами концессионного соглашения
Готовое решение: Каковы особенности концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто выступает сторонами концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто выступает сторонами концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 5. Стороны концессионного соглашения
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 5. Стороны концессионного соглашения
Статья: К вопросу о гражданско-правовой природе концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Вопрос о правовой природе концессионных соглашений, заключаемых согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях), является дискуссионным как в юридической науке, так и в практике. Особенно остро данный вопрос возникает применительно к концессионным соглашениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии), ввиду специфики субъектного состава участников правоотношений в таких концессионных соглашениях, поскольку обязательное участие в них, помимо концедента в лице соответствующего муниципального образования, в качестве третьей стороны принимает субъект Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Закона о концессиях), что усиливает их публично-правовую составляющую. Задействованный спектр властных полномочий публичных органов, участвующих в коммунальных концессиях, значительно шире, чем в концессионных соглашениях в других отраслях экономики. Это обусловлено тем, что вопросы тарифного регулирования (установление тарифов, утверждение инвестиционных и производственных программ, согласование долгосрочных параметров регулирования тарифов, контроль за достижением плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности) по общему правилу отнесены к полномочиям отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ (например, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" <2>), и без прямого участия субъекта РФ эффективная реализация соглашения является весьма затруднительной. Помимо этого, субъект РФ как третья сторона концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере свободен в формировании перечня своих прав и обязанностей по соглашению, поскольку предусмотренные концессионным соглашением, но не предусмотренные Законом о концессиях права и (или) обязанности субъекта РФ подлежат установлению на уровне нормативного правового акта субъекта РФ <3> (п. 4 ч. 4 ст. 40, п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона о концессиях). Также нельзя не отметить еще одну особенность коммунальных концессий: необходимость соответствия инвестиционных мероприятий, предусмотренных в концессионном соглашении, отраслевым схемам (схемам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), содержащим описание текущего и перспективного технико-экономического состояния инфраструктуры водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйств.
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Вопрос о правовой природе концессионных соглашений, заключаемых согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях), является дискуссионным как в юридической науке, так и в практике. Особенно остро данный вопрос возникает применительно к концессионным соглашениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии), ввиду специфики субъектного состава участников правоотношений в таких концессионных соглашениях, поскольку обязательное участие в них, помимо концедента в лице соответствующего муниципального образования, в качестве третьей стороны принимает субъект Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Закона о концессиях), что усиливает их публично-правовую составляющую. Задействованный спектр властных полномочий публичных органов, участвующих в коммунальных концессиях, значительно шире, чем в концессионных соглашениях в других отраслях экономики. Это обусловлено тем, что вопросы тарифного регулирования (установление тарифов, утверждение инвестиционных и производственных программ, согласование долгосрочных параметров регулирования тарифов, контроль за достижением плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности) по общему правилу отнесены к полномочиям отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ (например, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" <2>), и без прямого участия субъекта РФ эффективная реализация соглашения является весьма затруднительной. Помимо этого, субъект РФ как третья сторона концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере свободен в формировании перечня своих прав и обязанностей по соглашению, поскольку предусмотренные концессионным соглашением, но не предусмотренные Законом о концессиях права и (или) обязанности субъекта РФ подлежат установлению на уровне нормативного правового акта субъекта РФ <3> (п. 4 ч. 4 ст. 40, п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона о концессиях). Также нельзя не отметить еще одну особенность коммунальных концессий: необходимость соответствия инвестиционных мероприятий, предусмотренных в концессионном соглашении, отраслевым схемам (схемам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), содержащим описание текущего и перспективного технико-экономического состояния инфраструктуры водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйств.
Статья: Расторжение концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок расторжения концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок расторжения концессионного соглашения
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В Разъяснениях КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг" (далее - КРМФО (IFRIC) 12) стороны концессионного соглашению именуются "концедент" и "оператор".
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В Разъяснениях КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг" (далее - КРМФО (IFRIC) 12) стороны концессионного соглашению именуются "концедент" и "оператор".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Так, в 2022 году из 413 концессионных соглашений 239 были заключены в рамках процедуры частной инициативы Минэкономразвития России. Результаты мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения, за 2022 год. (https://www.economy.gov.ru/material/file/46511ac37e10a7e560e603fedf85dc7e/rezultaty_monitoringa_za_2022_115-fz.pdf.pdf).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Так, в 2022 году из 413 концессионных соглашений 239 были заключены в рамках процедуры частной инициативы Минэкономразвития России. Результаты мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения, за 2022 год. (https://www.economy.gov.ru/material/file/46511ac37e10a7e560e603fedf85dc7e/rezultaty_monitoringa_za_2022_115-fz.pdf.pdf).
Готовое решение: Как расторгнуть концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как расторгнуть концессионное соглашение по соглашению сторон
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как расторгнуть концессионное соглашение по соглашению сторон
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Нельзя не отметить изменения, которые вносятся в Правила с учетом быстро меняющейся экономической конъюнктуры в условиях санкционного давления. Летом 2022 г. в Правилах появилось новое основание для согласования антимонопольным органом изменения условий концессионного соглашения, заключающееся в существенном изменении обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении (подп. "к" п. 2 Правил). Применение данного основания пока что вызывает много вопросов, в том числе следует ли применять существенное изменение обстоятельств в смысле, используемом в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ <19>), а также требуется ли решение суда <20> или же достаточно компромисса сторон относительно существенности возникших обстоятельств, с обоснованием их влияния на затруднения или невозможность дальнейшего исполнения условий концессионного соглашения. Представляется, что разработчики не предполагали необходимость получения концессионером судебного решения для применения данного основания, поскольку это значительно бы увеличило сроки внесения изменений в концессионные соглашения, а также подменяло бы функцию антимонопольного органа по проверке наличия соответствующего основания и согласованию внесения изменений в концессионные соглашения.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Нельзя не отметить изменения, которые вносятся в Правила с учетом быстро меняющейся экономической конъюнктуры в условиях санкционного давления. Летом 2022 г. в Правилах появилось новое основание для согласования антимонопольным органом изменения условий концессионного соглашения, заключающееся в существенном изменении обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении (подп. "к" п. 2 Правил). Применение данного основания пока что вызывает много вопросов, в том числе следует ли применять существенное изменение обстоятельств в смысле, используемом в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ <19>), а также требуется ли решение суда <20> или же достаточно компромисса сторон относительно существенности возникших обстоятельств, с обоснованием их влияния на затруднения или невозможность дальнейшего исполнения условий концессионного соглашения. Представляется, что разработчики не предполагали необходимость получения концессионером судебного решения для применения данного основания, поскольку это значительно бы увеличило сроки внесения изменений в концессионные соглашения, а также подменяло бы функцию антимонопольного органа по проверке наличия соответствующего основания и согласованию внесения изменений в концессионные соглашения.
Статья: Компенсация при расторжении концессионного соглашения по вине концессионера в свете позиции Верховного Суда о недопустимости выплат виновной в расторжении стороне
(Лапшина А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Такой же вывод можно сделать не только применительно к комплексным отношениям сторон концессионного соглашения, но и к максимально простым ситуациям купли-продажи, когда продавец соглашается заключить сделку только при условии включения в договор положения о том, что при его досрочном расторжении покупатель обязуется компенсировать продавцу стоимость доставки товара независимо от того, по чьей вине расторгается соглашение (в том числе если товар доставлен покупателю с существенной просрочкой продавца). Будет ли такая компенсация являться платой при одностороннем расторжении договора? Да. Будет ли она нарушать какие-то основополагающие принципы права или здравый смысл в ситуации, когда стороны договора являлись равноправными и свободными в выражении воли, а включение в договор такого условия было оправданно с точки зрения балансирования рисков сторон? Представляется, что нет.
(Лапшина А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Такой же вывод можно сделать не только применительно к комплексным отношениям сторон концессионного соглашения, но и к максимально простым ситуациям купли-продажи, когда продавец соглашается заключить сделку только при условии включения в договор положения о том, что при его досрочном расторжении покупатель обязуется компенсировать продавцу стоимость доставки товара независимо от того, по чьей вине расторгается соглашение (в том числе если товар доставлен покупателю с существенной просрочкой продавца). Будет ли такая компенсация являться платой при одностороннем расторжении договора? Да. Будет ли она нарушать какие-то основополагающие принципы права или здравый смысл в ситуации, когда стороны договора являлись равноправными и свободными в выражении воли, а включение в договор такого условия было оправданно с точки зрения балансирования рисков сторон? Представляется, что нет.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. На практике это обычно договор, заключаемый между государством и коммерческой организацией, в результате которого государственная недвижимость (вновь созданная или реконструированная) передается в пользование частным инвесторам в коммерческих целях.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. На практике это обычно договор, заключаемый между государством и коммерческой организацией, в результате которого государственная недвижимость (вновь созданная или реконструированная) передается в пользование частным инвесторам в коммерческих целях.
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)подпункт "к" пункта 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 368: "Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований... к) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении";
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)подпункт "к" пункта 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 368: "Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований... к) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении";
Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-13-08/47570)Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-13-08/47570)Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.