Стоимость потребительской корзины
Подборка наиболее важных документов по запросу Стоимость потребительской корзины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации""Исходя из статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. В состав потребительской корзины включаются необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также "Индекс потребительских цен (ИПЦ)")".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также "Индекс потребительских цен (ИПЦ)")".
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Национальная рублевая черта бедности с 1992 до ноября 2021 года была привязана к прожиточному минимуму, основанному на сумме стоимости потребительской корзины и обязательных платежей и сборов за соответствующий период времени [1, с. 49].
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Национальная рублевая черта бедности с 1992 до ноября 2021 года была привязана к прожиточному минимуму, основанному на сумме стоимости потребительской корзины и обязательных платежей и сборов за соответствующий период времени [1, с. 49].
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также "Индекс потребительских цен (ИПЦ)"). Цель по инфляции Банка России установлена для годового темпа прироста потребительских цен в России, то есть для изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением (определяется на основе ИПЦ).
(утв. Банком России)Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также "Индекс потребительских цен (ИПЦ)"). Цель по инфляции Банка России установлена для годового темпа прироста потребительских цен в России, то есть для изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением (определяется на основе ИПЦ).
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)На истории разброс приростов стоимости потребительской корзины в разных регионах ниже, чем разброс приростов цен на отдельные товары и услуги в среднем по России. При этом периодам со стабильно низкой инфляцией соответствует более низкий разброс приростов цен как по регионам, так и по товарам (рис. 3.1 и 3.2). Это значит, что таргетирование инфляции помогает не только снизить темпы роста цен, но и уменьшить их разнородность как в региональном, так и в товарном разрезе. Например, в период 2016 - 2019 годов, когда средняя инфляция была вблизи 4%, стандартное отклонение показателей региональной инфляции находилось в диапазоне от 0,5 до 0,8%. А в 2021 году, когда перегрев экономики сопровождался перебоями в поставках и нехваткой полупроводников, стандартное отклонение региональной инфляции возросло до 1,1%. В 2022 году произошли резкие изменения в экономиках отдельных регионов, связанные с санкциями и уходом из России отдельных компаний и последовавшей адаптацией бизнеса к новым условиям. Как следствие, стандартное отклонение региональной инфляции в апреле 2023 года было высоким (1,4%). Постепенно из-за сходимости экономических процессов, а также преобладания общих для всех регионов проинфляционных факторов стандартное отклонение региональной инфляции вернулось к 0,8%.
(утв. Банком России)На истории разброс приростов стоимости потребительской корзины в разных регионах ниже, чем разброс приростов цен на отдельные товары и услуги в среднем по России. При этом периодам со стабильно низкой инфляцией соответствует более низкий разброс приростов цен как по регионам, так и по товарам (рис. 3.1 и 3.2). Это значит, что таргетирование инфляции помогает не только снизить темпы роста цен, но и уменьшить их разнородность как в региональном, так и в товарном разрезе. Например, в период 2016 - 2019 годов, когда средняя инфляция была вблизи 4%, стандартное отклонение показателей региональной инфляции находилось в диапазоне от 0,5 до 0,8%. А в 2021 году, когда перегрев экономики сопровождался перебоями в поставках и нехваткой полупроводников, стандартное отклонение региональной инфляции возросло до 1,1%. В 2022 году произошли резкие изменения в экономиках отдельных регионов, связанные с санкциями и уходом из России отдельных компаний и последовавшей адаптацией бизнеса к новым условиям. Как следствие, стандартное отклонение региональной инфляции в апреле 2023 года было высоким (1,4%). Постепенно из-за сходимости экономических процессов, а также преобладания общих для всех регионов проинфляционных факторов стандартное отклонение региональной инфляции вернулось к 0,8%.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным <1>, и для того, чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности, с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее - ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения <2>. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера <3>. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным <1>, и для того, чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности, с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее - ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения <2>. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера <3>. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<3> Стоимость потребительской корзины в России - официальные данные. URL: http://takovzakon.ru/stoimost-potrebitelskoj-korziny-v-rossii-oficialnye-dannye/ (дата обращения: 12.11.2018).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<3> Стоимость потребительской корзины в России - официальные данные. URL: http://takovzakon.ru/stoimost-potrebitelskoj-korziny-v-rossii-oficialnye-dannye/ (дата обращения: 12.11.2018).
Статья: Основные проблемы налогового администрирования и перспективы их решения
(Челпанова М.М., Сапунова Т.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 3)- пересмотр условий и размера налоговых льгот, предоставляемых при повышении прожиточного минимума путем полного определения стоимости потребительской корзины, удовлетворяющей основные потребности физического лица;
(Челпанова М.М., Сапунова Т.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 3)- пересмотр условий и размера налоговых льгот, предоставляемых при повышении прожиточного минимума путем полного определения стоимости потребительской корзины, удовлетворяющей основные потребности физического лица;
"Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография"
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Характер и назначение имущественного предоставления на содержание гражданина предполагает необходимость учета изменения стоимости потребительской корзины. Именно поэтому только в обязательствах, где кредитором выступает гражданин, а целью является получение содержания, предусматривается индексация денежных выплат. Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая непосредственно на содержание гражданина, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" <1> сумма, выплачиваемая непосредственно на содержание гражданина, увеличивается пропорционально повышению величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором такой гражданин проживает. При этом принимается во внимание прожиточный минимум, установленный для населения в целом, а не для его отдельных социально-демографических групп, если иное не установлено законом.
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Характер и назначение имущественного предоставления на содержание гражданина предполагает необходимость учета изменения стоимости потребительской корзины. Именно поэтому только в обязательствах, где кредитором выступает гражданин, а целью является получение содержания, предусматривается индексация денежных выплат. Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая непосредственно на содержание гражданина, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума. В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" <1> сумма, выплачиваемая непосредственно на содержание гражданина, увеличивается пропорционально повышению величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором такой гражданин проживает. При этом принимается во внимание прожиточный минимум, установленный для населения в целом, а не для его отдельных социально-демографических групп, если иное не установлено законом.
Статья: Проблемы нормативного правового регулирования социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на улучшение жилищных условий
(Автухова О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)В связи со сложившейся в последние годы нестабильной эпидемиологической ситуацией наше общество столкнулось с ухудшением экономической ситуации во всех сферах жизни. Последствия экономического кризиса ударили в первую очередь по самым слабозащищенным слоям населения: семьям с детьми, пенсионерам и инвалидам, так как на фоне экономической нестабильности выросла стоимость потребительской корзины, а также других товаров и услуг. Экономический кризис также неблагоприятно сказался на государственных служащих, в частности сотрудниках ОВД. В первую очередь он повлиял на гарантии социальной защиты сотрудников ОВД, связанные с денежным довольствием.
(Автухова О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)В связи со сложившейся в последние годы нестабильной эпидемиологической ситуацией наше общество столкнулось с ухудшением экономической ситуации во всех сферах жизни. Последствия экономического кризиса ударили в первую очередь по самым слабозащищенным слоям населения: семьям с детьми, пенсионерам и инвалидам, так как на фоне экономической нестабильности выросла стоимость потребительской корзины, а также других товаров и услуг. Экономический кризис также неблагоприятно сказался на государственных служащих, в частности сотрудниках ОВД. В первую очередь он повлиял на гарантии социальной защиты сотрудников ОВД, связанные с денежным довольствием.
Статья: Инфляция как экономико-правовая категория, ее признаки и виды
(Крылов О.М.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Понятие "инфляция" широко применяется в законах Российской Федерации без раскрытия содержания. Содержание этого термина можно найти в Приказе Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстат) от 15 декабря 2021 г. N 915 "Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" (далее по тексту - Приказ Росстата N 915): это социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности. Аналогичное, по своей сути, определение инфляции закреплено в другом правовом акте, не обладающем признаками нормативности (Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов, утвержденные Банком России; далее по тексту - Основные направления Банка России): это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике, при этом обычно имеется в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством.
(Крылов О.М.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Понятие "инфляция" широко применяется в законах Российской Федерации без раскрытия содержания. Содержание этого термина можно найти в Приказе Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстат) от 15 декабря 2021 г. N 915 "Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" (далее по тексту - Приказ Росстата N 915): это социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности. Аналогичное, по своей сути, определение инфляции закреплено в другом правовом акте, не обладающем признаками нормативности (Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов, утвержденные Банком России; далее по тексту - Основные направления Банка России): это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике, при этом обычно имеется в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российское государство не может отказаться от регулирования цен вообще, поскольку одной из главных своих задач провозглашает повышение жизненного уровня и благосостояния населения. Благодаря государственному регулированию цен учитывается материальное положение малообеспеченных слоев населения. Правительство РФ принимает во внимание такие факторы, как средний прожиточный уровень жизни граждан, минимальный и средний размеры заработной платы, размеры пенсионного обеспечения, стоимость так называемой потребительской корзины, удельный вес необходимых потребительских расходов в соотношении с доходами граждан.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российское государство не может отказаться от регулирования цен вообще, поскольку одной из главных своих задач провозглашает повышение жизненного уровня и благосостояния населения. Благодаря государственному регулированию цен учитывается материальное положение малообеспеченных слоев населения. Правительство РФ принимает во внимание такие факторы, как средний прожиточный уровень жизни граждан, минимальный и средний размеры заработной платы, размеры пенсионного обеспечения, стоимость так называемой потребительской корзины, удельный вес необходимых потребительских расходов в соотношении с доходами граждан.
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отталкиваясь от тезиса о том, что трудовое право и право социального обеспечения с точки зрения реализации прав граждан имеют общие цели правового регулирования - удовлетворение социально значимых потребностей, авторы анализируют категорию прожиточного минимума и взаимосвязанные с ней категории минимального размера оплаты труда и потребительской корзины. Снижение уровня оплаты труда в 2020 г., обусловленное распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, актуализирует вопрос о минимальных гарантиях в этой сфере, которые должны устанавливаться именно с учетом социально значимых потребностей. В связи с этим рассмотрен законопроект о потребительской корзине по Российской Федерации, который оценен авторами как более соответствующий стандартам жизни современного общества, чем действующий в настоящее время. Признавая негативную оценку указанной инициативы Государственной Думой РФ и последующее отклонение законопроекта, авторы в то же время обосновывают вывод о том, что увеличение стоимости потребительской корзины, влекущее за собой установление нового прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, может способствовать повышению покупательского спроса населения и в определенной мере содействовать развитию экономики.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отталкиваясь от тезиса о том, что трудовое право и право социального обеспечения с точки зрения реализации прав граждан имеют общие цели правового регулирования - удовлетворение социально значимых потребностей, авторы анализируют категорию прожиточного минимума и взаимосвязанные с ней категории минимального размера оплаты труда и потребительской корзины. Снижение уровня оплаты труда в 2020 г., обусловленное распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, актуализирует вопрос о минимальных гарантиях в этой сфере, которые должны устанавливаться именно с учетом социально значимых потребностей. В связи с этим рассмотрен законопроект о потребительской корзине по Российской Федерации, который оценен авторами как более соответствующий стандартам жизни современного общества, чем действующий в настоящее время. Признавая негативную оценку указанной инициативы Государственной Думой РФ и последующее отклонение законопроекта, авторы в то же время обосновывают вывод о том, что увеличение стоимости потребительской корзины, влекущее за собой установление нового прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, может способствовать повышению покупательского спроса населения и в определенной мере содействовать развитию экономики.