Стаж в эстонии
Подборка наиболее важных документов по запросу Стаж в эстонии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 12.03.2024 N 33-2052/2024 (УИД 91RS0012-01-2023-000808-17)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. При этом в стаж истца не были включены периоды его работы в должности газоэлектросварщика, период работы в морском пароходстве, период обучения в мореходной школе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено.Указанный период ответчиком не включен в трудовой стаж истца, а также в расчет ИПК, поскольку протекал на территории Эстонии.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. При этом в стаж истца не были включены периоды его работы в должности газоэлектросварщика, период работы в морском пароходстве, период обучения в мореходной школе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено.Указанный период ответчиком не включен в трудовой стаж истца, а также в расчет ИПК, поскольку протекал на территории Эстонии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)В "пропорциональных" международных договорах, заключенных Россией до 1 января 2015 г. (договоры с Королевством Испания, Республикой Беларусь, Латвийской, Эстонской и Чешской республиками), положения о формировании ИПК за периоды страхового стажа, имевшие место в иностранном государстве, по понятным причинам отсутствуют <28>. В международные договоры, подписанные Российской Федерацией после введения в действие Закона о страховых пенсиях <29>, включены нормы, предусматривающие, что при определении права на страховую пенсию по старости в случае недостаточности величины ИПК, сформированного на территории России, один календарный год стажа, приобретенного в государстве - участнике такого договора, позволяет сформировать ИПК, равный 1 <30>. Распространяется ли указанное правило на нестраховые периоды, имевшие место на территории государства - участника такого международного договора, и если да, то как указанные правила соотносятся с нормами российского законодательства, определяющими порядок приобретения пенсионных коэффициентов за иные периоды?
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)В "пропорциональных" международных договорах, заключенных Россией до 1 января 2015 г. (договоры с Королевством Испания, Республикой Беларусь, Латвийской, Эстонской и Чешской республиками), положения о формировании ИПК за периоды страхового стажа, имевшие место в иностранном государстве, по понятным причинам отсутствуют <28>. В международные договоры, подписанные Российской Федерацией после введения в действие Закона о страховых пенсиях <29>, включены нормы, предусматривающие, что при определении права на страховую пенсию по старости в случае недостаточности величины ИПК, сформированного на территории России, один календарный год стажа, приобретенного в государстве - участнике такого договора, позволяет сформировать ИПК, равный 1 <30>. Распространяется ли указанное правило на нестраховые периоды, имевшие место на территории государства - участника такого международного договора, и если да, то как указанные правила соотносятся с нормами российского законодательства, определяющими порядок приобретения пенсионных коэффициентов за иные периоды?
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании приведенных правовых норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку период с 15 октября 1984 г. по 18 апреля 1992 г., в который входит также период ухода за ребенком 1989 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет, засчитан в пенсионный стаж Л. на территории Эстонской Республики, то величина индивидуального пенсионного коэффициента истицы должна определяться только из ее стажа на территории Российской Федерации, поскольку иное противоречило бы принципу разграничения ответственности за пенсионные права, закрепленному в договоре между странами, а также положению ч. 2 комментируемой статьи о запрете на включение в страховой стаж периодов, учтенных при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (см. Определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2020 по делу N 8Г-3689/2019[88-2341/2020](88-4248/2019)).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании приведенных правовых норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку период с 15 октября 1984 г. по 18 апреля 1992 г., в который входит также период ухода за ребенком 1989 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет, засчитан в пенсионный стаж Л. на территории Эстонской Республики, то величина индивидуального пенсионного коэффициента истицы должна определяться только из ее стажа на территории Российской Федерации, поскольку иное противоречило бы принципу разграничения ответственности за пенсионные права, закрепленному в договоре между странами, а также положению ч. 2 комментируемой статьи о запрете на включение в страховой стаж периодов, учтенных при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (см. Определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2020 по делу N 8Г-3689/2019[88-2341/2020](88-4248/2019)).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах З., суд первой инстанции исходил из того, что для решения вопроса об отнесении периода действительной срочной военной службы З. к страховому стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), юридическое значение имеет место несения такой службы, в связи с чем пришел к выводу, что поскольку З. проходил действительную срочную военную службу в спорный период не на территории РСФСР, а на территории Эстонской ССР, и данный период прохождения З. военной службы не был включен Эстонской Республикой на основании действующего эстонского законодательства в его пенсионный стаж, то расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента З. правомерно произведен пенсионным органом с учетом его страхового стажа, имевшего место только на территории Российской Федерации, без включения периода действительной срочной военной службы З.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах З., суд первой инстанции исходил из того, что для решения вопроса об отнесении периода действительной срочной военной службы З. к страховому стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), юридическое значение имеет место несения такой службы, в связи с чем пришел к выводу, что поскольку З. проходил действительную срочную военную службу в спорный период не на территории РСФСР, а на территории Эстонской ССР, и данный период прохождения З. военной службы не был включен Эстонской Республикой на основании действующего эстонского законодательства в его пенсионный стаж, то расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента З. правомерно произведен пенсионным органом с учетом его страхового стажа, имевшего место только на территории Российской Федерации, без включения периода действительной срочной военной службы З.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)В обоснование заявленных требований Ш. указал, что 17 июля 2019 г. на основании положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему назначена страховая пенсия по старости. При определении права на страховую пенсию и ее размера пенсионным органом в страховой стаж Ш. включен период прохождения им военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г. Однако решением пенсионного органа от 10 октября 2019 г. период прохождения Ш. действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. исключен из страхового стажа Ш. в связи с тем, что военная служба в этот период проходила на территории Эстонской ССР (с 1991 года Эстонская Республика), произведен перерасчет назначенной Ш. страховой пенсии по старости, и с 1 октября 2019 г. выплата страховой пенсии по старости производится Ш. в меньшем размере, чем было установлено 17 июля 2019 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)В обоснование заявленных требований Ш. указал, что 17 июля 2019 г. на основании положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему назначена страховая пенсия по старости. При определении права на страховую пенсию и ее размера пенсионным органом в страховой стаж Ш. включен период прохождения им военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г. Однако решением пенсионного органа от 10 октября 2019 г. период прохождения Ш. действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. исключен из страхового стажа Ш. в связи с тем, что военная служба в этот период проходила на территории Эстонской ССР (с 1991 года Эстонская Республика), произведен перерасчет назначенной Ш. страховой пенсии по старости, и с 1 октября 2019 г. выплата страховой пенсии по старости производится Ш. в меньшем размере, чем было установлено 17 июля 2019 г.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм международного договора у ответчика (ГУ Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области) не имелось оснований для назначения истцу трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации, поскольку у истца не имеется трудового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации. Такое право предоставлено Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, пенсионным органам Эстонской Республики в соответствии с законодательством Эстонской Республики.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм международного договора у ответчика (ГУ Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области) не имелось оснований для назначения истцу трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации, поскольку у истца не имеется трудового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации. Такое право предоставлено Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, пенсионным органам Эстонской Республики в соответствии с законодательством Эстонской Республики.
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.