Стаж работы в Казахстане
Подборка наиболее важных документов по запросу Стаж работы в Казахстане (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Приведенные В. в кассационной жалобе доводы о неправомерном отказе во включении в страховой стаж по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку с учетом части 9 статьи 13, части 1 статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 02 декабря 2013 года N 400-ФЗ учитываются только периоды работы и (или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность не на территории Российской Федерации, оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы на территории Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 30 мая 1993 года в производственно-коммерческой фирме "Вертикаль", с 31 мая 1992 года по 21 января 1997 года в малом предприятии "Элике", с 22 января 1997 года по 27 января 1999 года в АО "Алма-Аталифт", с 28 января 1999 года по 3 мая 2000 года в ТОО "Казлифтмонтаж" не имелось.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа" Федерального закона "О страховых пенсиях""Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о необоснованном включении спорного периода работы в Республике Казахстан ввиду отсутствия документов, выдаваемых компетентными органами этого государства в виде формуляра "О стаже работы", указав на то, что в соответствии со статьей 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать страховой стаж работника для оплаты больничного листа
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в страховой стаж может включаться период работы на территории иностранного государства, если с ним есть договоренность об этом. К числу таких стран относится большинство стран бывшего СССР, например Белоруссия, Казахстан. Данные выводы следуют из ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, п. 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, преамбула, п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в страховой стаж может включаться период работы на территории иностранного государства, если с ним есть договоренность об этом. К числу таких стран относится большинство стран бывшего СССР, например Белоруссия, Казахстан. Данные выводы следуют из ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, п. 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, преамбула, п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС.
Типовая ситуация: Страховой стаж для больничного: что включать и как считать
(Издательство "Главная книга", 2025)В стаж можно включить также период работы на Украине, в Казахстане и в других государствах, с которыми есть соглашения о взаимном зачете страхового стажа (ст. ст. 6, 8 Соглашения о трудовой деятельности и соцзащите, ст. 98 Договора о ЕАЭС).
(Издательство "Главная книга", 2025)В стаж можно включить также период работы на Украине, в Казахстане и в других государствах, с которыми есть соглашения о взаимном зачете страхового стажа (ст. ст. 6, 8 Соглашения о трудовой деятельности и соцзащите, ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
"Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза"
(Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019)2. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
(Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019)2. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
Ситуация: В каком случае получают пенсию иностранные граждане, в том числе граждане СНГ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особые правила назначения и выплаты пенсии установлены для граждан одного из государств - членов ЕАЭС, трудящихся (трудившихся) на территории другого государства - члена ЕАЭС. К таким государствам относятся РФ, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. В частности, предусмотрено следующее (преамбула Договора о ЕАЭС от 29.05.2014; ст. 1 Договора от 10.10.2014; ст. 1 Договора от 23.12.2014; ст. 1, п. 6 ст. 4, п. 1 ст. 6 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особые правила назначения и выплаты пенсии установлены для граждан одного из государств - членов ЕАЭС, трудящихся (трудившихся) на территории другого государства - члена ЕАЭС. К таким государствам относятся РФ, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. В частности, предусмотрено следующее (преамбула Договора о ЕАЭС от 29.05.2014; ст. 1 Договора от 10.10.2014; ст. 1 Договора от 23.12.2014; ст. 1, п. 6 ст. 4, п. 1 ст. 6 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019):
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В частности, Закон Федеративной Республики Германии от 25 февраля 1960 г. "Об иностранных пенсиях" позволяет засчитывать в стаж для установления пенсии соотечественникам-переселенцам периоды прохождения военной службы и периоды ухода за детьми, имевшие место в стране прежнего места жительства <24>. Законодательство же Республики Казахстан среди периодов, учитываемых при подсчете трудового стажа, упоминает периоды трудовой деятельности в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине <25>. При этом формулировки, используемые казахстанским законодателем в отношении большинства периодов, называемых в отечественном законодательстве иными, не содержат прямой привязки к территории Республики Казахстан, однако отсутствие доступа к правоприменительной практике казахстанских органов пенсионного обеспечения не позволяет сделать однозначный вывод о возможности зачета в трудовой стаж, например, периода ухода за ребенком, имевшего место за границей.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В частности, Закон Федеративной Республики Германии от 25 февраля 1960 г. "Об иностранных пенсиях" позволяет засчитывать в стаж для установления пенсии соотечественникам-переселенцам периоды прохождения военной службы и периоды ухода за детьми, имевшие место в стране прежнего места жительства <24>. Законодательство же Республики Казахстан среди периодов, учитываемых при подсчете трудового стажа, упоминает периоды трудовой деятельности в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине <25>. При этом формулировки, используемые казахстанским законодателем в отношении большинства периодов, называемых в отечественном законодательстве иными, не содержат прямой привязки к территории Республики Казахстан, однако отсутствие доступа к правоприменительной практике казахстанских органов пенсионного обеспечения не позволяет сделать однозначный вывод о возможности зачета в трудовой стаж, например, периода ухода за ребенком, имевшего место за границей.