Стаж работы в Белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Стаж работы в Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994) трудовой стаж взаимно признается Сторонами. Сторонами данного Соглашения являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994) трудовой стаж взаимно признается Сторонами. Сторонами данного Соглашения являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.2023 N 88-24304/2023 (УИД 53RS0016-01-2022-002076-39)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены периоды работы в средней школе в должности старшей пионервожатой, учебы в педагогических учебных заведениях, работы учителем физического воспитания.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы кассационной жалобы в части наличия оснований для включения в стаж периодов работы в Республике Беларусь, не могут быть признаны основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, основаны на неверном толковании закона и международных договоров.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены периоды работы в средней школе в должности старшей пионервожатой, учебы в педагогических учебных заведениях, работы учителем физического воспитания.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы кассационной жалобы в части наличия оснований для включения в стаж периодов работы в Республике Беларусь, не могут быть признаны основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, основаны на неверном толковании закона и международных договоров.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Допустим, гражданин Республики Беларусь в 2025 г. претендует на получение пенсии за трудовую деятельность в Российской Федерации, однако он отработал в России лишь 10 полных месяцев - с января по октябрь 2022 г. включительно. При этом данный гражданин также трудился в течение 6 месяцев на территории Республики Беларусь - с марта по август 2022 г. включительно. В рассматриваемых условиях для целей получения пенсии по российскому законодательству к трудовому стажу, приобретенному этим лицом в Российской Федерации, не получится присоединить работу в Республике Беларусь, поскольку указанный стаж совпадает по времени со стажем работы в России.
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Допустим, гражданин Республики Беларусь в 2025 г. претендует на получение пенсии за трудовую деятельность в Российской Федерации, однако он отработал в России лишь 10 полных месяцев - с января по октябрь 2022 г. включительно. При этом данный гражданин также трудился в течение 6 месяцев на территории Республики Беларусь - с марта по август 2022 г. включительно. В рассматриваемых условиях для целей получения пенсии по российскому законодательству к трудовому стажу, приобретенному этим лицом в Российской Федерации, не получится присоединить работу в Республике Беларусь, поскольку указанный стаж совпадает по времени со стажем работы в России.
Вопрос: Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?
(Консультация эксперта, 2025)Договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан").
(Консультация эксперта, 2025)Договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан").
Нормативные акты
Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4
"О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий"Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
"О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий"Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Такой подход к определению соотношения норм международных договоров территориального типа и национального законодательства получил поддержку в практике судов общей юрисдикции <13>. Обращает на себя внимание то, что судебные акты, которыми исковые требования о зачете периода военной или приравненной к ней службы в государстве - участнике Соглашения СНГ оставлены без удовлетворения, мотивированы не политико-правовыми соображениями, а положениями Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, уточняющими содержание п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях. Интересно при этом, что формулировка соответствующего иного периода, например, в белорусском пенсионном законодательстве <14> прямо упоминает Вооруженные силы Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и т.п., в то время как в законодательстве Республики Казахстан рассматриваемый нестраховой период обозначен весьма лаконично - "воинская служба" <15>, однако отсутствие доступа к зарубежной правоприменительной практике не позволяет делать выводы о том, является ли это основанием для зачета в трудовой стаж периодов военной службы в вооруженных силах других государств - участников Соглашения СНГ.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Такой подход к определению соотношения норм международных договоров территориального типа и национального законодательства получил поддержку в практике судов общей юрисдикции <13>. Обращает на себя внимание то, что судебные акты, которыми исковые требования о зачете периода военной или приравненной к ней службы в государстве - участнике Соглашения СНГ оставлены без удовлетворения, мотивированы не политико-правовыми соображениями, а положениями Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, уточняющими содержание п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях. Интересно при этом, что формулировка соответствующего иного периода, например, в белорусском пенсионном законодательстве <14> прямо упоминает Вооруженные силы Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и т.п., в то время как в законодательстве Республики Казахстан рассматриваемый нестраховой период обозначен весьма лаконично - "воинская служба" <15>, однако отсутствие доступа к зарубежной правоприменительной практике не позволяет делать выводы о том, является ли это основанием для зачета в трудовой стаж периодов военной службы в вооруженных силах других государств - участников Соглашения СНГ.
Вопрос: Какая ставка НДФЛ применяется в отношении работника из Белоруссии, если на дату выплаты дохода он не приобрел статус резидента РФ? Если НДФЛ исчислялся по ставке 13% либо 15%, надо ли пересчитывать налог, если до конца года статус резидента РФ не приобретен? По каким правилам начислять страховые взносы?
(Консультация эксперта, 2024)Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор от 25.12.1998 "О равных правах граждан", в соответствии со ст. 7 которого договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Граждане России и Белоруссии имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
(Консультация эксперта, 2024)Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор от 25.12.1998 "О равных правах граждан", в соответствии со ст. 7 которого договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Граждане России и Белоруссии имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
Статья: Россия и Белоруссия: сравнительно-правовой анализ законодательства о нотариате
(Щенникова Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Нотариальное бюро вправе образовать нотариус со стажем работы более трех лет. Решение о создании бюро принимает правление Белорусской нотариальной палаты по согласованию с главным управлением юстиции. В бюро деятельность осуществляет один нотариус, но ему предоставляется право принимать на работу и увольнять работников, а также принимать на работу граждан по гражданско-правовым договорам. Такое видение организационно-правовых форм нотариальной деятельности заслуживает внимания и, возможно, плодотворного использования.
(Щенникова Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Нотариальное бюро вправе образовать нотариус со стажем работы более трех лет. Решение о создании бюро принимает правление Белорусской нотариальной палаты по согласованию с главным управлением юстиции. В бюро деятельность осуществляет один нотариус, но ему предоставляется право принимать на работу и увольнять работников, а также принимать на работу граждан по гражданско-правовым договорам. Такое видение организационно-правовых форм нотариальной деятельности заслуживает внимания и, возможно, плодотворного использования.
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
Статья: Предупреждение об увольнении работника по инициативе работодателя: перспективы адаптации зарубежного опыта в России
(Михальская А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В 2020 - 2021 гг. в связи с эпидемией COVID-19 проблема расторжения трудового договора по инициативе работодателя приобрела дополнительную актуальность, поскольку количество увольнений и связанных с ними трудовых споров существенно возросло. В доктрине трудового права до сих пор концептуально не изучен вопрос, касающийся процедуры предупреждения об увольнении работника, сложившейся в разных странах. В статье приведена классификация предупреждения об увольнении работника, которая основана на положениях Конвенции МОТ N 158, Рекомендации N 166, а также Европейской социальной хартии. Статья посвящена сравнительно-правовому анализу предупреждения об увольнении по инициативе работодателя в таких странах, как Австралия, Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, Китай, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция. Делается вывод о том, что большинство стран придерживается подхода, согласно которому основополагающим критерием для определения срока предупреждения об увольнении работника по инициативе работодателя является стаж работы.
(Михальская А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В 2020 - 2021 гг. в связи с эпидемией COVID-19 проблема расторжения трудового договора по инициативе работодателя приобрела дополнительную актуальность, поскольку количество увольнений и связанных с ними трудовых споров существенно возросло. В доктрине трудового права до сих пор концептуально не изучен вопрос, касающийся процедуры предупреждения об увольнении работника, сложившейся в разных странах. В статье приведена классификация предупреждения об увольнении работника, которая основана на положениях Конвенции МОТ N 158, Рекомендации N 166, а также Европейской социальной хартии. Статья посвящена сравнительно-правовому анализу предупреждения об увольнении по инициативе работодателя в таких странах, как Австралия, Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, Китай, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция. Делается вывод о том, что большинство стран придерживается подхода, согласно которому основополагающим критерием для определения срока предупреждения об увольнении работника по инициативе работодателя является стаж работы.
Готовое решение: Как рассчитать страховой стаж работника для оплаты больничного листа
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в страховой стаж может включаться период работы на территории иностранного государства, если с ним есть договоренность об этом. К числу таких стран относится большинство стран бывшего СССР, например Белоруссия, Казахстан. Данные выводы следуют из ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, п. 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, преамбула, п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в страховой стаж может включаться период работы на территории иностранного государства, если с ним есть договоренность об этом. К числу таких стран относится большинство стран бывшего СССР, например Белоруссия, Казахстан. Данные выводы следуют из ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, п. 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, преамбула, п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС.
Статья: О подготовке кандидатов в судьи
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)В настоящее время в отдельных странах как ближнего, так и дальнего зарубежья для обеспечения высокого качества правосудия и наполнения судов наиболее компетентными специалистами применяются различные законодательно регламентированные механизмы подготовки судейских кадров <7>. Например, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 80) предусмотрено, что кандидат в судьи, зарегистрированный в установленном порядке, рекомендуется квалификационной коллегией судей для назначения на должность стажера судьи или на вакантную должность судьи в качестве стажера судьи и прохождения при необходимости специальной подготовки (от прохождения такой специальной подготовки может быть освобожден кандидат в судьи, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в судах общей юрисдикции, адвокатуре, нотариате, органах прокуратуры, внутренних дел, Следственном комитете) <8>.
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)В настоящее время в отдельных странах как ближнего, так и дальнего зарубежья для обеспечения высокого качества правосудия и наполнения судов наиболее компетентными специалистами применяются различные законодательно регламентированные механизмы подготовки судейских кадров <7>. Например, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 80) предусмотрено, что кандидат в судьи, зарегистрированный в установленном порядке, рекомендуется квалификационной коллегией судей для назначения на должность стажера судьи или на вакантную должность судьи в качестве стажера судьи и прохождения при необходимости специальной подготовки (от прохождения такой специальной подготовки может быть освобожден кандидат в судьи, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в судах общей юрисдикции, адвокатуре, нотариате, органах прокуратуры, внутренних дел, Следственном комитете) <8>.
Статья: Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Как видно из проведенного анализа, во всех странах ЕАЭС отсутствует зависимость размера выходного пособия от стажа работы, оно установлено далеко не во всех случаях увольнений (меньше всего оснований для выплаты выходного пособия в Казахстане).
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Как видно из проведенного анализа, во всех странах ЕАЭС отсутствует зависимость размера выходного пособия от стажа работы, оно установлено далеко не во всех случаях увольнений (меньше всего оснований для выплаты выходного пособия в Казахстане).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Вместе с тем в ст. ст. 7, 8 Договора сказано, что для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Вместе с тем в ст. ст. 7, 8 Договора сказано, что для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.