Ставки по местным налогам
Подборка наиболее важных документов по запросу Ставки по местным налогам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение городских и земских органов местного самоуправления в структуре органов публичной власти на местном уровне в период контрреформ 1890-х годов
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Стоит отметить, что статус и система отношений органов местного самоуправления между собой и вышестоящими административными органами при принятии Положения о губернских и земских учреждениях 1890 г. <7> и Городового положения 1892 г. <8> довольно сильно поменялись. Несмотря на то что структура органов местного самоуправления осталась прежней, механизм принятия решений (в первую очередь кадровых) претерпел значительные изменения. Согласно новым условиям, ряд решений, ранее самостоятельно принимавшихся городскими думами и земскими собраниями, теперь нуждались в утверждении со стороны губернаторов (ст. 78 Городового положения, ст. 82 Положения о губернских и уездных земских учреждениях), а некоторые - министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Стоит отметить, что к ним отнесены довольно важные вопросы, которые неразрывно связаны с жизнедеятельностью местного населения и которые преимущественно должны находиться в рамках собственной компетенции органов местного самоуправления (так, к ним отнесены установление ставок местных налогов и сборов, дорожное строительство, земельные и арендные отношения, инструкции для местных чиновников, займы и поручительства земств и городов и многое другое). Был также предусмотрен специальный механизм приостановления и отмены решений земских и городских органов: в случае, если губернатор считает, что тот или иной акт нарушает закон или общественный интерес, он вносит его на рассмотрение губернского по делам городов и земств присутствия, и в случае, если в ходе голосования его мнение совпадет с мнением губернатора, акт признается несостоявшимся (ст. 80 Городового положения, ст. 84 - 85 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). В исключительных случаях, если на заседании губернского присутствия вопрос о законности акта вызывал разногласия, вопрос подлежал рассмотрению министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Более того, все копии постановлений земских собраний и городских дум направлялись губернатору, который не только решал вопросы, связанные с их опубликованием, но и мог в любом случае поставить вопрос о законности или несоответствии их государственным нуждам даже в том случае, если они не подлежали его обязательному утверждению, и остановить их исполнение (ст. 76, 83, 84 Городового положения, ст. 86 - 88 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Таким образом, принятие ключевых решений, связанных с функционированием органов местного самоуправления, зависело от усмотрения губернаторов, а интересы местного населения были отодвинуты на второй план. По мнению автора, подобная чрезвычайная опека со стороны губернских властей вместо упорядочения деятельности местных структур и улучшения порядка управления на местах привнесла в местное самоуправление излишне бюрократизированный характер, тем самым сковав инициативу местных жителей и возможность регулировать важнейшие вопросы жизнедеятельности самостоятельно.
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Стоит отметить, что статус и система отношений органов местного самоуправления между собой и вышестоящими административными органами при принятии Положения о губернских и земских учреждениях 1890 г. <7> и Городового положения 1892 г. <8> довольно сильно поменялись. Несмотря на то что структура органов местного самоуправления осталась прежней, механизм принятия решений (в первую очередь кадровых) претерпел значительные изменения. Согласно новым условиям, ряд решений, ранее самостоятельно принимавшихся городскими думами и земскими собраниями, теперь нуждались в утверждении со стороны губернаторов (ст. 78 Городового положения, ст. 82 Положения о губернских и уездных земских учреждениях), а некоторые - министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Стоит отметить, что к ним отнесены довольно важные вопросы, которые неразрывно связаны с жизнедеятельностью местного населения и которые преимущественно должны находиться в рамках собственной компетенции органов местного самоуправления (так, к ним отнесены установление ставок местных налогов и сборов, дорожное строительство, земельные и арендные отношения, инструкции для местных чиновников, займы и поручительства земств и городов и многое другое). Был также предусмотрен специальный механизм приостановления и отмены решений земских и городских органов: в случае, если губернатор считает, что тот или иной акт нарушает закон или общественный интерес, он вносит его на рассмотрение губернского по делам городов и земств присутствия, и в случае, если в ходе голосования его мнение совпадет с мнением губернатора, акт признается несостоявшимся (ст. 80 Городового положения, ст. 84 - 85 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). В исключительных случаях, если на заседании губернского присутствия вопрос о законности акта вызывал разногласия, вопрос подлежал рассмотрению министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Более того, все копии постановлений земских собраний и городских дум направлялись губернатору, который не только решал вопросы, связанные с их опубликованием, но и мог в любом случае поставить вопрос о законности или несоответствии их государственным нуждам даже в том случае, если они не подлежали его обязательному утверждению, и остановить их исполнение (ст. 76, 83, 84 Городового положения, ст. 86 - 88 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Таким образом, принятие ключевых решений, связанных с функционированием органов местного самоуправления, зависело от усмотрения губернаторов, а интересы местного населения были отодвинуты на второй план. По мнению автора, подобная чрезвычайная опека со стороны губернских властей вместо упорядочения деятельности местных структур и улучшения порядка управления на местах привнесла в местное самоуправление излишне бюрократизированный характер, тем самым сковав инициативу местных жителей и возможность регулировать важнейшие вопросы жизнедеятельности самостоятельно.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Кроме того, ч. 56 ст. 309 НК Грузии в качестве переходного положения предусматривает право органов местного самоуправления в пределах их компетенции вводить в случаях, предусмотренных Законом Грузии от 15 мая 2012 г. N 6175 "О содействии олимпийскому движению", ставку местного налога на части территории самоуправляющейся единицы, отличающуюся от закрепленной в Налоговом кодексе Грузии в рамках предельных ставок, определенных постановлением Правительства Грузии <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Кроме того, ч. 56 ст. 309 НК Грузии в качестве переходного положения предусматривает право органов местного самоуправления в пределах их компетенции вводить в случаях, предусмотренных Законом Грузии от 15 мая 2012 г. N 6175 "О содействии олимпийскому движению", ставку местного налога на части территории самоуправляющейся единицы, отличающуюся от закрепленной в Налоговом кодексе Грузии в рамках предельных ставок, определенных постановлением Правительства Грузии <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное, по общему правилу, для налогоплательщика (п. 4.1). Однако, когда инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), а муниципальными образованиями этого субъекта Российской Федерации реализовано право на установление размера налоговых ставок, которые значительно превышают пороговые значения налоговых ставок применительно к кадастровой стоимости объекта недвижимости, - притом что сама дискреция представительных органов муниципальных образований в вопросе определения конкретных размеров налоговых ставок по местным налогам в пределах предусмотренных законодательством о налогах и сборах ограничений не ставится под сомнение, - размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, может оказаться существенно, а иногда и многократно, большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, если бы таковая была установлена и применялась в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 4.2).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное, по общему правилу, для налогоплательщика (п. 4.1). Однако, когда инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), а муниципальными образованиями этого субъекта Российской Федерации реализовано право на установление размера налоговых ставок, которые значительно превышают пороговые значения налоговых ставок применительно к кадастровой стоимости объекта недвижимости, - притом что сама дискреция представительных органов муниципальных образований в вопросе определения конкретных размеров налоговых ставок по местным налогам в пределах предусмотренных законодательством о налогах и сборах ограничений не ставится под сомнение, - размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, может оказаться существенно, а иногда и многократно, большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, если бы таковая была установлена и применялась в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 4.2).
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Налоговые ставки по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по местным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в пределах, установленных настоящим Кодексом.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Налоговые ставки по региональным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по местным налогам, подлежащим взиманию в федеральной территории "Сириус", устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" в пределах, установленных настоящим Кодексом.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Теория налогообложения выделяет различные виды налоговых ставок: устанавливаемые в твердой сумме, пропорциональные, в том числе прогрессивные и регрессивные. Налоговый кодекс РФ, определяя понятие налоговой ставки, сосредотачивается прежде всего на порядке ее установления по тому или иному налогу. В частности, закрепляется, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Теория налогообложения выделяет различные виды налоговых ставок: устанавливаемые в твердой сумме, пропорциональные, в том числе прогрессивные и регрессивные. Налоговый кодекс РФ, определяя понятие налоговой ставки, сосредотачивается прежде всего на порядке ее установления по тому или иному налогу. В частности, закрепляется, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)(+) По мнению ИФНС, налог на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., исчисляется по ставке 2%, предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ, т.к. местные ставки налога для таких объектов не установлены.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)(+) По мнению ИФНС, налог на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., исчисляется по ставке 2%, предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ, т.к. местные ставки налога для таких объектов не установлены.
Статья: Правовая политика антисоветских правительств в налоговой сфере в годы гражданской войны в России
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Из-за низких ставок местных налогов в весьма неприглядном состоянии оказались бюджеты муниципальных органов власти и управления на всех территориях "белой" России. Земские бюджеты формировались в основном за счет поземельных налоговых сборов и сборов с недвижимых имуществ. Определенную роль играло и разрешение земствам увеличивать стоимость промысловых патентов и свидетельств. Законом Временного правительства летом 1917 г. земствам было предоставлено право на надбавку подоходного налога в размере 8 - 10%. В городах, помимо значительного количества мелких сборов, существовали налоги с городских земель (1/10 часть дохода) и с городской недвижимости (не более 2% ее стоимости). Городская казна также могла располагать надбавками к государственным налогам на промысловые свидетельства и патенты в размере от 10 до 20%. Кроме того, с 1918 г. городским самоуправлениям было предоставлено право на 8-процентную надбавку к подоходному налогу [17, с. 46].
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Из-за низких ставок местных налогов в весьма неприглядном состоянии оказались бюджеты муниципальных органов власти и управления на всех территориях "белой" России. Земские бюджеты формировались в основном за счет поземельных налоговых сборов и сборов с недвижимых имуществ. Определенную роль играло и разрешение земствам увеличивать стоимость промысловых патентов и свидетельств. Законом Временного правительства летом 1917 г. земствам было предоставлено право на надбавку подоходного налога в размере 8 - 10%. В городах, помимо значительного количества мелких сборов, существовали налоги с городских земель (1/10 часть дохода) и с городской недвижимости (не более 2% ее стоимости). Городская казна также могла располагать надбавками к государственным налогам на промысловые свидетельства и патенты в размере от 10 до 20%. Кроме того, с 1918 г. городским самоуправлениям было предоставлено право на 8-процентную надбавку к подоходному налогу [17, с. 46].
Ситуация: Как рассчитывается земельный налог для физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Земельный налог является местным налогом, поэтому его ставки в существующих пределах, а также льготы по его уплате устанавливаются нормативными правовыми актами (далее - НПА) представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА представительного органа федеральной территории "Сириус") (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 15, ст. 387 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Земельный налог является местным налогом, поэтому его ставки в существующих пределах, а также льготы по его уплате устанавливаются нормативными правовыми актами (далее - НПА) представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА представительного органа федеральной территории "Сириус") (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 15, ст. 387 НК РФ).
Статья: Факторы проявления налогового суверенитета в финансовой деятельности органов местного самоуправления
(Колесников Ю.А., Киселева А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Насколько же проявляется налоговый суверенитет в финансовой деятельности органов местного самоуправления? В этой связи необходимо отметить, что местное самоуправление по территориальной организации ближе всего стоит к населению. Именно оно призвано удовлетворять жизненные каждодневные потребности каждого человека. Это возможно только при наличии существенной экономической базы, важнейшей доходной частью которой являются налоговые поступления. И вот именно в этом плане местное самоуправление реализует волю населения по распределению налоговых доходов. Это определенный парадокс, связанный с, возможно, не вполне выверенной доктринальной трактовкой экономической базы местного самоуправления. Определение ставок местных налогов и принятие решений об их взимании либо не взимании не относится к элементам реализации налогового суверенитета, ибо в этом не отражается политическая воля населения. Указанные процессы призваны обеспечить денежное содержание местного хозяйства.
(Колесников Ю.А., Киселева А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Насколько же проявляется налоговый суверенитет в финансовой деятельности органов местного самоуправления? В этой связи необходимо отметить, что местное самоуправление по территориальной организации ближе всего стоит к населению. Именно оно призвано удовлетворять жизненные каждодневные потребности каждого человека. Это возможно только при наличии существенной экономической базы, важнейшей доходной частью которой являются налоговые поступления. И вот именно в этом плане местное самоуправление реализует волю населения по распределению налоговых доходов. Это определенный парадокс, связанный с, возможно, не вполне выверенной доктринальной трактовкой экономической базы местного самоуправления. Определение ставок местных налогов и принятие решений об их взимании либо не взимании не относится к элементам реализации налогового суверенитета, ибо в этом не отражается политическая воля населения. Указанные процессы призваны обеспечить денежное содержание местного хозяйства.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Это новый местный налог (ст. 15 НК РФ), который вводят на своих территориях местные органы власти. При этом на местном уровне определяются ставка налога (не выше максимальной установленной НК РФ) и налоговые льготы.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Это новый местный налог (ст. 15 НК РФ), который вводят на своих территориях местные органы власти. При этом на местном уровне определяются ставка налога (не выше максимальной установленной НК РФ) и налоговые льготы.
Готовое решение: Как организации получить инвестиционный налоговый кредит (в 2022 г. и предыдущих периодах)
(КонсультантПлюс, 2022)По налогу на прибыль (в части, которая поступает в региональный бюджет), по региональным и местным налогам в регионах и муниципалитетах могут установить другие ставки (п. 7 ст. 67 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)По налогу на прибыль (в части, которая поступает в региональный бюджет), по региональным и местным налогам в регионах и муниципалитетах могут установить другие ставки (п. 7 ст. 67 НК РФ).