Статья 78 возврат налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 78 возврат налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция КС РФ, ВАС РФ: Если пропущен срок на подачу в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, срок исковой давности для обращения в суд с соответствующим требованием исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права
Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200 ГК РФ, п. 7 ст. 78 НК РФЕсли пропущен срок для подачи в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (п. 8 ст. 78 НК РФ), гражданин может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200 ГК РФ, п. 7 ст. 78 НК РФЕсли пропущен срок для подачи в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (п. 8 ст. 78 НК РФ), гражданин может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании уважительной причины пропуска срока на подачу уточненных налоговых деклараций. Согласно материалам дела налоговым органом была проведена проверка контрагента общества за период 2016 - 2017 годов, по результатам которой в 2021 году указанное лицо было признано организатором схемы формального документооборота, в которой общество принимало непосредственное участие. В период после составления акта проверки обществом подавались уточненные налоговые декларации и производилась уплата соответствующих сумм налога, однако данные обстоятельства в решении в отношении организатора схемы налоговым органом не были учтены. Контрагент потребовал от общества подать новые уточненные декларации, что, в свою очередь, привело к обращению общества в суд с настоящим требованием. В своем обращении общество указывало на наличие уважительных причин пропуска подачи уточненных налоговых деклараций, а также ссылалось на положения подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ, которые не позволяют налоговому органу самостоятельно восстанавливать пропущенный срок, ввиду чего общество было вынуждено обратиться в суд за установлением указанного юридического факта. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что факт исполнения обязанности по уплате налогов обществом не влияет на доначисление налогов контрагенту. Суд отметил, что хотя сроки для представления уточненных налоговых деклараций не установлены, но поскольку требование по настоящему делу направлено на формирование у общества положительного сальдо ЕНС, являющегося основанием для зачета/возврата сумм денежных средств, то срок подачи уточненных налоговых деклараций, определяемый сроком возврата излишне уплаченного налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), истек до 01.01.2023, то есть до вступления в силу положений подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ (введенной Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ), на которые общество ссылается в обоснование заявленных требований. В части непосредственного установления юридического факта суд указал, что факт устанавливается в отношении уже состоявшегося события (обстоятельства), имеющего юридическое значение. В рассматриваемом деле уточненные налоговые декларации поданы не были, следовательно, юридический факт, который просит установить общество, отсутствует. Таким образом, поскольку общество во внесудебном порядке не обращалось в налоговый орган (не подало декларации, заявление о формировании положительного сальдо ЕНС или зачете/возврате налога), то удовлетворение его требований не может быть осуществлено в порядке установления факта, имеющего юридическое значение. Также не может быть рассмотрено в данном порядке и заявление общества о восстановлении срока, поскольку восстановление срока производится при рассмотрении конкретного материально-правового требования, в отношении которого пропущен срок. Из буквального содержания подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ не следует, что восстановление срока, указанного в данной норме, должно производиться в порядке установления юридического факта.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании уважительной причины пропуска срока на подачу уточненных налоговых деклараций. Согласно материалам дела налоговым органом была проведена проверка контрагента общества за период 2016 - 2017 годов, по результатам которой в 2021 году указанное лицо было признано организатором схемы формального документооборота, в которой общество принимало непосредственное участие. В период после составления акта проверки обществом подавались уточненные налоговые декларации и производилась уплата соответствующих сумм налога, однако данные обстоятельства в решении в отношении организатора схемы налоговым органом не были учтены. Контрагент потребовал от общества подать новые уточненные декларации, что, в свою очередь, привело к обращению общества в суд с настоящим требованием. В своем обращении общество указывало на наличие уважительных причин пропуска подачи уточненных налоговых деклараций, а также ссылалось на положения подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ, которые не позволяют налоговому органу самостоятельно восстанавливать пропущенный срок, ввиду чего общество было вынуждено обратиться в суд за установлением указанного юридического факта. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что факт исполнения обязанности по уплате налогов обществом не влияет на доначисление налогов контрагенту. Суд отметил, что хотя сроки для представления уточненных налоговых деклараций не установлены, но поскольку требование по настоящему делу направлено на формирование у общества положительного сальдо ЕНС, являющегося основанием для зачета/возврата сумм денежных средств, то срок подачи уточненных налоговых деклараций, определяемый сроком возврата излишне уплаченного налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), истек до 01.01.2023, то есть до вступления в силу положений подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ (введенной Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ), на которые общество ссылается в обоснование заявленных требований. В части непосредственного установления юридического факта суд указал, что факт устанавливается в отношении уже состоявшегося события (обстоятельства), имеющего юридическое значение. В рассматриваемом деле уточненные налоговые декларации поданы не были, следовательно, юридический факт, который просит установить общество, отсутствует. Таким образом, поскольку общество во внесудебном порядке не обращалось в налоговый орган (не подало декларации, заявление о формировании положительного сальдо ЕНС или зачете/возврате налога), то удовлетворение его требований не может быть осуществлено в порядке установления факта, имеющего юридическое значение. Также не может быть рассмотрено в данном порядке и заявление общества о восстановлении срока, поскольку восстановление срока производится при рассмотрении конкретного материально-правового требования, в отношении которого пропущен срок. Из буквального содержания подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ не следует, что восстановление срока, указанного в данной норме, должно производиться в порядке установления юридического факта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)ГЛАВА 1. ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФЗАЧЕТ ИЛИ ВОЗВРАТ СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ
(ред. от 29.07.2004)
"О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Статья 9.1. Суммы налога, излишне уплаченные до 1 января 1999 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 части первой Кодекса, возвращаются налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления, при этом, если указанное заявление подано налогоплательщиком до 1 января 1999 года, его повторной подачи не требуется. На сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты в порядке, предусмотренном статьей 78 части первой Кодекса. При этом начисление процентов на указанные суммы начинается не ранее 1 января 1999 года.
(ред. от 29.07.2004)
"О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Статья 9.1. Суммы налога, излишне уплаченные до 1 января 1999 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 части первой Кодекса, возвращаются налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления, при этом, если указанное заявление подано налогоплательщиком до 1 января 1999 года, его повторной подачи не требуется. На сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты в порядке, предусмотренном статьей 78 части первой Кодекса. При этом начисление процентов на указанные суммы начинается не ранее 1 января 1999 года.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Следовательно, само по себе то обстоятельство, что инспекция не учла положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления индивидуальному предпринимателю освобождения по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся покупателям) и не истек установленный ст. 78 НК РФ срок возврата (зачета) переплаты по налогу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Следовательно, само по себе то обстоятельство, что инспекция не учла положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления индивидуальному предпринимателю освобождения по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся покупателям) и не истек установленный ст. 78 НК РФ срок возврата (зачета) переплаты по налогу.
Готовое решение: Как организации вернуть переплату по налогу до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Возврат переплаты по пеням происходит по тем же правилам, что и возврат переплаты по налогу (п. 14 ст. 78 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2022)Возврат переплаты по пеням происходит по тем же правилам, что и возврат переплаты по налогу (п. 14 ст. 78 НК РФ):
Статья: Позитивная ответственность как форма социальной ответственности личности в механизме правового воздействия: доктрина и судебная практика
(Момотов В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)После этого истец обратился с заявлением о возврате переплаты по налогу на имущество за 2017 - 2019 гг. с начислением процентов за период со дня, следующего за днем взыскания налога, по день фактического возврата налога. Из положений Налогового кодекса Российской Федерации <30> (далее - НК РФ) следует, что возврат излишне уплаченного налога осуществляется без начисления процентов, за исключением случаев нарушения налоговым органом срока возврата (п. 6, 8.1 и 10 ст. 78), в то время как возврат излишне взысканного налога осуществляется с начислением и выплатой процентов (п. 5 ст. 79). Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не усмотрели оснований для применения пункта 5 ст. 79 НК РФ и отказали истцу во взыскании процентов. Они отметили, что налог был исчислен и уплачен заявителем самостоятельно на основании поданных им налоговых деклараций.
(Момотов В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)После этого истец обратился с заявлением о возврате переплаты по налогу на имущество за 2017 - 2019 гг. с начислением процентов за период со дня, следующего за днем взыскания налога, по день фактического возврата налога. Из положений Налогового кодекса Российской Федерации <30> (далее - НК РФ) следует, что возврат излишне уплаченного налога осуществляется без начисления процентов, за исключением случаев нарушения налоговым органом срока возврата (п. 6, 8.1 и 10 ст. 78), в то время как возврат излишне взысканного налога осуществляется с начислением и выплатой процентов (п. 5 ст. 79). Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не усмотрели оснований для применения пункта 5 ст. 79 НК РФ и отказали истцу во взыскании процентов. Они отметили, что налог был исчислен и уплачен заявителем самостоятельно на основании поданных им налоговых деклараций.
Готовое решение: Как зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если у вас есть недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам, а также задолженность по пеням и штрафам, суммы излишне уплаченного налога на прибыль подлежат зачету в счет такой недоимки (задолженности) (п. 1 ст. 78 НК РФ). Возврат переплаты по налогу на прибыль возможен только после зачета недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Если у вас есть недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам, а также задолженность по пеням и штрафам, суммы излишне уплаченного налога на прибыль подлежат зачету в счет такой недоимки (задолженности) (п. 1 ст. 78 НК РФ). Возврат переплаты по налогу на прибыль возможен только после зачета недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Статья: Срок на возврат налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Порядок возврата излишне уплаченного налога установлен ст. 78 НК РФ. Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). В то же время данная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Порядок возврата излишне уплаченного налога установлен ст. 78 НК РФ. Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). В то же время данная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Сходные правила устанавливает ст. 79 НК РФ применительно к излишне взысканным суммам налога, закрепляя, например, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Однако, в отличие от правил ст. 78, в ст. 79 НК РФ предусматривается, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка также принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Сходные правила устанавливает ст. 79 НК РФ применительно к излишне взысканным суммам налога, закрепляя, например, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Однако, в отличие от правил ст. 78, в ст. 79 НК РФ предусматривается, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка также принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Готовое решение: Как учесть НДС при возврате аванса
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы возвращаете аванс по имущественным правам, то принять к вычету уплаченный с него НДС вы не можете. В данном случае возникшую сумму излишне уплаченного налога вы можете вернуть или зачесть в порядке ст. ст. 78, 79 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.03.2015 N 03-07-15/17428). Несмотря на то что вывод в Письме основан на прежней редакции ст. 78 НК РФ, считаем, что он применим и в настоящее время.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы возвращаете аванс по имущественным правам, то принять к вычету уплаченный с него НДС вы не можете. В данном случае возникшую сумму излишне уплаченного налога вы можете вернуть или зачесть в порядке ст. ст. 78, 79 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.03.2015 N 03-07-15/17428). Несмотря на то что вывод в Письме основан на прежней редакции ст. 78 НК РФ, считаем, что он применим и в настоящее время.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)С 2023 года порядок уплаты налогов в бюджет существенно изменился, теперь все налогоплательщики уплачивают налоги, включая НДС, в составе единого налогового платежа (ЕНП). Действующий с 2023 года порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов, установленный ст. 78 и 79 НК РФ, не позволяет вернуть какой-либо конкретный налог путем подачи заявления на возврат (зачет) этого налога. Возврат (зачет) теперь возможен только в пределах положительного сальдо единого налогового счета (ЕНС). А чтобы сформировалось положительное сальдо, необходимо уменьшить совокупную обязанность. В данном случае это можно сделать только путем подачи уточненной декларации по НДС, в которой будет уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)С 2023 года порядок уплаты налогов в бюджет существенно изменился, теперь все налогоплательщики уплачивают налоги, включая НДС, в составе единого налогового платежа (ЕНП). Действующий с 2023 года порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов, установленный ст. 78 и 79 НК РФ, не позволяет вернуть какой-либо конкретный налог путем подачи заявления на возврат (зачет) этого налога. Возврат (зачет) теперь возможен только в пределах положительного сальдо единого налогового счета (ЕНС). А чтобы сформировалось положительное сальдо, необходимо уменьшить совокупную обязанность. В данном случае это можно сделать только путем подачи уточненной декларации по НДС, в которой будет уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)В частности, множество вопросов ранее возникало в связи с исчислением сроков давности на возврат переплаченных и излишне взысканных налогов по ст. 78 и 79 НК РФ в редакции до 2023 года, т.е. до принятия и вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ, которым был предусмотрен институт единого налогового счета (единого налогового платежа) - ЕНС (ЕНП).
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)В частности, множество вопросов ранее возникало в связи с исчислением сроков давности на возврат переплаченных и излишне взысканных налогов по ст. 78 и 79 НК РФ в редакции до 2023 года, т.е. до принятия и вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ, которым был предусмотрен институт единого налогового счета (единого налогового платежа) - ЕНС (ЕНП).
Статья: Формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Однако обозначенные направления развития механизма финансово-правового регулирования пока имеют ряд требующих устранения недостатков. Особенно ярко это можно продемонстрировать на примере правового регулирования фискальной сферы. Дело в том, что закрепленные НК РФ условия осуществления финансовых обязательств не всегда вписываются в цифровую модель фискального администрирования. В результате до сих пор не утратили актуальность вопросы, касающиеся реализации процедур, связанных с определением некоторых условий осуществления фискальных обязательств. В частности, речь идет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, установление которой может осуществляться в административном или судебном порядке, о заявительном порядке предоставления налоговых льгот и т.д. Кроме того, в параметры цифровой модели фискального администрирования не укладывается ограниченное трехлетним сроком осуществление права фискального должника на зачет (возврат) налогов, сборов (ст. 78 НК РФ) и таможенных платежей (ст. 36 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Однако обозначенные направления развития механизма финансово-правового регулирования пока имеют ряд требующих устранения недостатков. Особенно ярко это можно продемонстрировать на примере правового регулирования фискальной сферы. Дело в том, что закрепленные НК РФ условия осуществления финансовых обязательств не всегда вписываются в цифровую модель фискального администрирования. В результате до сих пор не утратили актуальность вопросы, касающиеся реализации процедур, связанных с определением некоторых условий осуществления фискальных обязательств. В частности, речь идет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, установление которой может осуществляться в административном или судебном порядке, о заявительном порядке предоставления налоговых льгот и т.д. Кроме того, в параметры цифровой модели фискального администрирования не укладывается ограниченное трехлетним сроком осуществление права фискального должника на зачет (возврат) налогов, сборов (ст. 78 НК РФ) и таможенных платежей (ст. 36 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").