Статья 27 конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 27 конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)Городская Дума как наниматель (работодатель) наделяется соответствующими правами и на нее возлагаются определенные обязанности, в частности право определения размера и условий оплаты труда муниципальных служащих, включая размер ежемесячных и иных дополнительных выплат (статья 22 Федерального закона N 25-ФЗ); право на поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности (статьи 27, 27.1); обязанность по обеспечению организационно-технических условий, необходимых для исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей (статья 11); обязанность по предоставлению государственных гарантий (статья 23); обязанность по выполнению кадровой работы, включая ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих (статья 28).
(КонсультантПлюс, 2025)Городская Дума как наниматель (работодатель) наделяется соответствующими правами и на нее возлагаются определенные обязанности, в частности право определения размера и условий оплаты труда муниципальных служащих, включая размер ежемесячных и иных дополнительных выплат (статья 22 Федерального закона N 25-ФЗ); право на поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности (статьи 27, 27.1); обязанность по обеспечению организационно-технических условий, необходимых для исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей (статья 11); обязанность по предоставлению государственных гарантий (статья 23); обязанность по выполнению кадровой работы, включая ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих (статья 28).
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ, ч. 2 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ, ч. 2 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах здравоохранения создает некоммерческую организацию в форме бюджетного учреждения. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) содержит ст. 27 "Конфликт интересов" <9>. Согласно данному закону лицами, у которых может возникнуть конфликт интересов, являются руководитель и его заместители, лица, входящие в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью. Статья 27 также указывает случаи и условия возникновения заинтересованности, ведущей к конфликту интересов. Понятие конфликта интересов в контексте ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ ближе к понятию сделки с заинтересованностью, определение которой содержится в ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <10>, чем к конфликту интересов в антикоррупционном законодательстве.
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах здравоохранения создает некоммерческую организацию в форме бюджетного учреждения. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) содержит ст. 27 "Конфликт интересов" <9>. Согласно данному закону лицами, у которых может возникнуть конфликт интересов, являются руководитель и его заместители, лица, входящие в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью. Статья 27 также указывает случаи и условия возникновения заинтересованности, ведущей к конфликту интересов. Понятие конфликта интересов в контексте ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ ближе к понятию сделки с заинтересованностью, определение которой содержится в ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <10>, чем к конфликту интересов в антикоррупционном законодательстве.
Статья: Вклад в уставный капитал и имущество хозяйственного общества, учредителем которого является государственное учреждение: теория и практика
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)В этой связи можно сделать вывод о том, что, следуя правилам п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетное учреждение с согласия собственника вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом, при этом остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных п. 13 (крупная сделка) и п. 14 (запрет на депозиты) ст. 9.2 и абз. 3 (конфликт интересов) п. 3 ст. 27 названного закона.
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)В этой связи можно сделать вывод о том, что, следуя правилам п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетное учреждение с согласия собственника вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом, при этом остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных п. 13 (крупная сделка) и п. 14 (запрет на депозиты) ст. 9.2 и абз. 3 (конфликт интересов) п. 3 ст. 27 названного закона.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 27. Конфликт интересов
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 27. Конфликт интересов
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 27.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 27.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Разумеется, бюджетное учреждение обязано соблюдать и иные ограничения, в том числе налагаемые на него как на некоммерческую организацию. Так, статья 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <59> закрепляет комплекс мер, направленных на предотвращение конфликта интересов. Как определено в п. 1 указанной статьи:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Разумеется, бюджетное учреждение обязано соблюдать и иные ограничения, в том числе налагаемые на него как на некоммерческую организацию. Так, статья 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <59> закрепляет комплекс мер, направленных на предотвращение конфликта интересов. Как определено в п. 1 указанной статьи:
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)2) отстранение до решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципального служащего (ст. 27).
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)2) отстранение до решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципального служащего (ст. 27).
Статья: Основание и пределы негаторной защиты
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)При этом для признания действий третьего лица законными в условиях воздействия на вещь или субъективное право собственности недостаточно наличия декларативных прав и свобод, но необходимо, чтобы объективное право предоставляло лицу возможность совершения конкретных действий в отношении вещи, поэтому законным поведение будет только тогда, когда поведение обязанного лица опирается на нормы объективного права, наделяющие его правом на совершение определенных действий (бездействие) в отношении вещи. По изложенным причинам нельзя, например, обосновать законность прохода через земельный участок собственника гарантированной статьей 27 Конституции Российской Федерации <25> свободой передвижения, однако такой проход будет законным в случае установления в отношении земельного участка публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации <26>.
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)При этом для признания действий третьего лица законными в условиях воздействия на вещь или субъективное право собственности недостаточно наличия декларативных прав и свобод, но необходимо, чтобы объективное право предоставляло лицу возможность совершения конкретных действий в отношении вещи, поэтому законным поведение будет только тогда, когда поведение обязанного лица опирается на нормы объективного права, наделяющие его правом на совершение определенных действий (бездействие) в отношении вещи. По изложенным причинам нельзя, например, обосновать законность прохода через земельный участок собственника гарантированной статьей 27 Конституции Российской Федерации <25> свободой передвижения, однако такой проход будет законным в случае установления в отношении земельного участка публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации <26>.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Отметим, что ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ <2> за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 273-ФЗ, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Закона N 25-ФЗ. Они аналогичны взысканиям, установленным в отношении государственных служащих: замечание, выговор, увольнение.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Отметим, что ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ <2> за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 273-ФЗ, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Закона N 25-ФЗ. Они аналогичны взысканиям, установленным в отношении государственных служащих: замечание, выговор, увольнение.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Однако данное определение отражает важнейшую составляющую конфликта интересов, на которую также обращается внимание в ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), и без уяснения которой система мер по урегулированию конфликта интересов не будет работать <105>. Не только сделки, но и иные юридически значимые действия, а также действия и бездействие как членов органов управления, так и работников юридического лица порождают конфликт интересов.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Однако данное определение отражает важнейшую составляющую конфликта интересов, на которую также обращается внимание в ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), и без уяснения которой система мер по урегулированию конфликта интересов не будет работать <105>. Не только сделки, но и иные юридически значимые действия, а также действия и бездействие как членов органов управления, так и работников юридического лица порождают конфликт интересов.
Готовое решение: Как бюджетные и автономные учреждения могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)если сделка крупная или с заинтересованностью - получить одобрение компетентного органа управления бюджетного или автономного учреждения (п. 13 ст. 9.2, п. 3 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. ст. 14 - 17 Закона об автономных учреждениях). Так, договор аренды считается сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов), если руководство арендодателя связано с руководством арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях;
(КонсультантПлюс, 2025)если сделка крупная или с заинтересованностью - получить одобрение компетентного органа управления бюджетного или автономного учреждения (п. 13 ст. 9.2, п. 3 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. ст. 14 - 17 Закона об автономных учреждениях). Так, договор аренды считается сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов), если руководство арендодателя связано с руководством арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях;
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)применения представителем нанимателя (работодателем) взысканий за совершение коррупционных нарушений (ч. 3 ст. 27.1). К примеру, Указом Губернатора Архангельской области утвержден порядок применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; необходимость принятия дополнительно муниципальных актов по данному вопросу отсутствует;
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)применения представителем нанимателя (работодателем) взысканий за совершение коррупционных нарушений (ч. 3 ст. 27.1). К примеру, Указом Губернатора Архангельской области утвержден порядок применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; необходимость принятия дополнительно муниципальных актов по данному вопросу отсутствует;
Статья: Конституционные основы миграционной политики Российской Федерации
(Романов А.В.)
("Миграционное право", 2021, N 2)<4> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // СЗ РФ. 2020. N 31. Ст. 27; Комментарий к Конституции Российской Федерации / С.А. Комаров [и др.]; под ред. С.А. Комарова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019 (Серия: Профессиональные комментарии).
(Романов А.В.)
("Миграционное право", 2021, N 2)<4> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // СЗ РФ. 2020. N 31. Ст. 27; Комментарий к Конституции Российской Федерации / С.А. Комаров [и др.]; под ред. С.А. Комарова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019 (Серия: Профессиональные комментарии).
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)Такой порядок следует из п. п. 18, 20, 23, 25.3, 27, 30 Положения о комиссиях по конфликту интересов, ч. 3 ст. 13 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе, ч. 1.1 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Такой порядок следует из п. п. 18, 20, 23, 25.3, 27, 30 Положения о комиссиях по конфликту интересов, ч. 3 ст. 13 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе, ч. 1.1 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе.
Статья: Правовая природа конфликта интересов
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<18> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ст. 10) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228; Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (ст. 44) // СЗ РФ. 2011. N 49. Ст. 4562; Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 27) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<18> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ст. 10) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228; Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (ст. 44) // СЗ РФ. 2011. N 49. Ст. 4562; Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 27) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.