Статья 122. Возврат авансовых платежей

Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 122. Возврат авансовых платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 N 09АП-8053/2022 по делу N А40-200205/2021
Требование: О признании незаконными действий (бездействия) таможенного органа.
Решение: Требование удовлетворено.
Статьей 122 Федерального закона N 311-ФЗ закреплен порядок возврата авансовых платежей, аналогичный правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником) в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.07.2021 N 33-16088/2021 по делу N 2-1586/2021
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: О возврате денежных средств.
Обстоятельства: Возбужденное в отношении истцов уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда) прекращено, признано право на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств, добровольно внесенных в счет погашения возможного ущерба, причиненного государству. Истцы неоднократно обращались в таможенный орган с заявлениями о возврате денежных средств, в чем им было отказано по мотиву неверного указания сведений о статусе возвращаемых денежных средств.
Решение: Удовлетворено в части.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 413-О, предусмотренное пунктом 2 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" правило, согласно которому невостребованные в течение трехлетнего срока суммы авансовых платежей поступают в федеральный бюджет и возврату не подлежат, не может рассматриваться как влекущее в системе действующего правового регулирования нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан, поскольку для лиц, внесших авансовые платежи, не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок, а для пропустивших этот срок - обратиться исходя из фактических обстоятельств в суд с иском о взыскании (возврате) сумм авансовых платежей по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)
Суды пришли к выводу, что трехлетний срок для обращения с заявлением в таможенный орган о возврате авансовых платежей, установленный ст. 122 Закона N 311-ФЗ, банком пропущен, в связи с чем у таможенных органов отсутствовали основания для возврата названных авансовых платежей. При этом суды исходили из исчисления указанного срока с момента внесения денежных средств отдельными платежными поручениями.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)
Высказанный судом первой инстанции и судом округа довод о том, что согласно п. 3 ст. 121 и п. 2 ст. 122 Закона N 311-ФЗ денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, до момента истечения срока их возврата являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, не опровергают изложенного, поскольку смысл этих положений состоит не в имущественном обособлении авансовых платежей как денежных средств, а в признании за плательщиком права требовать возврат внесенных денежных средств (неизрасходованного остатка авансовых платежей) из федерального бюджета. Иное толкование данных норм противоречило бы указанным выше положениям бюджетного законодательства.