Статус вынужденного переселенца
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус вынужденного переселенца (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Истец или член его семьи хочет обязать Уполномоченный орган восстановить его на жилищном учете
(КонсультантПлюс, 2025)социальный статус, являющийся основанием для предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда (документами, подтверждающими характер трудовых отношений или нахождение на государственной службе, статус беженцев, вынужденных переселенцев или детей-сирот, решением Уполномоченного органа о капитальном ремонте жилого помещения или признании его непригодным для проживания, справкой об инвалидности и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)социальный статус, являющийся основанием для предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда (документами, подтверждающими характер трудовых отношений или нахождение на государственной службе, статус беженцев, вынужденных переселенцев или детей-сирот, решением Уполномоченного органа о капитальном ремонте жилого помещения или признании его непригодным для проживания, справкой об инвалидности и т.п.)
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Гражданин или его законный представитель хочет обязать Уполномоченный орган поставить Гражданина на жилищный учет
(КонсультантПлюс, 2025)социальный статус, являющийся основанием для предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда (документами, подтверждающими характер трудовых отношений или нахождение на государственной службе, статус беженцев, вынужденных переселенцев или детей-сирот, решением Уполномоченного органа о капитальном ремонте жилого помещения или признании его непригодным для проживания, справкой об инвалидности и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)социальный статус, являющийся основанием для предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда (документами, подтверждающими характер трудовых отношений или нахождение на государственной службе, статус беженцев, вынужденных переселенцев или детей-сирот, решением Уполномоченного органа о капитальном ремонте жилого помещения или признании его непригодным для проживания, справкой об инвалидности и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы административно-правового статуса вынужденных переселенцев
(Бездольный О.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)"Административное право и процесс", 2023, N 10
(Бездольный О.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)"Административное право и процесс", 2023, N 10
Статья: О проблеме публично-правового регулирования реализации статуса вынужденных мигрантов в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)По оценкам экспертов, начиная с 1993 г. статус вынужденного переселенца получили 1,2 млн человек. Наибольшее число граждан было признано вынужденными переселенцами в 1995 г. - 225,5 тыс. человек. Увеличение численности граждан, получивших статус вынужденного переселенца, произошло в 2022 - 2023 гг., что связано с возросшей русофобией и ужесточением миграционного законодательства в прибалтийских государствах на фоне проведения специальной военной операции на Украине. В этот период за получением данного статуса обратились 429 человек, 90 из которых его получили. На 1 июля 2024 г. на учете в ГУВМ МВД России состоят 332 вынужденных переселенца <15>.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)По оценкам экспертов, начиная с 1993 г. статус вынужденного переселенца получили 1,2 млн человек. Наибольшее число граждан было признано вынужденными переселенцами в 1995 г. - 225,5 тыс. человек. Увеличение численности граждан, получивших статус вынужденного переселенца, произошло в 2022 - 2023 гг., что связано с возросшей русофобией и ужесточением миграционного законодательства в прибалтийских государствах на фоне проведения специальной военной операции на Украине. В этот период за получением данного статуса обратились 429 человек, 90 из которых его получили. На 1 июля 2024 г. на учете в ГУВМ МВД России состоят 332 вынужденных переселенца <15>.
Нормативные акты
Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1
(ред. от 08.12.2020)
"О вынужденных переселенцах"3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа.
(ред. от 08.12.2020)
"О вынужденных переселенцах"3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа.
Статья: Проблемы административно-правового статуса вынужденного мигранта на территории Российской Федерации
(Петровская М.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Последние изменения в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 <3> позволяют наделять граждан РФ статусом вынужденных переселенцев в случае, если они проживают в иностранных государствах, но подвергаются определенным преследованиям или насильственным действиям <4>, при этом критерии преследования в этом смысле очень похожи на критерии, согласно которым лицо получает статус беженца, временного убежища или политического убежища. Однако указанные статусы, входящие по своему содержанию в понятие вынужденной миграции, характеризует в первую очередь тот факт, что вынужденные мигранты не являются гражданами России, т.е. не имеют устойчивой правовой связи, которая и характеризует состояние гражданства, согласно Закону о гражданстве. Этот факт предопределяет потребности данной категории лиц, которые выражаются в том, что вынужденные мигранты нуждаются в адаптационной и интеграционной поддержке со стороны государства и общества в различных сферах социальной жизни, в том числе в правовой, культурной, экономической и других.
(Петровская М.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Последние изменения в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 <3> позволяют наделять граждан РФ статусом вынужденных переселенцев в случае, если они проживают в иностранных государствах, но подвергаются определенным преследованиям или насильственным действиям <4>, при этом критерии преследования в этом смысле очень похожи на критерии, согласно которым лицо получает статус беженца, временного убежища или политического убежища. Однако указанные статусы, входящие по своему содержанию в понятие вынужденной миграции, характеризует в первую очередь тот факт, что вынужденные мигранты не являются гражданами России, т.е. не имеют устойчивой правовой связи, которая и характеризует состояние гражданства, согласно Закону о гражданстве. Этот факт предопределяет потребности данной категории лиц, которые выражаются в том, что вынужденные мигранты нуждаются в адаптационной и интеграционной поддержке со стороны государства и общества в различных сферах социальной жизни, в том числе в правовой, культурной, экономической и других.
Статья: К вопросу о типологизации позитивных административных производств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
(Разгон О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Условно можно выделить две подгруппы: производства по предоставлению прав и производства по приобретению специального правового статуса. К первой относятся позитивные производства, реализуемые в сфере миграции (например, выдача паспорта гражданину РФ), в сфере безопасности дорожного движения (например, выдача водительского удостоверения) и в сфере проведения экспертных исследований (например, выдача заключений о соответствии оружия криминалистическим требованиям). Ко второй группе производств можно отнести лишь две процедуры: предоставление статуса вынужденного переселенца и признание лица беженцем.
(Разгон О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Условно можно выделить две подгруппы: производства по предоставлению прав и производства по приобретению специального правового статуса. К первой относятся позитивные производства, реализуемые в сфере миграции (например, выдача паспорта гражданину РФ), в сфере безопасности дорожного движения (например, выдача водительского удостоверения) и в сфере проведения экспертных исследований (например, выдача заключений о соответствии оружия криминалистическим требованиям). Ко второй группе производств можно отнести лишь две процедуры: предоставление статуса вынужденного переселенца и признание лица беженцем.
Статья: Спор о признании права пользования жилым помещением (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Установление факта наличия у лица, имеющего статус вынужденного переселенца, или членов его семьи, в том числе не имеющих такого статуса, в пользовании жилого помещения по договору социального найма является препятствием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Установление факта наличия у лица, имеющего статус вынужденного переселенца, или членов его семьи, в том числе не имеющих такого статуса, в пользовании жилого помещения по договору социального найма является препятствием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
Статья: Благотворительные аспекты миграционной политики Российского государства в условиях специальной военной операции
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)В статье проанализированы тенденции развития миграционной политики государства на современном этапе: выделен отдельный аспект правового статуса вынужденных переселенцев с Донецкой и Луганской Народных Республик, Украины; отмечены беспрецедентные меры поддержки как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества. Автор указывает на солидарность российского народа; его традиционные черты благотворительности и милосердия, проявившиеся в условиях новой реальности.
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)В статье проанализированы тенденции развития миграционной политики государства на современном этапе: выделен отдельный аспект правового статуса вынужденных переселенцев с Донецкой и Луганской Народных Республик, Украины; отмечены беспрецедентные меры поддержки как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества. Автор указывает на солидарность российского народа; его традиционные черты благотворительности и милосердия, проявившиеся в условиях новой реальности.
Ситуация: Каков порядок временного ввоза на территорию ЕАЭС товаров для личного пользования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временное хранение ТЛП иностранного физлица, намеренного переселиться на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, получить статус беженца или вынужденного переселенца, может осуществляться в месте его постоянного или временного проживания (пребывания) и в иных местах, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании (п. 2 ст. 259 ТК ЕАЭС).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временное хранение ТЛП иностранного физлица, намеренного переселиться на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, получить статус беженца или вынужденного переселенца, может осуществляться в месте его постоянного или временного проживания (пребывания) и в иных местах, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании (п. 2 ст. 259 ТК ЕАЭС).
Ситуация: Какие есть основания для отсрочки от службы в армии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данное право предоставляется лицу только один раз при условии, что ходатайство о признании вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения возраста семнадцати лет и шести месяцев (п. 2.1 ст. 24 Закона N 53-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данное право предоставляется лицу только один раз при условии, что ходатайство о признании вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения возраста семнадцати лет и шести месяцев (п. 2.1 ст. 24 Закона N 53-ФЗ).
Статья: Противодействие коррупции в сфере миграции посредством реализации функции мониторинга правоприменительной практики
(Жеребцов А.Н., Малышев Е.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)г) мониторинг вынужденной миграции касается: прибытия в массовом (экстренном) порядке иностранных граждан; прибытия иностранных граждан с целью получения статуса беженца; прибытия иностранных граждан в целях получения политического (территориального) убежища; прибытия иностранных граждан в целях получения временного (гуманитарного) убежища; граждан РФ, покинувших место своего постоянного проживания, в целях получения статуса вынужденного переселенца; иностранных граждан, которым отказано в правовом статусе беженца, всех видов;
(Жеребцов А.Н., Малышев Е.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)г) мониторинг вынужденной миграции касается: прибытия в массовом (экстренном) порядке иностранных граждан; прибытия иностранных граждан с целью получения статуса беженца; прибытия иностранных граждан в целях получения политического (территориального) убежища; прибытия иностранных граждан в целях получения временного (гуманитарного) убежища; граждан РФ, покинувших место своего постоянного проживания, в целях получения статуса вынужденного переселенца; иностранных граждан, которым отказано в правовом статусе беженца, всех видов;