Статус смп
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус смп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Срочный трудовой договор с субъектом малого предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатель, утративший статус субъекта малого предпринимательства, не вправе уволить работника по истечении действия трудового договора, срочный характер которого был обусловлен именно этим статусом работодателя (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ), тем более, если нет обстоятельств, объективно препятствующих установлению трудовых отношений на неопределенный срок
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатель, утративший статус субъекта малого предпринимательства, не вправе уволить работника по истечении действия трудового договора, срочный характер которого был обусловлен именно этим статусом работодателя (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ), тем более, если нет обстоятельств, объективно препятствующих установлению трудовых отношений на неопределенный срок
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Проведение закупки: Заказчик не согласен с наличием нарушений при рассмотрении заявок
(КонсультантПлюс, 2025)отклонил из-за того, что Участник подтвердил статус СМП выпиской из реестра, а не декларацией, хотя важно содержание, а не форма заявления
(КонсультантПлюс, 2025)отклонил из-за того, что Участник подтвердил статус СМП выпиской из реестра, а не декларацией, хотя важно содержание, а не форма заявления
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Что делать заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ, если в ходе исполнения контракта поставщик (исполнитель) теряет статус СМП
(КонсультантПлюс, 2025)Что делать заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ, если в ходе исполнения контракта поставщик (исполнитель) теряет статус СМП
Вопрос: Лишится ли организация статуса субъекта малого предпринимательства, если в годовой декларации по налогу на прибыль заявлен доход менее 2 млрд руб., а по бухгалтерской отчетности превышает 2 млрд руб.?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Лишится ли организация статуса субъекта малого предпринимательства, если в годовой декларации по налогу на прибыль заявлен доход менее 2 млрд руб., а по бухгалтерской отчетности превышает 2 млрд руб.?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Лишится ли организация статуса субъекта малого предпринимательства, если в годовой декларации по налогу на прибыль заявлен доход менее 2 млрд руб., а по бухгалтерской отчетности превышает 2 млрд руб.?
Готовое решение: Как СМП, СОНКО или самозанятым принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваша организация не имеет статуса СМП или СОНКО, оператор электронной площадки (специализированной площадки) вернет вашу заявку на участие в закупке с преимуществом для таких субъектов не позднее одного часа с момента ее подачи (пп. "к" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Если заявка не возвращена, у комиссии по осуществлению закупок нет оснований для ее отклонения из-за отсутствия указанного статуса (Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 24-06-09/87685).
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваша организация не имеет статуса СМП или СОНКО, оператор электронной площадки (специализированной площадки) вернет вашу заявку на участие в закупке с преимуществом для таких субъектов не позднее одного часа с момента ее подачи (пп. "к" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Если заявка не возвращена, у комиссии по осуществлению закупок нет оснований для ее отклонения из-за отсутствия указанного статуса (Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 24-06-09/87685).
Готовое решение: Какие субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства и как их получить
(КонсультантПлюс, 2025)Гранты на реализацию проектов в сфере искусственного интеллекта предоставляются малым предприятиям, прошедшим конкурсный отбор и соответствующим иным требованиям, указанным в п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2021 N 456. В частности, соискатель должен иметь имеют статус "микропредприятие" или "малое предприятие" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, быть налоговым резидентом РФ, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате по законодательству РФ о налогах и сборах, не иметь неисполненных договоров на получение грантов с Фондом.
(КонсультантПлюс, 2025)Гранты на реализацию проектов в сфере искусственного интеллекта предоставляются малым предприятиям, прошедшим конкурсный отбор и соответствующим иным требованиям, указанным в п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2021 N 456. В частности, соискатель должен иметь имеют статус "микропредприятие" или "малое предприятие" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, быть налоговым резидентом РФ, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате по законодательству РФ о налогах и сборах, не иметь неисполненных договоров на получение грантов с Фондом.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Так, например, в разъяснениях президента ANAC относительно аналогичной нормы в действовавшей до июля 2023 г. редакции Кодекса публичных договоров прямо указывается, что субподрядчики, наделенные статусом микропредприятий или малых предприятий, имеют потестативное право потребовать от заказчика оплаты напрямую, которым они могут распорядиться и от которого могут, в частности, отказаться путем прямого указания об этом, как ни странно, в договоре субподряда, без прямого заявления об этом заказчику <1>. Вместе с тем такой отказ не лишает их права потребовать оплату напрямую на иных основаниях (например, ввиду просрочки генподрядчика) <2>. Особый интерес вызывает разъяснение, данное ANAC в письме муниципальному образованию, в котором регулятор указал, что прямой платеж на основании приведенной нормы создает отношения делегации платежа (что отсылает к ст. 1269 Гражданского кодекса Италии, регулирующей данный институт) на основании закона, погашая одновременно и обязательство заказчика перед генподрядчиком, и обязательство генподрядчика перед субподрядчиком <3>. Примечательно, что в этом же разъяснении регулятор обращает внимание на то, что даже прямое законодательное установление не защищает от банкротства: в случае банкротства генподрядчика такой прямой платеж может быть рассмотрен как осуществленный во вред кредиторам должника и, следовательно, эффект такой делегации может быть отменен судом <4>.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Так, например, в разъяснениях президента ANAC относительно аналогичной нормы в действовавшей до июля 2023 г. редакции Кодекса публичных договоров прямо указывается, что субподрядчики, наделенные статусом микропредприятий или малых предприятий, имеют потестативное право потребовать от заказчика оплаты напрямую, которым они могут распорядиться и от которого могут, в частности, отказаться путем прямого указания об этом, как ни странно, в договоре субподряда, без прямого заявления об этом заказчику <1>. Вместе с тем такой отказ не лишает их права потребовать оплату напрямую на иных основаниях (например, ввиду просрочки генподрядчика) <2>. Особый интерес вызывает разъяснение, данное ANAC в письме муниципальному образованию, в котором регулятор указал, что прямой платеж на основании приведенной нормы создает отношения делегации платежа (что отсылает к ст. 1269 Гражданского кодекса Италии, регулирующей данный институт) на основании закона, погашая одновременно и обязательство заказчика перед генподрядчиком, и обязательство генподрядчика перед субподрядчиком <3>. Примечательно, что в этом же разъяснении регулятор обращает внимание на то, что даже прямое законодательное установление не защищает от банкротства: в случае банкротства генподрядчика такой прямой платеж может быть рассмотрен как осуществленный во вред кредиторам должника и, следовательно, эффект такой делегации может быть отменен судом <4>.
Статья: Административно-правовая защита интеллектуальных прав: обзор судебной практики
(Агамагомедова С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 8)Учет статуса субъектов малого и среднего
(Агамагомедова С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 8)Учет статуса субъектов малого и среднего
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)По мнению А.Н. Вылегжанина, статус СМП основан на сочетании обычаев и Конвенции. Он подтверждается историческими правооснованиями (договорами, заключенными в XI и XIV веках, экспедициями, картографированием Сибири в XVIII веке); топонимическими основаниями (использованием термина "Московское море" для обозначения арктических морей и т.п.); экономическими, экологическими и оборонными факторами; правовыми актами России, в том числе Конвенциями 1825 и 1867 годов и указами императоров, которые не были опротестованы. Он обладает двумя характеристиками: во-первых, невозможностью безопасного судоходства без согласия прибрежного государства и опоры на его ресурсы; во-вторых, невозможностью транзитного прохода по Северному Ледовитому океану без пересечения районов, находящихся под юрисдикцией прибрежных государств, где действуют их природоохранные стандарты. Арктические проливы обладали статусом внутренних вод с XVII века в отсутствие протестов со стороны других государств. Эта квалификация была подтверждена Постановлением Совета министров СССР от 15 января 1985 года N 56-22, установившим прямые исходные линии вдоль побережья этих проливов. До установления данных линий эти проливы уже рассматривались как внутренние воды, поэтому в них не действует право мирного прохода (статья 8(2) Конвенции) <41>. Эта позиция разделяется другими авторами; В.В. Гаврилов и А.А. Тодоров подчеркивают отсутствие в проливах развитого судоходства (статья 37 Конвенции), в связи с чем они не могут считаться международными; А.А. Тодоров подчеркивает необходимость содействия со стороны прибрежного государства <42>.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)По мнению А.Н. Вылегжанина, статус СМП основан на сочетании обычаев и Конвенции. Он подтверждается историческими правооснованиями (договорами, заключенными в XI и XIV веках, экспедициями, картографированием Сибири в XVIII веке); топонимическими основаниями (использованием термина "Московское море" для обозначения арктических морей и т.п.); экономическими, экологическими и оборонными факторами; правовыми актами России, в том числе Конвенциями 1825 и 1867 годов и указами императоров, которые не были опротестованы. Он обладает двумя характеристиками: во-первых, невозможностью безопасного судоходства без согласия прибрежного государства и опоры на его ресурсы; во-вторых, невозможностью транзитного прохода по Северному Ледовитому океану без пересечения районов, находящихся под юрисдикцией прибрежных государств, где действуют их природоохранные стандарты. Арктические проливы обладали статусом внутренних вод с XVII века в отсутствие протестов со стороны других государств. Эта квалификация была подтверждена Постановлением Совета министров СССР от 15 января 1985 года N 56-22, установившим прямые исходные линии вдоль побережья этих проливов. До установления данных линий эти проливы уже рассматривались как внутренние воды, поэтому в них не действует право мирного прохода (статья 8(2) Конвенции) <41>. Эта позиция разделяется другими авторами; В.В. Гаврилов и А.А. Тодоров подчеркивают отсутствие в проливах развитого судоходства (статья 37 Конвенции), в связи с чем они не могут считаться международными; А.А. Тодоров подчеркивает необходимость содействия со стороны прибрежного государства <42>.
Последние изменения: Преференции по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не вправе требовать от участника дополнительных документов для подтверждения статуса СМП (ч. 1, 3 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Когда в ЕИС отображается статус СМП, комиссия заказчика не может отклонить заявку, даже если в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства статус уже изменен.
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не вправе требовать от участника дополнительных документов для подтверждения статуса СМП (ч. 1, 3 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Когда в ЕИС отображается статус СМП, комиссия заказчика не может отклонить заявку, даже если в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства статус уже изменен.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)ИП в статусе малого предприятия, применяющий УСН, воспользовался преимущественным правом приобретения на территории РФ помещения из состава муниципальной казны городского поселения, которое ранее арендовал, и выкупил его по правилам Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)ИП в статусе малого предприятия, применяющий УСН, воспользовался преимущественным правом приобретения на территории РФ помещения из состава муниципальной казны городского поселения, которое ранее арендовал, и выкупил его по правилам Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Так, в целях стимулирования экономической деятельности в период пандемии коронавируса (COVID-19) государство решало проблему выявления тех участников оборота, которые существенно пострадали от кризиса. Из-за отсутствия специальных теоретических наработок в сфере взаимосвязи экономических характеристик и правового положения конкретных участников оборота при предоставлении государственной поддержки акцент был сделан на такие критерии, как осуществление деятельности в пострадавших отраслях российской экономики <1>, наличие у лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства <2> и т.д. При таком подходе происходит объективное вменение, в рамках которого предполагается, что именно эти участники оборота пострадали, именно они нуждаются в государственной поддержке. Вместе с тем без надлежащей оценки и учета остаются их реальные абсолютные и относительные экономические характеристики (показатели), а также экономические характеристики участников иных отраслей экономики, которые вообще оставались без внимания. Получается, что даже при введении такого специального правового режима экономической деятельности, как режим повышенной готовности <3>, не достигается адресность государственной поддержки.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Так, в целях стимулирования экономической деятельности в период пандемии коронавируса (COVID-19) государство решало проблему выявления тех участников оборота, которые существенно пострадали от кризиса. Из-за отсутствия специальных теоретических наработок в сфере взаимосвязи экономических характеристик и правового положения конкретных участников оборота при предоставлении государственной поддержки акцент был сделан на такие критерии, как осуществление деятельности в пострадавших отраслях российской экономики <1>, наличие у лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства <2> и т.д. При таком подходе происходит объективное вменение, в рамках которого предполагается, что именно эти участники оборота пострадали, именно они нуждаются в государственной поддержке. Вместе с тем без надлежащей оценки и учета остаются их реальные абсолютные и относительные экономические характеристики (показатели), а также экономические характеристики участников иных отраслей экономики, которые вообще оставались без внимания. Получается, что даже при введении такого специального правового режима экономической деятельности, как режим повышенной готовности <3>, не достигается адресность государственной поддержки.