Статус резидента в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус резидента в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы развития института налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации
(Юлгушева Л.Ш.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Изменения в подходе к определению статуса налогового резидентства физических лиц в 2020 г. были не только предложены Министерством финансов <1>, но и реализованы. В прошлом году впервые за 20 лет существования Налогового кодекса срок пребывания на территории Российской Федерации для признания физического лица российским налоговым резидентом был снижен со 183 до 90 календарных дней <2>. И хотя эта мера имеет временный и заявительный характер, будучи связана с беспрецедентными обстоятельствами 2020 г., она дает основания переосмыслить подход к определению статуса налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации и оценить необходимость изменений. Поэтому вопрос, каковы перспективы развития законодательства в этом направлении, является актуальным.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Изменения в подходе к определению статуса налогового резидентства физических лиц в 2020 г. были не только предложены Министерством финансов <1>, но и реализованы. В прошлом году впервые за 20 лет существования Налогового кодекса срок пребывания на территории Российской Федерации для признания физического лица российским налоговым резидентом был снижен со 183 до 90 календарных дней <2>. И хотя эта мера имеет временный и заявительный характер, будучи связана с беспрецедентными обстоятельствами 2020 г., она дает основания переосмыслить подход к определению статуса налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации и оценить необходимость изменений. Поэтому вопрос, каковы перспективы развития законодательства в этом направлении, является актуальным.
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Первая причина существования вмененных налогов - а корректнее здесь говорить о фиксированных налоговых платежах - в офшорных зонах планомерно искореняется мировым сообществом. Меры борьбы с офшорными зонами стали эффективными после принятия ряда международных соглашений и развития цифровизации, которая позволила сделать обмен данными о налогоплательщиках и их операциях автоматическим. Это практика взаимодействия национальных налоговых администраций, которая осуществляется в соответствии с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard, CRS), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Государства, присоединившиеся к системе автоматического обмена данных, получают и передают информацию о счетах зарубежных пассивных компаний и контролирующих их лицах в страны резидентства этих лиц. С конца 2020 г. Россия осуществляет обмен данными с 79 странами и 12 территориями <3>. Эта тенденция уже привела к отмене вмененных налогов в таких странах, как Маврикий, где режим с отдельными чертами российского ЕНВД отменен с 2019 г., на Арубе - с 2016 г., в Колумбии режим вмененного дохода отменяется с 2021 г. <4>.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Первая причина существования вмененных налогов - а корректнее здесь говорить о фиксированных налоговых платежах - в офшорных зонах планомерно искореняется мировым сообществом. Меры борьбы с офшорными зонами стали эффективными после принятия ряда международных соглашений и развития цифровизации, которая позволила сделать обмен данными о налогоплательщиках и их операциях автоматическим. Это практика взаимодействия национальных налоговых администраций, которая осуществляется в соответствии с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard, CRS), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Государства, присоединившиеся к системе автоматического обмена данных, получают и передают информацию о счетах зарубежных пассивных компаний и контролирующих их лицах в страны резидентства этих лиц. С конца 2020 г. Россия осуществляет обмен данными с 79 странами и 12 территориями <3>. Эта тенденция уже привела к отмене вмененных налогов в таких странах, как Маврикий, где режим с отдельными чертами российского ЕНВД отменен с 2019 г., на Арубе - с 2016 г., в Колумбии режим вмененного дохода отменяется с 2021 г. <4>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.10. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", на 2020 г.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.10. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", на 2020 г.
Готовое решение: Каковы особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
(КонсультантПлюс, 2025)у государства резидентства КИК заключен договор об избежании двойного налогообложения с РФ и одновременно оно не является государством, не обеспечивающим обмен информацией с РФ (Письма ФНС России от 26.11.2020 N ВД-3-17/7817@, Минфина России от 16.05.2019 N 03-12-12/2/35257);
(КонсультантПлюс, 2025)у государства резидентства КИК заключен договор об избежании двойного налогообложения с РФ и одновременно оно не является государством, не обеспечивающим обмен информацией с РФ (Письма ФНС России от 26.11.2020 N ВД-3-17/7817@, Минфина России от 16.05.2019 N 03-12-12/2/35257);
Готовое решение: Как применяет УСН индивидуальный предприниматель
(КонсультантПлюс, 2025)А вот наличие статуса налогового резидента РФ не является условием для перехода на УСН и ее применения (Письма Минфина России от 30.01.2023 N 03-11-11/6946, от 24.03.2020 N 03-11-11/22925, от 29.12.2018 N 03-04-05/96589, от 22.11.2018 N 03-11-11/84390, от 14.09.2018 N 03-11-11/65819).
(КонсультантПлюс, 2025)А вот наличие статуса налогового резидента РФ не является условием для перехода на УСН и ее применения (Письма Минфина России от 30.01.2023 N 03-11-11/6946, от 24.03.2020 N 03-11-11/22925, от 29.12.2018 N 03-04-05/96589, от 22.11.2018 N 03-11-11/84390, от 14.09.2018 N 03-11-11/65819).
Вопрос: Какие преференции по налогам и страховым взносам предусмотрены для резидентов свободного порта Владивосток?
(Консультация эксперта, 2025)резидент СПВ, имеющий обособленные подразделения за пределами территории СПВ, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых в его обособленных подразделениях, находящихся за пределами территории СПВ (Письмо ФНС России от 25.08.2020 N АБ-4-11/13692).
(Консультация эксперта, 2025)резидент СПВ, имеющий обособленные подразделения за пределами территории СПВ, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых в его обособленных подразделениях, находящихся за пределами территории СПВ (Письмо ФНС России от 25.08.2020 N АБ-4-11/13692).
Вопрос: Об установлении субъектами РФ пониженных ставок по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, для организаций - резидентов Арктической зоны РФ.
(Письмо Минфина России от 17.09.2024 N 03-03-05/89136)Минфин России рассмотрел обращение по вопросу полномочий субъектов Российской Федерации в рамках установления для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 17.09.2024 N 03-03-05/89136)Минфин России рассмотрел обращение по вопросу полномочий субъектов Российской Федерации в рамках установления для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и сообщает следующее.
Готовое решение: Какие лица признаются резидентами и нерезидентами для целей исчисления НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Если получить паспорт невозможно, то подтвердить статус резидента РФ могут, например (Письма Минфина России от 26.03.2024 N 03-04-05/26762, от 21.04.2020 N 03-04-05/31921, от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, ФНС России от 27.12.2023 N ШЮ-4-17/16342@, от 19.09.2016 N ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 N ЗН-3-17/5083):
(КонсультантПлюс, 2025)Если получить паспорт невозможно, то подтвердить статус резидента РФ могут, например (Письма Минфина России от 26.03.2024 N 03-04-05/26762, от 21.04.2020 N 03-04-05/31921, от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, ФНС России от 27.12.2023 N ШЮ-4-17/16342@, от 19.09.2016 N ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 N ЗН-3-17/5083):
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом Арктической зоны РФ, имеющим обособленные подразделения за пределами Арктической зоны РФ.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/38297)Для организаций, получивших статус резидента АЗРФ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и заключивших соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ, положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - соглашение, НК РФ) предусмотрены пониженные ставки применительно к прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-03-06/1/38297)Для организаций, получивших статус резидента АЗРФ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и заключивших соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ, положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - соглашение, НК РФ) предусмотрены пониженные ставки применительно к прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.
Статья: Пространственная характеристика объектов налогообложения: в поисках пределов
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Не менее спорные выводы можно встретить и в судебной практике. Так, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу N А07-14293/2020 установил, что работники российской организации находились на территории Узбекистана и утратили статус налоговых резидентов РФ. Однако, вопреки букве и духу подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, суд посчитал, что их зарплата подлежит обложению в России по ставке 30%, поскольку "при отсутствии у общества "Приволжэнерго" обособленных подразделений или представительств на территории Республики Узбекистан, соответственно - рабочих мест, в трудовых договорах, заключенных с работниками общества "Приволжэнерго", местом работы необоснованно обозначена территория Республики Узбекистан. Следовательно, как правильно установлено инспекцией в части сведений о месте работы, трудовые договора не соответствуют положениям статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации" <16>. Еще один сомнительный аргумент: "По данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц обществом "Приволжэнерго" на территории Республики Узбекистан не имеет открытых, закрытых обособленных подразделений, что свидетельствует об отсутствии расчетного счета за пределами Российской Федерации и указывает на отсутствие фактов выплаты заработной платы на территории Республики Узбекистан" <17>.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Не менее спорные выводы можно встретить и в судебной практике. Так, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу N А07-14293/2020 установил, что работники российской организации находились на территории Узбекистана и утратили статус налоговых резидентов РФ. Однако, вопреки букве и духу подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, суд посчитал, что их зарплата подлежит обложению в России по ставке 30%, поскольку "при отсутствии у общества "Приволжэнерго" обособленных подразделений или представительств на территории Республики Узбекистан, соответственно - рабочих мест, в трудовых договорах, заключенных с работниками общества "Приволжэнерго", местом работы необоснованно обозначена территория Республики Узбекистан. Следовательно, как правильно установлено инспекцией в части сведений о месте работы, трудовые договора не соответствуют положениям статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации" <16>. Еще один сомнительный аргумент: "По данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц обществом "Приволжэнерго" на территории Республики Узбекистан не имеет открытых, закрытых обособленных подразделений, что свидетельствует об отсутствии расчетного счета за пределами Российской Федерации и указывает на отсутствие фактов выплаты заработной платы на территории Республики Узбекистан" <17>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.38. В подп. 39 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду без торгов лицу, получившему статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.38. В подп. 39 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду без торгов лицу, получившему статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При этом не учитывается резидентство владельца постоянного представительства. Это подтверждается п. 26 Комментариев к ст. 11 Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал (Письмо Минфина России от 13.10.2020 N 03-08-13/89405).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При этом не учитывается резидентство владельца постоянного представительства. Это подтверждается п. 26 Комментариев к ст. 11 Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал (Письмо Минфина России от 13.10.2020 N 03-08-13/89405).
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОР, имевшим в своем составе обособленное подразделение, которое было ликвидировано до получения первой прибыли.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-03-05/19512)Как следует из текста обращения, организация заключила соглашение 27.09.2019. В соглашении на момент его подписания отсутствовали ссылки на пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК РФ. В дополнительном соглашении от 09.06.2020 указана ссылка на пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК РФ. При этом на момент присвоения статуса резидента ТОР организация имела в своем составе обособленное подразделение (поставлено на учет 17.07.2019, снято с учета 26.12.2023).
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-03-05/19512)Как следует из текста обращения, организация заключила соглашение 27.09.2019. В соглашении на момент его подписания отсутствовали ссылки на пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК РФ. В дополнительном соглашении от 09.06.2020 указана ссылка на пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК РФ. При этом на момент присвоения статуса резидента ТОР организация имела в своем составе обособленное подразделение (поставлено на учет 17.07.2019, снято с учета 26.12.2023).