Статус президента РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Президент Российской Федерации как сторона конституционного судебного процесса
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Общая характеристика процессуального статуса
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Общая характеристика процессуального статуса
Статья: Правовой механизм обеспечения устойчивости государственности в период специальной военной операции
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Статическая структура включает несколько уровней: а) нормативный уровень, являющийся фундаментом всего механизма, представляющий собой иерархическую систему правовых норм, направленных на обеспечение государственности; б) конституционно-правовой уровень, закрепляющий основы конституционного строя, суверенитет, федеративное устройство, территориальную целостность, статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, положение органов безопасности и иное; в) федерально-законодательный уровень, базирующийся на федеральных конституционных и федеральных законах; г) подзаконный уровень, включающий указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение законов в данной сфере; г) институциональный, или организационный, уровень, интегрирующий систему государственных органов и уполномоченных организаций, реализующих нормативные предписания; д) идеологический (аксиологический) уровень, включающий закрепленные в праве принципы, цели и ценности, которые задают вектор функционирования всего механизма, к ним относятся: принцип государственного суверенитета, принцип верховенства права, принцип федерализма, принцип обеспечения национальной безопасности, защита традиционных ценностей.
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Статическая структура включает несколько уровней: а) нормативный уровень, являющийся фундаментом всего механизма, представляющий собой иерархическую систему правовых норм, направленных на обеспечение государственности; б) конституционно-правовой уровень, закрепляющий основы конституционного строя, суверенитет, федеративное устройство, территориальную целостность, статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, положение органов безопасности и иное; в) федерально-законодательный уровень, базирующийся на федеральных конституционных и федеральных законах; г) подзаконный уровень, включающий указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение законов в данной сфере; г) институциональный, или организационный, уровень, интегрирующий систему государственных органов и уполномоченных организаций, реализующих нормативные предписания; д) идеологический (аксиологический) уровень, включающий закрепленные в праве принципы, цели и ценности, которые задают вектор функционирования всего механизма, к ним относятся: принцип государственного суверенитета, принцип верховенства права, принцип федерализма, принцип обеспечения национальной безопасности, защита традиционных ценностей.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации является главой государства.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации является главой государства.
Статья: История титулатуры в Российском государстве: от наименования статуса должностного лица к определению правового режима исполнения его полномочий
(Хорунжий С.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Титулатура Президента Российской Федерации. Не останавливаясь на неоднократно отмеченных в научной литературе проблемах юридической квалификации статуса Президента РФ, отметим, что некоторые конституционные правоположения, а также действующие нормативные правовые акты позволяют говорить о следующих внутренних (формально-юридических) и внешних (инсигниях) элементах титулатуры (атрибутах верховной власти).
(Хорунжий С.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Титулатура Президента Российской Федерации. Не останавливаясь на неоднократно отмеченных в научной литературе проблемах юридической квалификации статуса Президента РФ, отметим, что некоторые конституционные правоположения, а также действующие нормативные правовые акты позволяют говорить о следующих внутренних (формально-юридических) и внешних (инсигниях) элементах титулатуры (атрибутах верховной власти).
Готовое решение: Как предоставить дополнительный отпуск без сохранения заработной платы многодетным родителям
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем многодетной семьей в РФ признается семья, имеющая трех и более детей. Этот статус устанавливается бессрочно (п. 1 Указа Президента РФ от 23.01.2024 N 63).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем многодетной семьей в РФ признается семья, имеющая трех и более детей. Этот статус устанавливается бессрочно (п. 1 Указа Президента РФ от 23.01.2024 N 63).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом специфики юридических лиц, создаваемых Российской Федерацией, в п. 5 ст. 49 ГК РФ установлено правило о специальном характере федеральных законов о таких юридических лицах по отношению к нормам, содержащимся в ГК РФ. Однако публично-правовые компании могут быть созданы не только на основании федерального закона, но и Указом Президента РФ, которым определяется гражданско-правовой статус создаваемой компании. В этом случае указ должен иметь приоритетное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В настоящее время п. 5 ст. 49 ГК РФ не учитывает данный вид нормативного акта как основание создания Российской Федерацией юридических лиц, а также его специальное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести корректировку в указанную норму в соответствующей части.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом специфики юридических лиц, создаваемых Российской Федерацией, в п. 5 ст. 49 ГК РФ установлено правило о специальном характере федеральных законов о таких юридических лицах по отношению к нормам, содержащимся в ГК РФ. Однако публично-правовые компании могут быть созданы не только на основании федерального закона, но и Указом Президента РФ, которым определяется гражданско-правовой статус создаваемой компании. В этом случае указ должен иметь приоритетное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В настоящее время п. 5 ст. 49 ГК РФ не учитывает данный вид нормативного акта как основание создания Российской Федерацией юридических лиц, а также его специальное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести корректировку в указанную норму в соответствующей части.
Статья: Идеология консерватизма в обновленной Конституции Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Либеральные идеи были заложены и в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При признании принципа разделения властей оставался неопределенным конституционно-правовой статус Президента РФ, который имел достаточно широкие полномочия в сфере исполнительной власти, но к ней не относился; в местном самоуправлении упор делался на его самостоятельность и независимость, что оказывало негативное влияние на единую систему публичной власти.
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Либеральные идеи были заложены и в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При признании принципа разделения властей оставался неопределенным конституционно-правовой статус Президента РФ, который имел достаточно широкие полномочия в сфере исполнительной власти, но к ней не относился; в местном самоуправлении упор делался на его самостоятельность и независимость, что оказывало негативное влияние на единую систему публичной власти.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> См., в частности, ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 32 Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> См., в частности, ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 32 Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Информация на портале представлена в виде нескольких разделов. В первом разделе "Официальное опубликование правовых актов" размещаются (опубликовываются) в установленном порядке правовые акты РФ и иные акты, для которых, в соответствии с законодательством, предусмотрен такой порядок размещения (опубликования), во втором - представлены официальные тексты правовых актов с внесенными изменениями (текущие редакции актов). Третий раздел - это "Информационно-правовая система (ИПС) "Законодательство России" (интегрированный полнотекстовый банк правовой информации - эталонный банк данных правовой информации), где содержится более 3,4 млн правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней <1>. Включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации тексты федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ имеют "статус официальных", однако "размещение в Интегрированном банке не является официальным опубликованием указанных правовых актов" <2>. В составе ИПС "Законодательство России" есть возможность доступа к электронному Своду законов Российской империи, а также к официальным и периодическим изданиям правовой информации. Обновления производятся два раза в неделю. Четвертый раздел "Публичные центры правовой информации" содержит информацию о местонахождении публичных центров правовой информации на территории Российской Федерации и центров доступа к правовой информации РФ за рубежом. В пятом разделе "Собрание законодательства Российской Федерации" размещены электронные версии с образами (графическими копиями) периодических изданий: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Бюллетень международных договоров и др.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Информация на портале представлена в виде нескольких разделов. В первом разделе "Официальное опубликование правовых актов" размещаются (опубликовываются) в установленном порядке правовые акты РФ и иные акты, для которых, в соответствии с законодательством, предусмотрен такой порядок размещения (опубликования), во втором - представлены официальные тексты правовых актов с внесенными изменениями (текущие редакции актов). Третий раздел - это "Информационно-правовая система (ИПС) "Законодательство России" (интегрированный полнотекстовый банк правовой информации - эталонный банк данных правовой информации), где содержится более 3,4 млн правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней <1>. Включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации тексты федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ имеют "статус официальных", однако "размещение в Интегрированном банке не является официальным опубликованием указанных правовых актов" <2>. В составе ИПС "Законодательство России" есть возможность доступа к электронному Своду законов Российской империи, а также к официальным и периодическим изданиям правовой информации. Обновления производятся два раза в неделю. Четвертый раздел "Публичные центры правовой информации" содержит информацию о местонахождении публичных центров правовой информации на территории Российской Федерации и центров доступа к правовой информации РФ за рубежом. В пятом разделе "Собрание законодательства Российской Федерации" размещены электронные версии с образами (графическими копиями) периодических изданий: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Бюллетень международных договоров и др.
Информация: Навигатор по ограничительным мерам
("Официальный сайт Банка России", 2024)В соответствии с п. 1.2 Официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 N 6-ОР, принимая во внимание цели принятия мер ограничительного характера, установленных Указом N 79, Указом N 81, Указом N 95, Указом N 126, Указом N 252 и Указом N 254, при реализации данных Указов Президента Российской Федерации правовой статус международных компаний следует рассматривать аналогично правовому статусу резидентов.
("Официальный сайт Банка России", 2024)В соответствии с п. 1.2 Официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 N 6-ОР, принимая во внимание цели принятия мер ограничительного характера, установленных Указом N 79, Указом N 81, Указом N 95, Указом N 126, Указом N 252 и Указом N 254, при реализации данных Указов Президента Российской Федерации правовой статус международных компаний следует рассматривать аналогично правовому статусу резидентов.
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)2. Конституционная модель статуса Президента РФ, закрепленная в Основном Законе 1993 года, изначально была учреждена как сверхмощная вертикаль власти, не имеющая аналогов в мировой конституционной практике. Она вобрала в себя все допустимые в президентской республике полномочия главы государства, оставив вне правовых рамок большую часть "сдержек и противовесов", известных мировой конституционной практике (право контрасигнатуры главы правительства, право парламента назначать референдум, доступная процедура импичмента и т.д.).
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)2. Конституционная модель статуса Президента РФ, закрепленная в Основном Законе 1993 года, изначально была учреждена как сверхмощная вертикаль власти, не имеющая аналогов в мировой конституционной практике. Она вобрала в себя все допустимые в президентской республике полномочия главы государства, оставив вне правовых рамок большую часть "сдержек и противовесов", известных мировой конституционной практике (право контрасигнатуры главы правительства, право парламента назначать референдум, доступная процедура импичмента и т.д.).