СТАТУС налогоплательщика НОТАРИУС
Подборка наиболее важных документов по запросу СТАТУС налогоплательщика НОТАРИУС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2024 N 88А-582/2024 (УИД 05RS0034-01-2022-004069-29)
Категория спора: Страховые взносы.
Требование органа: 1) О взыскании недоимки по страховым взносам; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, однако в установленные сроки их не уплатил, в связи с чем начислены пени.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.С такими выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что указанная задолженность по страховым взносам в соответствующие фонды не была своевременно выставлена налоговым органом, а потому является безнадежной ко взысканию, так как факт направления требования налогоплательщику установлен в судебном заседании, неблагоприятные последствия неполучения этого требования лежат на адресате. Кроме того, признан не состоятельным довод о том, что Г. является пенсионером правоохранительных органов, а потому освобожден от уплаты взносов в указанные фонды, поскольку данных о том, что в указанный период времени статус нотариуса у административного ответчика был прекращен, материалы дела не содержат, и доказательств обратного не представлено.
Категория спора: Страховые взносы.
Требование органа: 1) О взыскании недоимки по страховым взносам; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, однако в установленные сроки их не уплатил, в связи с чем начислены пени.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.С такими выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что указанная задолженность по страховым взносам в соответствующие фонды не была своевременно выставлена налоговым органом, а потому является безнадежной ко взысканию, так как факт направления требования налогоплательщику установлен в судебном заседании, неблагоприятные последствия неполучения этого требования лежат на адресате. Кроме того, признан не состоятельным довод о том, что Г. является пенсионером правоохранительных органов, а потому освобожден от уплаты взносов в указанные фонды, поскольку данных о том, что в указанный период времени статус нотариуса у административного ответчика был прекращен, материалы дела не содержат, и доказательств обратного не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение самозанятых и индивидуальных предпринимателей
(Демченко Т.П.)
("Нотариус", 2024, N 3)Если обратившийся за совершением нотариального действия гражданин является самозанятым или индивидуальным предпринимателем, нотариус получает сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа или осуществляет проверку статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), размещенного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, тем самым избавляя участников нотариального действия от необходимости представлять подтверждающие документы, ускоряя процесс совершения нотариального действия, и предоставляет новые возможности по прогрессированию нотариальных действий в эпоху стремительно развивающихся цифровых технологий.
(Демченко Т.П.)
("Нотариус", 2024, N 3)Если обратившийся за совершением нотариального действия гражданин является самозанятым или индивидуальным предпринимателем, нотариус получает сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа или осуществляет проверку статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), размещенного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, тем самым избавляя участников нотариального действия от необходимости представлять подтверждающие документы, ускоряя процесс совершения нотариального действия, и предоставляет новые возможности по прогрессированию нотариальных действий в эпоху стремительно развивающихся цифровых технологий.
Статья: Пространственная характеристика объектов налогообложения: в поисках пределов
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Место осуществления деятельности фиктивно приравнивается к территории Российской Федерации с использованием таких связующих факторов, как использование доменных имен и сетевых адресов, находящихся в "российской национальной доменной зоне" <21>, и (или) информационных систем <22>, технические средства <23> которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации, - в отношении вознаграждения от выполнения работ, оказания услуг, предоставления прав использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп. 6.3 п. 1 ст. 208 НК РФ). Важно подчеркнуть, что дополнительными квалифицирующими в качестве дохода от источников в России факторами являются такие альтернативные факторы, как: (1) статус налогоплательщика в качестве налогового резидента; (2) получение дохода налогоплательщиком на счет, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации; (3) источник выплаты дохода - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Место осуществления деятельности фиктивно приравнивается к территории Российской Федерации с использованием таких связующих факторов, как использование доменных имен и сетевых адресов, находящихся в "российской национальной доменной зоне" <21>, и (или) информационных систем <22>, технические средства <23> которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации, - в отношении вознаграждения от выполнения работ, оказания услуг, предоставления прав использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп. 6.3 п. 1 ст. 208 НК РФ). Важно подчеркнуть, что дополнительными квалифицирующими в качестве дохода от источников в России факторами являются такие альтернативные факторы, как: (1) статус налогоплательщика в качестве налогового резидента; (2) получение дохода налогоплательщиком на счет, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации; (3) источник выплаты дохода - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 384-О-О
"По жалобе гражданина Клюева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации"В Определении от 1 декабря 2009 года N 1553-О-П, вынесенном по жалобе гражданки Л.Я. Грудцыной на нарушение ее конституционных прав положениями статей 21 и 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статей 221 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о допустимости включения в состав расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу затрат на содержание и использование для деловых нужд личного или арендованного самозанятыми гражданами, а именно частными нотариусами, автотранспортного средства, пришел к выводу о том, что в случаях, когда сеть общественного транспорта в соответствующей местности развита недостаточно, расходы на содержание и использование автотранспорта, произведенные в целях осуществления нотариальной деятельности и подтвержденные необходимыми документами, подлежат учету частным нотариусом при определении налоговой базы по указанным налогам; иное приводило бы к нарушению конституционных прав нотариусов как налогоплательщиков.
"По жалобе гражданина Клюева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации"В Определении от 1 декабря 2009 года N 1553-О-П, вынесенном по жалобе гражданки Л.Я. Грудцыной на нарушение ее конституционных прав положениями статей 21 и 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статей 221 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о допустимости включения в состав расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу затрат на содержание и использование для деловых нужд личного или арендованного самозанятыми гражданами, а именно частными нотариусами, автотранспортного средства, пришел к выводу о том, что в случаях, когда сеть общественного транспорта в соответствующей местности развита недостаточно, расходы на содержание и использование автотранспорта, произведенные в целях осуществления нотариальной деятельности и подтвержденные необходимыми документами, подлежат учету частным нотариусом при определении налоговой базы по указанным налогам; иное приводило бы к нарушению конституционных прав нотариусов как налогоплательщиков.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 320-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Галины Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 78, 142, 221, 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации, части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей"Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2002 года N 188-О признал допустимость законодательного подхода, при котором частные нотариусы и индивидуальные предприниматели отнесены к одной группе субъектов налоговых обязательств, указав при этом, что таким регулированием правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Галины Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 78, 142, 221, 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации, части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей"Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2002 года N 188-О признал допустимость законодательного подхода, при котором частные нотариусы и индивидуальные предприниматели отнесены к одной группе субъектов налоговых обязательств, указав при этом, что таким регулированием правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей.
Статья: Особый порядок уплаты налогов: новые коррективы законодательства
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)- об индивидуальных предпринимателях - налогоплательщиках, налоговых агентах, плательщиках сборов, плательщиках страховых взносов, не утративших статус ИП на дату принятия решения о взыскании;
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)- об индивидуальных предпринимателях - налогоплательщиках, налоговых агентах, плательщиках сборов, плательщиках страховых взносов, не утративших статус ИП на дату принятия решения о взыскании;
Вопрос: Об органе при возврате излишне уплаченной (взысканной) госпошлины; о представителе налогоплательщика.
(Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 03-05-04-03/62162)Представитель налогоплательщика - физического лица, как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и не имеющего этого статуса, по общему правилу осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, которая в соответствии с гражданским законодательством приравнивается к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса (абзац второй пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса).
(Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 03-05-04-03/62162)Представитель налогоплательщика - физического лица, как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и не имеющего этого статуса, по общему правилу осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, которая в соответствии с гражданским законодательством приравнивается к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса (абзац второй пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)На то, что у представителя свидетеля иной правовой статус по сравнению с представителем налогоплательщика, в связи с чем его доверенность не должна быть нотариально заверенной, указала ФНС России <1>. О том, что соглашение с адвокатом может заключаться в устной форме и его условия не подлежат разглашению третьим лицам, говорится в ст. 2 и 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. О том, в чьих интересах нанят адвокат, знают стороны соглашения. Условия адвокатского соглашения не подлежат разглашению, в том числе налоговым органам.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)На то, что у представителя свидетеля иной правовой статус по сравнению с представителем налогоплательщика, в связи с чем его доверенность не должна быть нотариально заверенной, указала ФНС России <1>. О том, что соглашение с адвокатом может заключаться в устной форме и его условия не подлежат разглашению третьим лицам, говорится в ст. 2 и 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. О том, в чьих интересах нанят адвокат, знают стороны соглашения. Условия адвокатского соглашения не подлежат разглашению, в том числе налоговым органам.
Вопрос: О подтверждении статуса налогового резидента Республики Казахстан в целях уплаты НДФЛ с доходов, полученных от источников в РФ.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-08-09/22765)Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-08-09/22765)Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.
Статья: Правила заполнения платежек на уплату налогов и взносов изменились
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Поле 101 - Код статуса. При составлении платежки по ЕНП в уплату платежей совокупной суммы по налогам, авансовым платежам, сборам, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, плательщики в реквизите 101 указывают статус "01". При перечислении в 2023 году налогов (взносов, сборов и проч.) отдельными платежками - "02".
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Поле 101 - Код статуса. При составлении платежки по ЕНП в уплату платежей совокупной суммы по налогам, авансовым платежам, сборам, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, плательщики в реквизите 101 указывают статус "01". При перечислении в 2023 году налогов (взносов, сборов и проч.) отдельными платежками - "02".
Статья: Обзор изменений Федерального закона N 259-ФЗ
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)О новом определении налогового резидентства для некоторых плательщиков НДФЛ. Военные, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов госвласти, находящиеся в командировке за пределами России, сохраняют статус налоговых резидентов независимо от фактического времени нахождения в России.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)О новом определении налогового резидентства для некоторых плательщиков НДФЛ. Военные, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов госвласти, находящиеся в командировке за пределами России, сохраняют статус налоговых резидентов независимо от фактического времени нахождения в России.
Статья: Российская система социального обеспечения при изменении структуры занятости населения: проблемы правового регулирования
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Действующее российское законодательство об обязательном социальном страховании, наряду с работниками по трудовому договору, предусматривает несколько категорий застрахованных лиц: лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и др.); самозанятые - плательщики налога на профессиональный доход. Последняя категория "самозанятые" появилась с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <10>. Этот экспериментальный режим введен до 31 декабря 2028 г. и направлен на легализацию доходов граждан. При этом правовой статус самозанятых в области социального обеспечения практически ничем не наполнен. Вероятно, это задача ближайшего будущего, а пока такое регулирование со всей очевидностью демонстрирует только фискальный интерес государства, не предоставляя социальных гарантий лицу, осуществляющему профессиональную деятельность, и свидетельствует о нарушении баланса интересов человека и государства.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Действующее российское законодательство об обязательном социальном страховании, наряду с работниками по трудовому договору, предусматривает несколько категорий застрахованных лиц: лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и др.); самозанятые - плательщики налога на профессиональный доход. Последняя категория "самозанятые" появилась с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <10>. Этот экспериментальный режим введен до 31 декабря 2028 г. и направлен на легализацию доходов граждан. При этом правовой статус самозанятых в области социального обеспечения практически ничем не наполнен. Вероятно, это задача ближайшего будущего, а пока такое регулирование со всей очевидностью демонстрирует только фискальный интерес государства, не предоставляя социальных гарантий лицу, осуществляющему профессиональную деятельность, и свидетельствует о нарушении баланса интересов человека и государства.
Вопрос: Как иностранной организации встать на учет в налоговом органе при открытии счета в российском банке?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)- документ о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране происхождения (с указанием кода налогоплательщика или его аналога) либо документ об отсутствии такого кода (его аналога). Представление такого документа не требуется, если код налогоплательщика (или его аналог) указан в выписке о юридическом статусе иностранной организации.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)- документ о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране происхождения (с указанием кода налогоплательщика или его аналога) либо документ об отсутствии такого кода (его аналога). Представление такого документа не требуется, если код налогоплательщика (или его аналог) указан в выписке о юридическом статусе иностранной организации.
Статья: Комментарий к Приказу Министерства финансов РФ от 30.12.2022 N 199н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Статус "01" должны указывать налогоплательщики (плательщики сборов, страховых взносов и платежей, администрируемых налоговыми органами), составившие распоряжения (платежные поручения) о переводе денежных средств. Это те, кто перечисляет ЕНП, в т.ч. по налогам, не входящим в ЕНП:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Статус "01" должны указывать налогоплательщики (плательщики сборов, страховых взносов и платежей, администрируемых налоговыми органами), составившие распоряжения (платежные поручения) о переводе денежных средств. Это те, кто перечисляет ЕНП, в т.ч. по налогам, не входящим в ЕНП: