Статус налогоплательщика гражданина Белоруссии

Подборка наиболее важных документов по запросу Статус налогоплательщика гражданина Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2015 год: Статья 216 "Налоговый период" НК РФ
(ООО "Юридическая компания "Налоговая помощь")
Гражданин Республики Беларусь в 2010 году работал по трудовому договору в РФ, в связи с отсутствием у него статуса налогового резидента РФ работодатель удерживал НДФЛ по ставке 30 процентов. В 2011 году налогоплательщик, полагавший, что в связи с возникновением у него в 2011 году статуса налогового резидента РФ удержанный налог подлежит перерасчету по ставке 13 процентов, а излишне уплаченная сумма налога должна быть ему возвращена, представил в налоговый орган декларацию по данному налогу за 2010 год, приложив к ней заявление о возврате. В возврате налога было отказано, поскольку в соответствии с положениями ст. ст. 207 и 216 НК РФ окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года, в 2010 году данное физическое лицо провело на территории РФ менее 183 дней. Налогоплательщик обжаловал конституционность п. 2 ст. 207 и ст. 216 НК РФ, поскольку, по его мнению, при определении срока нахождения на территории РФ для целей налогообложения должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения налогоплательщика на территории РФ в течение 183 календарных дней; иное понимание этих законоположений не позволяет налогоплательщику осуществить возврат налога на доходы физических лиц, уплаченного по повышенной ставке (30 процентов) за прошлый налоговый период, который по времени меньше, чем календарный год. Конституционный Суд РФ признал п. 2 ст. 207 и ст. 216 НК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц вознаграждения за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ. При этом КС РФ указал, что в настоящее время Налоговый кодекс РФ прямо указывает на необходимость для перерасчета НДФЛ с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента РФ применительно к конкретному налоговому периоду и данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как дискриминационное в отношении физических лиц в зависимости от срока их пребывания на территории Российской Федерации, а также как выходящее за допустимые пределы дискреции федерального законодателя в этой сфере. Однако международным соглашением, заключенным между РФ и Республикой Беларусь, установлено особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода и отличающееся тем самым от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физических лиц. Кроме того, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) национальные налоговые режимы в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в государствах - членах данного союза, без каких-либо условий и ограничений распространяются на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов Евразийского экономического союза.
Подборка судебных решений за 2015 год: Статья 207 "Налогоплательщики" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(ООО "Юридическая компания "Налоговая помощь")
Гражданин Республики Беларусь в 2010 году работал по трудовому договору в РФ, в связи с отсутствием у него статуса налогового резидента РФ работодатель удерживал НДФЛ по ставке 30 процентов. В 2011 году налогоплательщик, полагавший, что в связи с возникновением у него в 2011 году статуса налогового резидента РФ удержанный налог подлежит перерасчету по ставке 13 процентов, а излишне уплаченная сумма налога должна быть ему возвращена, представил в налоговый орган декларацию по данному налогу за 2010 год, приложив к ней заявление о возврате. В возврате налога было отказано, поскольку в соответствии с положениями ст. ст. 207 и 216 НК РФ окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года, в 2010 году данное физическое лицо провело на территории РФ менее 183 дней. Налогоплательщик обжаловал конституционность п. 2 ст. 207 и ст. 216 НК РФ, поскольку, по его мнению, при определении срока нахождения на территории РФ для целей налогообложения должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения налогоплательщика на территории РФ в течение 183 календарных дней; иное понимание этих законоположений не позволяет налогоплательщику осуществить возврат налога на доходы физических лиц, уплаченного по повышенной ставке (30 процентов) за прошлый налоговый период, который по времени меньше, чем календарный год. Конституционный Суд РФ признал п. 2 ст. 207 и ст. 216 НК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц вознаграждения за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ. При этом КС РФ указал, что в настоящее время Налоговый кодекс РФ прямо указывает на необходимость для перерасчета НДФЛ с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента РФ применительно к конкретному налоговому периоду и данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как дискриминационное в отношении физических лиц в зависимости от срока их пребывания на территории Российской Федерации, а также как выходящее за допустимые пределы дискреции федерального законодателя в этой сфере. Однако международным соглашением, заключенным между РФ и Республикой Беларусь, установлено особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода и отличающееся тем самым от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физических лиц. Кроме того, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) национальные налоговые режимы в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в государствах - членах данного союза, без каких-либо условий и ограничений распространяются на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов Евразийского экономического союза.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография"
(под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко)
("Юстицинформ", 2019)
Вопрос о допустимости трактовки налогового закона как допускающего двойственность статуса плательщиков налога на доходы физических лиц, позволяющую в одном налоговом периоде формировать налоговую базу по доходам, полученным в статусе резидентов, обособленно от доходов, полученных в статусе нерезидентов, в конечном счете, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Правовая позиция на этот счет выражена в Постановлении от 25.06.2015 N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского".

Нормативные акты

<Письмо> ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@
"О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82)
Прочие категории иностранных граждан на начало отчетного налогового периода рассматриваются в качестве нерезидентов Российской Федерации, и обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории Российской Федерации в рамках календарного года производится по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания его на территории Российской Федерации иностранного гражданина. В таком случае ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13 процентов и производится соответствующий перерасчет налога. Это, в частности, распространяется на вновь прибывающих на территорию Российской Федерации для целей осуществления трудовой деятельности граждан Республики Беларусь.
<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 13.05.2011 N 20-14/04697@
<О порядке расчета налогообложения доходов физических лиц при изменении налогового статуса>
Доход, выплачиваемый в 2011 году налоговым агентом по трудовому договору, заключенному с гражданином Республики Беларусь на срок более 183 дней, подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%. Кроме того, налоговый агент исчисляет сумму налога с учетом налогового статуса налогоплательщика, определяемого на каждую дату выплаты дохода. То есть если на дату выплаты дохода работник признан налоговым резидентом Российской Федерации исходя из фактического времени нахождения его на территории Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.