Статус государственного гражданского служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус государственного гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности публично-правового статуса государственного служащего в сфере организационного обеспечения деятельности судов
(Корякин И.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Согласно федеральному законодательству общие принципы построения и правовые институты государственной гражданской службы, связанные с прохождением государственной гражданской службы и правовым статусом государственных гражданских служащих - работников аппарата судов и органов системы Судебного департамента, должны быть едиными для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации.
(Корякин И.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Согласно федеральному законодательству общие принципы построения и правовые институты государственной гражданской службы, связанные с прохождением государственной гражданской службы и правовым статусом государственных гражданских служащих - работников аппарата судов и органов системы Судебного департамента, должны быть едиными для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации.
Статья: Понятие и элементы правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Следует обозначить различия в правовом статусе граждан как субъектов рассматриваемых правоотношений. Наличие соответствующих юридических фактов (юридических составов) позволяет выделить непосредственное и опосредованное участие, что выражается в реализации прав и обязанностей лиц. Граждане, будучи участниками правоотношений по обеспечению обороны и безопасности, могут иметь правовой статус общий и специальный. Последний обусловлен наделением специальными полномочиями вплоть до приобретения статуса военнослужащего, государственного гражданского служащего и т.д.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Следует обозначить различия в правовом статусе граждан как субъектов рассматриваемых правоотношений. Наличие соответствующих юридических фактов (юридических составов) позволяет выделить непосредственное и опосредованное участие, что выражается в реализации прав и обязанностей лиц. Граждане, будучи участниками правоотношений по обеспечению обороны и безопасности, могут иметь правовой статус общий и специальный. Последний обусловлен наделением специальными полномочиями вплоть до приобретения статуса военнослужащего, государственного гражданского служащего и т.д.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О системе государственной службы Российской Федерации"4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
(ред. от 29.09.2025)
"О системе государственной службы Российской Федерации"4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
Статья: Проблема широкого понимания публично-правовой ответственности власти в контексте правостимулирующей политики в сфере государственной и муниципальной службы
(Кокурина О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<48> По этой проблематике защитили докторские диссертации: Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы (институционально-функциональный анализ). М., 2000; Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты). М., 2003; Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2004. 539 с. Свыше 20 соискателей защитили кандидатские диссертации, среди них: Сандальникова Е.В. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Казань, 2007; Чуев А.В. Ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации по административному праву. М., 2005; Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего. Саратов, 2002 и др.
(Кокурина О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<48> По этой проблематике защитили докторские диссертации: Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы (институционально-функциональный анализ). М., 2000; Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты). М., 2003; Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2004. 539 с. Свыше 20 соискателей защитили кандидатские диссертации, среди них: Сандальникова Е.В. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Казань, 2007; Чуев А.В. Ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации по административному праву. М., 2005; Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего. Саратов, 2002 и др.
Статья: Дифференциация правового регулирования трудовых отношений в зависимости от особенностей работодателя: некоторые аспекты
(Тимошенко Р.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Статья 349.1 ТК РФ устанавливает дополнительные ограничения для работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, сближающие их статус со статусом государственных гражданских служащих. Причем данной статьей затрагиваются и права членов семей таких работников.
(Тимошенко Р.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Статья 349.1 ТК РФ устанавливает дополнительные ограничения для работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, сближающие их статус со статусом государственных гражданских служащих. Причем данной статьей затрагиваются и права членов семей таких работников.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)4. Григорьев И.В. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих // Право и политика. 2021. N 9. С. 166 - 175.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)4. Григорьев И.В. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих // Право и политика. 2021. N 9. С. 166 - 175.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
Статья: Некоторые вопросы совершенствования законодательства субъектов РФ по вопросам муниципальной службы
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Таким образом, можно сделать ряд выводов. Во-первых, соотношение должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ имеет юридическое значение в рамках реализации прав муниципальных служащих, связанных с пенсионным обеспечением. Во-вторых, буквальное толкование Закона N 25-ФЗ приводит к выводу о том, что муниципальный служащий должен сопоставлять свой статус со статусом государственного гражданского служащего субъекта РФ, замещающего конкретную должность, поскольку максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ всегда дифференцирован процентом от получаемого денежного содержания или должностного оклада, зависящего от конкретной должности, которую служащий замещает, а не от группы должностей. В этой связи очень важно максимально точно нормативно определить соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ в целях обеспечения принципов правовой и социальной защищенности муниципальных служащих, а также взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Таким образом, можно сделать ряд выводов. Во-первых, соотношение должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ имеет юридическое значение в рамках реализации прав муниципальных служащих, связанных с пенсионным обеспечением. Во-вторых, буквальное толкование Закона N 25-ФЗ приводит к выводу о том, что муниципальный служащий должен сопоставлять свой статус со статусом государственного гражданского служащего субъекта РФ, замещающего конкретную должность, поскольку максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ всегда дифференцирован процентом от получаемого денежного содержания или должностного оклада, зависящего от конкретной должности, которую служащий замещает, а не от группы должностей. В этой связи очень важно максимально точно нормативно определить соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ в целях обеспечения принципов правовой и социальной защищенности муниципальных служащих, а также взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В сфере лицензирования игорного бизнеса уполномоченными органами выступают Комиссия по азартным играм, в компетенцию которой входит проведение процедур лицензирования и установление лицензионных требований (licence conditions and codes of practice), а также местные органы власти (окружные советы, советы графства, лондонские районные городские советы и др.), осуществляющие публичное санкционирование помещений, предназначенных для проведения азартных игр. Комиссия по азартным играм имеет статус неправительственной общественной организации - non-departmentalpublic body, наделенной полномочиями по выполнению публичных функций. Примечательно, что члены Комиссии по азартным играм, назначаемые государственным секретарем по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту (secretary of state for digital, culture, media and sport <11>), не имеют статуса государственных гражданских служащих. Рассматриваемый орган наделен полномочиями не только применительно к публичному санкционированию, но и в отношении подзаконного регулирования, включая разработку декларации принципов (statement of principles), предусматривающую регламентацию оценки соблюдения лицензионных требований, а также принятие особых рекомендательных актов - кодексов практики (codes of practice).
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В сфере лицензирования игорного бизнеса уполномоченными органами выступают Комиссия по азартным играм, в компетенцию которой входит проведение процедур лицензирования и установление лицензионных требований (licence conditions and codes of practice), а также местные органы власти (окружные советы, советы графства, лондонские районные городские советы и др.), осуществляющие публичное санкционирование помещений, предназначенных для проведения азартных игр. Комиссия по азартным играм имеет статус неправительственной общественной организации - non-departmentalpublic body, наделенной полномочиями по выполнению публичных функций. Примечательно, что члены Комиссии по азартным играм, назначаемые государственным секретарем по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту (secretary of state for digital, culture, media and sport <11>), не имеют статуса государственных гражданских служащих. Рассматриваемый орган наделен полномочиями не только применительно к публичному санкционированию, но и в отношении подзаконного регулирования, включая разработку декларации принципов (statement of principles), предусматривающую регламентацию оценки соблюдения лицензионных требований, а также принятие особых рекомендательных актов - кодексов практики (codes of practice).
Статья: О единой публично-правовой природе государственной гражданской службы и муниципальной службы
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Особый публично-правовой статус государственных гражданских служащих и муниципальных служащих определяется своеобразным характером их служебных взаимоотношений с нанимателем (государством и муниципальным образованием), служебными обязанностями и содержанием служебных полномочий. Действуя в публичных интересах и выполняя государственные задачи, государственная и муниципальная службы, объединенные единой конституционно-правовой природой - реализацией публичной власти, объективно следуют в общей парадигме этой власти.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Особый публично-правовой статус государственных гражданских служащих и муниципальных служащих определяется своеобразным характером их служебных взаимоотношений с нанимателем (государством и муниципальным образованием), служебными обязанностями и содержанием служебных полномочий. Действуя в публичных интересах и выполняя государственные задачи, государственная и муниципальная службы, объединенные единой конституционно-правовой природой - реализацией публичной власти, объективно следуют в общей парадигме этой власти.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Введение. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, являются одними из важнейших элементов правового статуса государственного гражданского служащего и, как следствие, должностной структуры гражданской службы. При этом ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), крайне разнородны, и лишь некоторые из них действительно имеют цель прямо или косвенно ограничить конституционные права и свободы лица, замещающего должность гражданской службы, т.е. выступают в качестве ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле - изъятий из конституционного статуса человека и гражданина.
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Введение. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, являются одними из важнейших элементов правового статуса государственного гражданского служащего и, как следствие, должностной структуры гражданской службы. При этом ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), крайне разнородны, и лишь некоторые из них действительно имеют цель прямо или косвенно ограничить конституционные права и свободы лица, замещающего должность гражданской службы, т.е. выступают в качестве ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле - изъятий из конституционного статуса человека и гражданина.
Статья: Защита интеллектуальной собственности: аспекты правовой квалификации коммерческого подкупа
(Новиков А.В., Дубовский И.С.)
("Современный юрист", 2023, N 4)7. Григорьев (2021) - Григорьев И.В. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих // Право и политика. 2021. N 9(205). С. 166 - 175. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.9.36332.
(Новиков А.В., Дубовский И.С.)
("Современный юрист", 2023, N 4)7. Григорьев (2021) - Григорьев И.В. Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих // Право и политика. 2021. N 9(205). С. 166 - 175. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.9.36332.
Статья: Современное состояние и перспективы развития административного законодательства РФ
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Также не оправдывает себя априорное деление общества по статусам. Административными нормами предусмотрены права для различных групп граждан, расширяющиеся в той или иной степени. Так, статус гражданина Российской Федерации определяет его безусловную принадлежность к Российскому государству, гражданство, упрощенный порядок взаимодействия с органами власти. Однако только россияне несут обязанность прохождения службы в Вооруженных Силах, замены паспорта в определенные отрезки жизни, соблюдения правил прописки и др. Статус военнослужащего, государственного гражданского служащего, муниципального служащего наделяет таковых специальными вопросами принятия на службу, особенностями срока службы, назначения пенсии, обязуя декларировать доходы, избегать конфликта интересов и личной заинтересованности в профессиональной деятельности. Малозащищенные слои населения находятся на особом счету: инвалиды, дети-сироты, многодетные мамы и другие малоимущие имеют поддержку от государства в форме субсидий, дотаций, пенсий, единоразовых и постоянных компенсационных выплат, дополнительное оснащение объектов инфраструктуры, оборудование и выделение рабочих мест и мест на парковках. Политические деятели и сотрудники высших эшелонов власти наделены возможностью пользоваться "зелеными" коридорами, сопровождением, привилегированным обслуживанием для сокращения времени на бытовые нужды и высвобождения его на реализацию функциональных обязанностей. Однако такой подход формирует систему двойных стандартов, а статусные личности предаются упоительному смакованию новых прав, игнорируя необходимость сосредоточиться на расширившихся обязанностях. Более того, государство, наделяя определенных субъектов послабляющими или привилегированными особенностями, дискриминирует остальное население.
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Также не оправдывает себя априорное деление общества по статусам. Административными нормами предусмотрены права для различных групп граждан, расширяющиеся в той или иной степени. Так, статус гражданина Российской Федерации определяет его безусловную принадлежность к Российскому государству, гражданство, упрощенный порядок взаимодействия с органами власти. Однако только россияне несут обязанность прохождения службы в Вооруженных Силах, замены паспорта в определенные отрезки жизни, соблюдения правил прописки и др. Статус военнослужащего, государственного гражданского служащего, муниципального служащего наделяет таковых специальными вопросами принятия на службу, особенностями срока службы, назначения пенсии, обязуя декларировать доходы, избегать конфликта интересов и личной заинтересованности в профессиональной деятельности. Малозащищенные слои населения находятся на особом счету: инвалиды, дети-сироты, многодетные мамы и другие малоимущие имеют поддержку от государства в форме субсидий, дотаций, пенсий, единоразовых и постоянных компенсационных выплат, дополнительное оснащение объектов инфраструктуры, оборудование и выделение рабочих мест и мест на парковках. Политические деятели и сотрудники высших эшелонов власти наделены возможностью пользоваться "зелеными" коридорами, сопровождением, привилегированным обслуживанием для сокращения времени на бытовые нужды и высвобождения его на реализацию функциональных обязанностей. Однако такой подход формирует систему двойных стандартов, а статусные личности предаются упоительному смакованию новых прав, игнорируя необходимость сосредоточиться на расширившихся обязанностях. Более того, государство, наделяя определенных субъектов послабляющими или привилегированными особенностями, дискриминирует остальное население.