Статус депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение срока ответа на депутатский запрос
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 марта 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 настоящего Федерального закона.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 марта 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 настоящего Федерального закона.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"СТАТЬЯ 40 "СТАТУС ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статус депутата Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статус депутата Государственной Думы
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)С 1 января 2019 г. на основании ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" у Минтруда России появилась функция учета заявлений об отказе от ежемесячной доплаты к пенсии, поданных в соответствии с названным Федеральным законом.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)С 1 января 2019 г. на основании ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" у Минтруда России появилась функция учета заявлений об отказе от ежемесячной доплаты к пенсии, поданных в соответствии с названным Федеральным законом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы РФ в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации на основании ст. 19 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы РФ в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации на основании ст. 19 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении;
Статья: Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы
(Орлова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Многие ограничения, запреты и обязанности депутатов Государственной Думы содержатся в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Так, исходя из перечисленных положений ст. 8 Федерального закона N 3-ФЗ депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями <3>.
(Орлова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Многие ограничения, запреты и обязанности депутатов Государственной Думы содержатся в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). Так, исходя из перечисленных положений ст. 8 Федерального закона N 3-ФЗ депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями <3>.
Статья: Природа народного представительства и конфликт интересов у депутатов представительного органа муниципального образования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Однако в настоящем исследовании хотелось бы обратить внимание на ключевую, в нашем понимании, проблему правового механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов муниципальных депутатов, обусловленную тем, что действующее унифицированное применение понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" в значительной мере не согласуется с классической природой народного представительства и не учитывает специфику правового статуса депутатов местного представительного органа.
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Однако в настоящем исследовании хотелось бы обратить внимание на ключевую, в нашем понимании, проблему правового механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов муниципальных депутатов, обусловленную тем, что действующее унифицированное применение понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" в значительной мере не согласуется с классической природой народного представительства и не учитывает специфику правового статуса депутатов местного представительного органа.
Статья: Сравнительно-правовой анализ местных советов народных депутатов советского периода и представительных органов местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)В этой статье мы проводим параллель между местными советами народных депутатов советской эпохи и представительными органами местного самоуправления в современной России. Автор изучает правовую сторону вопроса, выявляя как общие черты, так и принципиальные различия между этими двумя формами организации местной власти. Особое внимание уделяется статусу депутата: сравниваются полномочия и ответственность народных избранников прошлого и настоящего.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)В этой статье мы проводим параллель между местными советами народных депутатов советской эпохи и представительными органами местного самоуправления в современной России. Автор изучает правовую сторону вопроса, выявляя как общие черты, так и принципиальные различия между этими двумя формами организации местной власти. Особое внимание уделяется статусу депутата: сравниваются полномочия и ответственность народных избранников прошлого и настоящего.
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)<5> См.: Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; раздел III "Законодательная процедура" Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; 2004. N 30. Ст. 3144 (далее - Регламент Государственной Думы).
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)<5> См.: Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; раздел III "Законодательная процедура" Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; 2004. N 30. Ст. 3144 (далее - Регламент Государственной Думы).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)С другой стороны, рекомендуем обратить внимание на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в абз. 3 п. 4 его Постановления от 27.12.2012 N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" <1>: "Оплачиваемая деятельность (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) не сводится с точки зрения ее юридической квалификации в действующем правовом регулировании в его системном единстве исключительно к работе в рамках трудового договора (служебного контракта), в том числе на государственной или муниципальной службе, либо гражданско-правовых договоров, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, но подразумевает и другую не запрещенную законом направленную на получение дохода экономическую деятельность, включая предпринимательскую, занятие которой может привести к коллизии имущественных интересов депутата и публичных интересов". Таким образом, несмотря на ряд противоречий и дефектов <2> правовое регулирование направлено на предупреждение конфликтов интересов <3>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)С другой стороны, рекомендуем обратить внимание на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в абз. 3 п. 4 его Постановления от 27.12.2012 N 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" <1>: "Оплачиваемая деятельность (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) не сводится с точки зрения ее юридической квалификации в действующем правовом регулировании в его системном единстве исключительно к работе в рамках трудового договора (служебного контракта), в том числе на государственной или муниципальной службе, либо гражданско-правовых договоров, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, но подразумевает и другую не запрещенную законом направленную на получение дохода экономическую деятельность, включая предпринимательскую, занятие которой может привести к коллизии имущественных интересов депутата и публичных интересов". Таким образом, несмотря на ряд противоречий и дефектов <2> правовое регулирование направлено на предупреждение конфликтов интересов <3>.
Статья: Совет директоров: компетенция, порядок образования, деятельности и прекращения полномочий
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 2)<24> См. подп. "г" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". В силу подп. 3 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный служащий подлежит увольнению, если он на платной основе участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (например, если он является представителем государства или муниципального образования в совете директоров).
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 2)<24> См. подп. "г" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". В силу подп. 3 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный служащий подлежит увольнению, если он на платной основе участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (например, если он является представителем государства или муниципального образования в совете директоров).
Статья: Проблемы фракционной организованности в нижней палате парламента Российской Федерации
(Орлова А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Важно отметить, что в настоящее время законодатель также иногда предпринимает попытки в области расширения фракционных прав. Так, как уже было отмечено, возможность исключения депутатов из фракций за расхождение с положениями фракций на данный момент предусмотрена непосредственно в самих положениях. Однако интересным к обсуждению является внесенный в мае 2024 г. и отклоненный в декабре того же года проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", содержащий изменения в ч. 3 ст. 4 указанного Закона. Данным законопроектом предлагалось установить на федеральном уровне в качестве нового основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы принятие фракцией решения об исключении депутата за несоблюдение обязанностей, установленных положением о фракции.
(Орлова А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Важно отметить, что в настоящее время законодатель также иногда предпринимает попытки в области расширения фракционных прав. Так, как уже было отмечено, возможность исключения депутатов из фракций за расхождение с положениями фракций на данный момент предусмотрена непосредственно в самих положениях. Однако интересным к обсуждению является внесенный в мае 2024 г. и отклоненный в декабре того же года проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", содержащий изменения в ч. 3 ст. 4 указанного Закона. Данным законопроектом предлагалось установить на федеральном уровне в качестве нового основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы принятие фракцией решения об исключении депутата за несоблюдение обязанностей, установленных положением о фракции.