Статус центрального банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус центрального банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Непубличное АО. Прекращение публичного статуса АО
(КонсультантПлюс, 2025)2 Прекращение публичного статуса АО
(КонсультантПлюс, 2025)2 Прекращение публичного статуса АО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус центральных банков: сравнительное исследование
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)"Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)"Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3
Нормативные акты
Статья: Центральный банк Российской Федерации как субъект административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В статье раскрывается роль Центрального банка Российской Федерации как субъекта административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг. Раскрывается особый правовой статус Банка России и его влияние на принятие решений в анализируемой области. Характеризуются цели и функции Банка России в области рынка ценных бумаг в системе публичной власти. Автор указывает, что Банк России реализует следующие виды административных процедур в области рынка ценных бумаг: регистрационную, лицензионно-разрешительную, контрольно-надзорную, правотворческую, технико-правовую. Поднимается вопрос о том, является ли Банк России и субъектом административно-юрисдикционных отношений в области рынка ценных бумаг.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В статье раскрывается роль Центрального банка Российской Федерации как субъекта административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг. Раскрывается особый правовой статус Банка России и его влияние на принятие решений в анализируемой области. Характеризуются цели и функции Банка России в области рынка ценных бумаг в системе публичной власти. Автор указывает, что Банк России реализует следующие виды административных процедур в области рынка ценных бумаг: регистрационную, лицензионно-разрешительную, контрольно-надзорную, правотворческую, технико-правовую. Поднимается вопрос о том, является ли Банк России и субъектом административно-юрисдикционных отношений в области рынка ценных бумаг.
Статья: Цифровые банки в экосистеме маркетплейсов: необходимо ли специальное регулирование?
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Розничные цифровые банки экосистем требуют повышенного внимания законодателя и, следовательно, системного подхода к правовому регулированию. Связь таких банков с маркетплейсами, иными субъектами экосистем диктует необходимость не только включить в систему законодательства акты, регулирующие банковскую деятельность, но и пересмотреть потребительское, конкурентное, рекламное, антиотмывочное законодательство, а также законодательство в сфере развития малого и среднего бизнеса и защиты персональных данных. Многообразие субъектов экосистем предопределяет создание правил взаимодействия надзорных и контрольных органов в данной сфере, причем указанные правила должны создаваться с учетом особого статуса Банка России, включая обеспечение его независимости от других органов государственной власти, его специфики как субъекта банковского надзора, его участия в качестве уполномоченного и регулирующего органа по вопросам экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций <20>, предотвращения выявления и управления конфликтами интересов на финансовом рынке.
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Розничные цифровые банки экосистем требуют повышенного внимания законодателя и, следовательно, системного подхода к правовому регулированию. Связь таких банков с маркетплейсами, иными субъектами экосистем диктует необходимость не только включить в систему законодательства акты, регулирующие банковскую деятельность, но и пересмотреть потребительское, конкурентное, рекламное, антиотмывочное законодательство, а также законодательство в сфере развития малого и среднего бизнеса и защиты персональных данных. Многообразие субъектов экосистем предопределяет создание правил взаимодействия надзорных и контрольных органов в данной сфере, причем указанные правила должны создаваться с учетом особого статуса Банка России, включая обеспечение его независимости от других органов государственной власти, его специфики как субъекта банковского надзора, его участия в качестве уполномоченного и регулирующего органа по вопросам экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций <20>, предотвращения выявления и управления конфликтами интересов на финансовом рынке.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Уполномочен ли Банк России получать информацию, составляющую банковскую тайну по Закону о банках и банковской деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации.
Уполномочен ли Банк России получать информацию, составляющую банковскую тайну по Закону о банках и банковской деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации.
Статья: Принципиальные изменения в системе кредитной информации с 1 октября 2024 года
(Шикин В.)
("Банковское кредитование", 2024, N 4)Переход на единый технический формат информационного обмена с БКИ будет способствовать снижению регуляторной нагрузки на участников рынка, унификации и оптимизации порядка передачи кредитной информации в БКИ, а также оптимизации процедур внедрения новых форматов. Кроме того, введением единого технического формата Банк России закрепляет за собой статус единого методологического центра сопровождения формата формирования кредитной информации.
(Шикин В.)
("Банковское кредитование", 2024, N 4)Переход на единый технический формат информационного обмена с БКИ будет способствовать снижению регуляторной нагрузки на участников рынка, унификации и оптимизации порядка передачи кредитной информации в БКИ, а также оптимизации процедур внедрения новых форматов. Кроме того, введением единого технического формата Банк России закрепляет за собой статус единого методологического центра сопровождения формата формирования кредитной информации.
Статья: Финансово-кредитный механизм России в эпоху глобальных перемен
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)В статье намечаются некоторые пути совершенствования правового регулирования финансово-кредитного механизма, основное назначение которого состоит в обеспечении устойчивого экономического развития. Автор изучает особенности формирования финансово-кредитного механизма, сосредоточив внимание на взаимодействии инструментов монетарной и бюджетной политики. Основываясь на анализе существующих моделей управления финансово-кредитной сферой, автор приходит к выводу, что препятствием для развития финансово-кредитного механизма России является отсутствие баланса между целями монетарной политики и структурной перестройки экономики. Обосновывается, что административная регламентация финансово-кредитной сферы должна более активно развиваться прежде всего как средство защиты права лица на распоряжение финансами. Интенсифицировать взаимодействие Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения финансовой стабильности и упорядочить осуществление функций управления денежно-кредитной системой можно путем проведения административной реформы, направленной на изменение статуса Банка России.
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)В статье намечаются некоторые пути совершенствования правового регулирования финансово-кредитного механизма, основное назначение которого состоит в обеспечении устойчивого экономического развития. Автор изучает особенности формирования финансово-кредитного механизма, сосредоточив внимание на взаимодействии инструментов монетарной и бюджетной политики. Основываясь на анализе существующих моделей управления финансово-кредитной сферой, автор приходит к выводу, что препятствием для развития финансово-кредитного механизма России является отсутствие баланса между целями монетарной политики и структурной перестройки экономики. Обосновывается, что административная регламентация финансово-кредитной сферы должна более активно развиваться прежде всего как средство защиты права лица на распоряжение финансами. Интенсифицировать взаимодействие Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения финансовой стабильности и упорядочить осуществление функций управления денежно-кредитной системой можно путем проведения административной реформы, направленной на изменение статуса Банка России.
Статья: Банк России как регулятор на рынке финансовых технологий
(Раздорожный К.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Статья посвящена изучению правового статуса Банка России на рынке новых финансовых технологий. Установлено, что Центральный банк Российской Федерации в законодательстве последовательно наделяется полномочиями по регулированию, контролю и надзору за деятельностью операторов инвестиционных, финансовых платформ, операторов обмена цифровых финансовых активов, а также информационных платформ, в рамках которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Вместе с тем автором был сделан вывод о недостаточности принимаемых мер для комплексного развития данной индустрии. В этой связи были сформулированы предложения о наделении Банка России полномочиями по регулированию, контролю и надзору за деятельностью, непосредственно связанной с выпуском и обращением криптовалют (цифровых валют). Было выявлено отсутствие необходимой правовой основы для выпуска и обращения национальной цифровой валюты, которую предлагается рассматривать в качестве электронных денежных средств, оператором которых выступает Банк России. Был также сделан вывод о необходимости сочетания как общих способов финансово-правового регулирования отношений, связанных с развитием новых финансовых технологий, так и специальных, предусматривающих применение экспериментальных правовых режимов.
(Раздорожный К.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Статья посвящена изучению правового статуса Банка России на рынке новых финансовых технологий. Установлено, что Центральный банк Российской Федерации в законодательстве последовательно наделяется полномочиями по регулированию, контролю и надзору за деятельностью операторов инвестиционных, финансовых платформ, операторов обмена цифровых финансовых активов, а также информационных платформ, в рамках которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Вместе с тем автором был сделан вывод о недостаточности принимаемых мер для комплексного развития данной индустрии. В этой связи были сформулированы предложения о наделении Банка России полномочиями по регулированию, контролю и надзору за деятельностью, непосредственно связанной с выпуском и обращением криптовалют (цифровых валют). Было выявлено отсутствие необходимой правовой основы для выпуска и обращения национальной цифровой валюты, которую предлагается рассматривать в качестве электронных денежных средств, оператором которых выступает Банк России. Был также сделан вывод о необходимости сочетания как общих способов финансово-правового регулирования отношений, связанных с развитием новых финансовых технологий, так и специальных, предусматривающих применение экспериментальных правовых режимов.
Статья: Коллизии регулирования цифрового рубля
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Следует напомнить, что ст. 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который не считается органом власти, хотя его полномочия относятся к функциям государственной власти, а ключевым элементом является принцип независимости. В ст. 2 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отмечается, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства <6>. Банк России является оператором платформы цифрового рубля, организует и обеспечивает бесперебойность ее функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля <7>, т.е. цифровой рубль как национальная валюта является средством платежа.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Следует напомнить, что ст. 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который не считается органом власти, хотя его полномочия относятся к функциям государственной власти, а ключевым элементом является принцип независимости. В ст. 2 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отмечается, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства <6>. Банк России является оператором платформы цифрового рубля, организует и обеспечивает бесперебойность ее функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля <7>, т.е. цифровой рубль как национальная валюта является средством платежа.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как предусмотрено в ч. 1 ст. 1 Закона о Банке России, статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Положения ч. 1 ст. 46 Закона о Банке России (в ред. Закона 2024 г. N 275-ФЗ) определяют перечень банковских операций и сделок с российскими и иностранными кредитными организациями, в том числе иностранными банками, осуществляющими деятельность на территории России через свои филиалы, Правительством РФ, ГК "АСВ", которые Банк России имеет право осуществлять для достижения целей, предусмотренных названным Законом. Наряду с прочим предусмотрено, что Банк России имеет право проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы (п. 6); открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств (п. 9).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как предусмотрено в ч. 1 ст. 1 Закона о Банке России, статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Положения ч. 1 ст. 46 Закона о Банке России (в ред. Закона 2024 г. N 275-ФЗ) определяют перечень банковских операций и сделок с российскими и иностранными кредитными организациями, в том числе иностранными банками, осуществляющими деятельность на территории России через свои филиалы, Правительством РФ, ГК "АСВ", которые Банк России имеет право осуществлять для достижения целей, предусмотренных названным Законом. Наряду с прочим предусмотрено, что Банк России имеет право проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы (п. 6); открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств (п. 9).
Статья: Полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере
(Кожушко С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Эта законодательная схема повторно подтверждает конституционно установленный статус Банка России, равняя его с федеральными органами государственного руководства. Следовательно, на уровне законодательства Банк России обладает атрибутами государственного управляющего органа, но не исполнительной власти, что становится предметом обсуждения в академических и юридических кругах. Аргументы в пользу этой позиции часто строятся на дебатируемых аспектах, таких как особая роль нормотворчества в контексте государственного управления.
(Кожушко С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Эта законодательная схема повторно подтверждает конституционно установленный статус Банка России, равняя его с федеральными органами государственного руководства. Следовательно, на уровне законодательства Банк России обладает атрибутами государственного управляющего органа, но не исполнительной власти, что становится предметом обсуждения в академических и юридических кругах. Аргументы в пользу этой позиции часто строятся на дебатируемых аспектах, таких как особая роль нормотворчества в контексте государственного управления.
Вопрос: О передаче микрофинансовой организацией в БКИ сведений о статусе ИП или статусе лица, применяющего НПД, при предоставлении займов.
(Письмо Банка России от 22.08.2025 N 44-19/5983)Вопрос: В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ) в основной части кредитной истории физического лица содержатся сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
(Письмо Банка России от 22.08.2025 N 44-19/5983)Вопрос: В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ) в основной части кредитной истории физического лица содержатся сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.