Стандарты эмиссии цб
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарты эмиссии цб (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)28. Стандарты эмиссии - Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2020. N 37-38.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)28. Стандарты эмиссии - Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2020. N 37-38.
Статья: Особенности ESG-облигаций как инструмента ответственного финансирования
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)В соответствии с главой 67 Положения Банка России "О стандартах эмиссии ценных бумаг" [1] дополнительно выделяют облигации, связанные с финансированием либо рефинансированием проектов по созданию или реконструкции инфраструктуры (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой). Как правило, такие проекты относятся к государственно-частному или муниципально-частному партнерству. При этом важно отметить, что указанный инструмент фактически относится к общепризнанным на международном уровне ESG-облигациям, так как имеет положительный социальный и/или экологический эффект, что позволяет определять их в качестве зеленых, социальных или облигаций устойчивого развития в зависимости от специфики реализуемого инфраструктурного проекта. Конечно, они являются узконаправленными, но в то же время достаточно распространенными в национальном масштабе, что обусловливается их актуальностью для российской экономики, общества и окружающей среды.
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)В соответствии с главой 67 Положения Банка России "О стандартах эмиссии ценных бумаг" [1] дополнительно выделяют облигации, связанные с финансированием либо рефинансированием проектов по созданию или реконструкции инфраструктуры (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой). Как правило, такие проекты относятся к государственно-частному или муниципально-частному партнерству. При этом важно отметить, что указанный инструмент фактически относится к общепризнанным на международном уровне ESG-облигациям, так как имеет положительный социальный и/или экологический эффект, что позволяет определять их в качестве зеленых, социальных или облигаций устойчивого развития в зависимости от специфики реализуемого инфраструктурного проекта. Конечно, они являются узконаправленными, но в то же время достаточно распространенными в национальном масштабе, что обусловливается их актуальностью для российской экономики, общества и окружающей среды.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587
(ред. от 14.10.2025)
"Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации"В случае если проект решения о выпуске облигаций дополнительно идентифицирован с использованием слов "зеленые облигации", или слов "переходные облигации", или слов "социальные облигации", или слов "облигации устойчивого развития" в соответствии со стандартами эмиссии ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации, в состав заключения должна входить информация о соответствии проекта устойчивого развития, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут использоваться привлеченные денежные средства в рамках инструментов финансирования устойчивого развития, положениям раздела I, или раздела II, или раздела III критериев проектов устойчивого развития (для зеленых, переходных, социальных облигаций соответственно), или раздела I и раздела III критериев проектов устойчивого развития (для облигаций устойчивого развития) и (или) иным международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии, и (или) зеленого финансирования, и (или) социального финансирования, и (или) устойчивого развития.
(ред. от 14.10.2025)
"Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации"В случае если проект решения о выпуске облигаций дополнительно идентифицирован с использованием слов "зеленые облигации", или слов "переходные облигации", или слов "социальные облигации", или слов "облигации устойчивого развития" в соответствии со стандартами эмиссии ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации, в состав заключения должна входить информация о соответствии проекта устойчивого развития, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут использоваться привлеченные денежные средства в рамках инструментов финансирования устойчивого развития, положениям раздела I, или раздела II, или раздела III критериев проектов устойчивого развития (для зеленых, переходных, социальных облигаций соответственно), или раздела I и раздела III критериев проектов устойчивого развития (для облигаций устойчивого развития) и (или) иным международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии, и (или) зеленого финансирования, и (или) социального финансирования, и (или) устойчивого развития.
Статья: Публичная власть как механизм обеспечения эффективности зеленых финансов: стратегии и практики
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)<14> Указание Банка России от 1 октября 2021 г. N 5959-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2021. N 77. 17 ноября.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)<14> Указание Банка России от 1 октября 2021 г. N 5959-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2021. N 77. 17 ноября.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерного общества в форме разделенияСогласно п. 5.19 Стандартов эмиссии Банк России проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представлены для госрегистрации выпуска ценных бумаг, в случае если выявлены признаки наличия в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерного общества в форме выделенияСведения и (или) документы, представленные эмитентом в ответ на уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг (на запрос в соответствии с п. 7.12 Стандартов эмиссии), Банк России рассматривает в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за датой их получения (п. 7.15 Стандарта эмиссии).
Статья: Статья 66.1 ГК РФ: всего лишь множество недочетов или одна большая ошибка?
(Жужжалов М.Б.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 5)С учетом сказанного нельзя считать ограничением содержащееся в п. 28.2 Стандартов эмиссии (утв. Положением Банка России от 19.12.2019 N 706-П) правило, устанавливающее, за счет каких видов имущества может формироваться уставный капитал, а именно: "Размещение дополнительных акций акционерного общества, за исключением акционерного общества - кредитной организации или некредитной финансовой организации, путем распределения их среди акционеров этого акционерного общества осуществляется за счет следующего имущества (собственных средств):
(Жужжалов М.Б.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 5)С учетом сказанного нельзя считать ограничением содержащееся в п. 28.2 Стандартов эмиссии (утв. Положением Банка России от 19.12.2019 N 706-П) правило, устанавливающее, за счет каких видов имущества может формироваться уставный капитал, а именно: "Размещение дополнительных акций акционерного общества, за исключением акционерного общества - кредитной организации или некредитной финансовой организации, путем распределения их среди акционеров этого акционерного общества осуществляется за счет следующего имущества (собственных средств):
Статья: Соотношение соглашений о приобретении опциона эмитента и о предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи акций
(Мурдалов Д.Р.)
("Юрист", 2023, N 2)Срок для заявления требований по опциону эмитента и срок для акцепта опциона на заключение договора также роднит данные юридические конструкции. В соответствии с п. 29.10 Положения Банка России "О стандартах эмиссии" в случае, если в течение срока, установленного для заявления требования владельцем опциона эмитента о его конвертации в дополнительные акции, указанное требование не будет заявлено, права по опциону эмитента прекращаются и такие опционы погашаются, при этом у владельца опциона эмитента не возникает права требовать какой-либо компенсации от эмитента такого опциона <4>. Похожее регулирование ГК РФ предусматривает и для договорной конструкции опциона. В частности, в случае, когда опционом на заключение договора срок для акцепта безотзывной оферты не установлен, этот срок считается равным одному году, если иное не вытекает из существа договора или обычаев <5>. В обоих случаях при прекращении срока для заявления прав по опциону последний прекращается.
(Мурдалов Д.Р.)
("Юрист", 2023, N 2)Срок для заявления требований по опциону эмитента и срок для акцепта опциона на заключение договора также роднит данные юридические конструкции. В соответствии с п. 29.10 Положения Банка России "О стандартах эмиссии" в случае, если в течение срока, установленного для заявления требования владельцем опциона эмитента о его конвертации в дополнительные акции, указанное требование не будет заявлено, права по опциону эмитента прекращаются и такие опционы погашаются, при этом у владельца опциона эмитента не возникает права требовать какой-либо компенсации от эмитента такого опциона <4>. Похожее регулирование ГК РФ предусматривает и для договорной конструкции опциона. В частности, в случае, когда опционом на заключение договора срок для акцепта безотзывной оферты не установлен, этот срок считается равным одному году, если иное не вытекает из существа договора или обычаев <5>. В обоих случаях при прекращении срока для заявления прав по опциону последний прекращается.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерных обществ в форме слиянияЕсли выявлены несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, включая нарушения, указанные в п. 5.18 Стандартов эмиссии, Банк России направляет эмитенту уведомление о необходимости их устранить (п. 5.17 Стандартов эмиссии).
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Эти сделки в законодательстве о ценных бумагах называются "способы размещения ценных бумаг", их перечень содержится в Федеральных законах "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", а также в инструкции N 706-п "О стандартах эмиссии ценных бумаг", утв. Банком России 19 декабря 2019 г.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Эти сделки в законодательстве о ценных бумагах называются "способы размещения ценных бумаг", их перечень содержится в Федеральных законах "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", а также в инструкции N 706-п "О стандартах эмиссии ценных бумаг", утв. Банком России 19 декабря 2019 г.
Статья: Центральный банк Российской Федерации как субъект административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Выделим некоторые особенности относительно принятия и реализации управленческих решений Банка России в разных видах административно-процедурной деятельности. Во-первых, отличительные черты характерны для регистрационной процедуры. Регистрационная процедура регламентирована в главе 5 Закона о РЦБ, кроме того, ее детализация содержится в Положении Банка России от 19 декабря 2019 г. N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг". Положение Банка России N 706-П устанавливает основы для эмиссии ценных бумаг, в нем закреплены основные стандарты в данной области, также содержатся положения, которые регулируют вопросы порядка регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов, отчетов об их выпуске. Кроме этого, в Положении регламентированы требования к содержанию и форме документов, которые представляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для государственной регистрации юридических лиц.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Выделим некоторые особенности относительно принятия и реализации управленческих решений Банка России в разных видах административно-процедурной деятельности. Во-первых, отличительные черты характерны для регистрационной процедуры. Регистрационная процедура регламентирована в главе 5 Закона о РЦБ, кроме того, ее детализация содержится в Положении Банка России от 19 декабря 2019 г. N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг". Положение Банка России N 706-П устанавливает основы для эмиссии ценных бумаг, в нем закреплены основные стандарты в данной области, также содержатся положения, которые регулируют вопросы порядка регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов, отчетов об их выпуске. Кроме этого, в Положении регламентированы требования к содержанию и форме документов, которые представляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для государственной регистрации юридических лиц.
Статья: Экологическая и климатическая составляющие отчетности по стандартам TCFD: теория и практика
(Вахрушина М.А., Биткина А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Утверждая Постановление Правительства РФ, Банк России привел гл. 65 Положения Банка России N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" в соответствие с потребностями участников рынка ("зеленое" финансирование, экологическая повестка). Кроме того, на Московской бирже был создан Сектор устойчивого развития, который продолжает успешно функционировать по настоящее время" <18>.
(Вахрушина М.А., Биткина А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Утверждая Постановление Правительства РФ, Банк России привел гл. 65 Положения Банка России N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" в соответствие с потребностями участников рынка ("зеленое" финансирование, экологическая повестка). Кроме того, на Московской бирже был создан Сектор устойчивого развития, который продолжает успешно функционировать по настоящее время" <18>.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Такой подход в совокупности с тем, что суды стремятся толковать нормы договоров исходя из цели договора, предотвращая извлечение выгоды посредством незаконного или недобросовестного поведения стороны, но при этом оставаясь в рамках положений, закрепленных как в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", так и Положении Банка России "О стандартах эмиссии ценных бумаг", позволяет гарантировать как права собственников, так и стабильное функционирование финансовых рынков. В качестве примера можно привести позицию Коллегии Верховного Суда РФ о законности применения актов Центрального банка о расчете коэффициента отклонения стоимости ценных бумаг, адресованных организаторам торгов в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Так, сами критерии, установленные административными органами, имеют рекомендательный характер, однако могут служить основанием для запроса информации, необходимой для выявления манипулирования в том числе финансовыми рынками <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Такой подход в совокупности с тем, что суды стремятся толковать нормы договоров исходя из цели договора, предотвращая извлечение выгоды посредством незаконного или недобросовестного поведения стороны, но при этом оставаясь в рамках положений, закрепленных как в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", так и Положении Банка России "О стандартах эмиссии ценных бумаг", позволяет гарантировать как права собственников, так и стабильное функционирование финансовых рынков. В качестве примера можно привести позицию Коллегии Верховного Суда РФ о законности применения актов Центрального банка о расчете коэффициента отклонения стоимости ценных бумаг, адресованных организаторам торгов в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Так, сами критерии, установленные административными органами, имеют рекомендательный характер, однако могут служить основанием для запроса информации, необходимой для выявления манипулирования в том числе финансовыми рынками <2>.