Стандарт юриспруденция бакалавриат
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт юриспруденция бакалавриат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)разд. VII Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511;
(КонсультантПлюс, 2025)разд. VII Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511;
Статья: Практика образования в области прав человека: опыт Совета Европы и Российской Федерации
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Для примера более высокого стандарта возьмем требования к результатам освоения программы по направлению подготовки "Юриспруденция" (бакалавриат), изложенные в собственном стандарте Московского университета <31>. Так, п. 3.1 устанавливает, что обучение в университете направлено на подготовку высококвалифицированного работника, который среди прочего "обладает активной гражданской позицией, основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях", "в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству..." и "обладает развитым чувством гражданского и профессионального долга".
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Для примера более высокого стандарта возьмем требования к результатам освоения программы по направлению подготовки "Юриспруденция" (бакалавриат), изложенные в собственном стандарте Московского университета <31>. Так, п. 3.1 устанавливает, что обучение в университете направлено на подготовку высококвалифицированного работника, который среди прочего "обладает активной гражданской позицией, основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях", "в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству..." и "обладает развитым чувством гражданского и профессионального долга".
Нормативные акты
Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511
(ред. от 11.01.2018)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45038)Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2016 г. N 45038
(ред. от 11.01.2018)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45038)Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2016 г. N 45038
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"
(утв. Рособрнадзором 29.08.2025)
(ред. от 10.10.2025)Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)
(утв. Рособрнадзором 29.08.2025)
(ред. от 10.10.2025)Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)
Статья: Теоретическая юриспруденция и критерии научности знания
(Травников Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)<25> Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция".
(Травников Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)<25> Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция".
Вопрос: Должен ли юрисконсульт коммерческой организации проходить повышение квалификации и с какой периодичностью?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, например, в Профессиональном стандарте "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" (утв. Приказом Минтруда России от 29.08.2024 N 433н), который вступает в силу с 1 марта 2025 г., содержатся квалификационные требования к юрисконсульту: высшее образование - бакалавриат.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, например, в Профессиональном стандарте "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" (утв. Приказом Минтруда России от 29.08.2024 N 433н), который вступает в силу с 1 марта 2025 г., содержатся квалификационные требования к юрисконсульту: высшее образование - бакалавриат.
Статья: Аксиология конституционного мировоззрения. Часть I. Конституционное мировоззрение в ценностном измерении обновленной Конституции России
(Бондарь Н.С., Баринов Э.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<8> Приходится лишь сожалеть, что, например, в курсе конституционного права ему уделяется явно недостаточное внимание, а во многих учебниках по конституционному праву данная категория практически отсутствует как предмет изучения. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь в федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 030900 "Юриспруденция" (как по степени бакалавр, так и магистр) категория "конституционализм" тоже не упоминается. Показательным, правда, является тот факт - и это важно применительно к теме настоящей статьи, - что в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования категория конституционализма присутствует в стандартах базового уровня среднего (полного) общего образования, но по истории, в рамках темы "Идеология. Просвещение и конституционализм", что подтверждает очевидную необходимость доктринальной проработки данной проблемы.
(Бондарь Н.С., Баринов Э.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<8> Приходится лишь сожалеть, что, например, в курсе конституционного права ему уделяется явно недостаточное внимание, а во многих учебниках по конституционному праву данная категория практически отсутствует как предмет изучения. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь в федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 030900 "Юриспруденция" (как по степени бакалавр, так и магистр) категория "конституционализм" тоже не упоминается. Показательным, правда, является тот факт - и это важно применительно к теме настоящей статьи, - что в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования категория конституционализма присутствует в стандартах базового уровня среднего (полного) общего образования, но по истории, в рамках темы "Идеология. Просвещение и конституционализм", что подтверждает очевидную необходимость доктринальной проработки данной проблемы.
Статья: Конституционно-правовое содержание требования об образовании кандидатов в судьи
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)Так, наряду с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки "юриспруденция" (уровень бакалавриата и магистра), в настоящее время в структуре высшего юридического образования создано необходимое разнообразие программ специалитета с присвоением квалификации "юрист", приняты ФГОСы по следующим юридическим специальностям: 40.05.2001 "Правовое обеспечение национальной безопасности" <15>; 40.05.2002 "Правоохранительная деятельность" <16>; 40.05.2004 "Судебная и прокурорская деятельность" <17>. В свою очередь, ранее существовавшая специальность "юриспруденция" отсутствует.
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)Так, наряду с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки "юриспруденция" (уровень бакалавриата и магистра), в настоящее время в структуре высшего юридического образования создано необходимое разнообразие программ специалитета с присвоением квалификации "юрист", приняты ФГОСы по следующим юридическим специальностям: 40.05.2001 "Правовое обеспечение национальной безопасности" <15>; 40.05.2002 "Правоохранительная деятельность" <16>; 40.05.2004 "Судебная и прокурорская деятельность" <17>. В свою очередь, ранее существовавшая специальность "юриспруденция" отсутствует.
Статья: Формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года (п. 1.8 ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", утв. Приказом Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1011 (далее - ФГОС N 1011)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года (п. 1.8 ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", утв. Приказом Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1011 (далее - ФГОС N 1011)).
Статья: О праве офицеров на обучение в гражданской образовательной организации
(Неверов А.Я.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)4. Следует учитывать, что при использовании термина "уровень" речь должна идти исключительно об однопорядковых величинах. Иными словами, если военный инженер-специалист обучается по направлению "юриспруденция", уровень подготовки - бакалавриат, данные уровни не подлежат сравнительной характеристике с точки зрения уровня образования, так как являются несопоставимыми понятиями, характеризующими совершенно различные образовательные стандарты.
(Неверов А.Я.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)4. Следует учитывать, что при использовании термина "уровень" речь должна идти исключительно об однопорядковых величинах. Иными словами, если военный инженер-специалист обучается по направлению "юриспруденция", уровень подготовки - бакалавриат, данные уровни не подлежат сравнительной характеристике с точки зрения уровня образования, так как являются несопоставимыми понятиями, характеризующими совершенно различные образовательные стандарты.
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Современная система высшего образования, основанная на компетентностном подходе, дает возможность учитывать эту потребность практики при подготовке юристов. В частности, принятый в 2020 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата), как в целом и предыдущая его версия, предусматривает в числе результатов обучения формирование у выпускников способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) <1>. Пока речь идет лишь об универсальной компетенции, чего явно недостаточно, поскольку очевидна необходимость формирования специальных контекстных коммуникативных компетенций у будущих судей, судебных представителей, прокуроров и других участников судопроизводства.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Современная система высшего образования, основанная на компетентностном подходе, дает возможность учитывать эту потребность практики при подготовке юристов. В частности, принятый в 2020 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата), как в целом и предыдущая его версия, предусматривает в числе результатов обучения формирование у выпускников способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) <1>. Пока речь идет лишь об универсальной компетенции, чего явно недостаточно, поскольку очевидна необходимость формирования специальных контекстных коммуникативных компетенций у будущих судей, судебных представителей, прокуроров и других участников судопроизводства.
Статья: Применение профессиональных стандартов и независимая оценка квалификации: будущее юридической профессии
(Кузнецов Д.Л.)
("Закон", 2021, N 5)Требование к образованию - специалитет или магистратура (второй уровень высшего образования). Бакалавриата недостаточно для того, чтобы претендовать на указанные должности.
(Кузнецов Д.Л.)
("Закон", 2021, N 5)Требование к образованию - специалитет или магистратура (второй уровень высшего образования). Бакалавриата недостаточно для того, чтобы претендовать на указанные должности.
Статья: О парадигме конституционного права России в новых исторических реалиях
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Так, в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования учебная дисциплина "Конституционное право России" входит в обязательную часть программ бакалавриата и специалитета лишь по направлениям подготовки, специальностям, связанным с национальной безопасностью, правоохранительной деятельностью, обеспечением законности и правопорядка, тогда как программа бакалавриата по специальности "Юриспруденция" должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по конституционному праву, а программы магистратуры по любым юридическим направлениям подготовки могут и вовсе обходиться без конституционного права в любом виде.
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Так, в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования учебная дисциплина "Конституционное право России" входит в обязательную часть программ бакалавриата и специалитета лишь по направлениям подготовки, специальностям, связанным с национальной безопасностью, правоохранительной деятельностью, обеспечением законности и правопорядка, тогда как программа бакалавриата по специальности "Юриспруденция" должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по конституционному праву, а программы магистратуры по любым юридическим направлениям подготовки могут и вовсе обходиться без конституционного права в любом виде.
Статья: О месте и роли юридического образования в образовательной системе Российской Федерации
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Среди них: ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция, ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, четыре ФГОС высшего образования - специалитет по уточненным юридическим специальностям (40.05.01, 40.05.02, 40.05.03, 40.05.04), ФГОС высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция и, наконец, ФГОС - уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (направление подготовки 40.06.01 Юриспруденция).
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Среди них: ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция, ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, четыре ФГОС высшего образования - специалитет по уточненным юридическим специальностям (40.05.01, 40.05.02, 40.05.03, 40.05.04), ФГОС высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция и, наконец, ФГОС - уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (направление подготовки 40.06.01 Юриспруденция).