Стадии механизма правового регулирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Стадии механизма правового регулирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Механизм правового регулирования: понятие, признаки и элементы
(Кущенко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2
(Кущенко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2
Статья: Профессионализм как основа предпринимательства (хозяйственно-правовой взгляд)
(Тихонов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)<9> Рубцова Н.В. К вопросу о стадиях механизма договорного правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. N 3(44). С. 109.
(Тихонов В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)<9> Рубцова Н.В. К вопросу о стадиях механизма договорного правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. N 3(44). С. 109.
Статья: К вопросу о создании специализированных судов в области строительства: сравнительно-правовой аспект
(Ялилов А.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Так, правосубъектные средства <6> задают возможности для участия субъектов в гражданских, гражданско-процессуальных, иных правоотношениях, связываются с наличием особого правового статуса. Значимость правосубъектных средств на правоприменительной стадии механизма правового регулирования предопределяется способностью реализовывать права, обязанности, полномочия с целью восстановления, защиты прав и законных интересов, а также предотвращения нарушений. Реализация правосубъектности таких лиц и органов, как инженеры, администраторы контрактов <7>, медиаторы, адъюдикаторы <8>, комиссии по разрешению споров <9>, суды, иные структуры и образования, служит для устранения конфликта либо минимизации его последствий.
(Ялилов А.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Так, правосубъектные средства <6> задают возможности для участия субъектов в гражданских, гражданско-процессуальных, иных правоотношениях, связываются с наличием особого правового статуса. Значимость правосубъектных средств на правоприменительной стадии механизма правового регулирования предопределяется способностью реализовывать права, обязанности, полномочия с целью восстановления, защиты прав и законных интересов, а также предотвращения нарушений. Реализация правосубъектности таких лиц и органов, как инженеры, администраторы контрактов <7>, медиаторы, адъюдикаторы <8>, комиссии по разрешению споров <9>, суды, иные структуры и образования, служит для устранения конфликта либо минимизации его последствий.
Статья: К вопросу о терминологической путанице при употреблении понятий "правовое регулирование" и "механизм правового регулирования"
(Попова А.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)Единого определения сущности понятия "механизм правового регулирования" не выработано до сих пор, прежде всего из-за того, что нет согласия по составу элементов, входящих в его систему. В последнее время появляются различные трактовки механизма правового регулирования, предлагаемые исследователями в сфере различных отраслей права <12>. Изначально, когда данное понятие вошло в научный обиход в 1948 г., в его систему были включены такие структурные компоненты, как: а) характеристика правосубъектности физических лиц; б) юридический факт; в) виды правоотношений; г) правоохранительные меры; д) юридическая ответственность <13>. С 1960 - 1970-х годов в структуру механизма правового регулирования стали включаться дополнительные элементы. Так, С.С. Алексеев дополнил данный перечень соответствующим уровнем правового сознания, непосредственно влияющего на процесс регулирования правовых отношений в государстве <14>. Им были предложены стадии (по которым развивается механизм правового регулирования), определяющиеся нормой права, правовыми отношениями, процессом реализации субъективных прав, основанным на правосознании, от которого зависит и характер исполнения юридических обязанностей, в том числе и применения права (как особого вида реализации права), результатом которого является принятие акта применения права.
(Попова А.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)Единого определения сущности понятия "механизм правового регулирования" не выработано до сих пор, прежде всего из-за того, что нет согласия по составу элементов, входящих в его систему. В последнее время появляются различные трактовки механизма правового регулирования, предлагаемые исследователями в сфере различных отраслей права <12>. Изначально, когда данное понятие вошло в научный обиход в 1948 г., в его систему были включены такие структурные компоненты, как: а) характеристика правосубъектности физических лиц; б) юридический факт; в) виды правоотношений; г) правоохранительные меры; д) юридическая ответственность <13>. С 1960 - 1970-х годов в структуру механизма правового регулирования стали включаться дополнительные элементы. Так, С.С. Алексеев дополнил данный перечень соответствующим уровнем правового сознания, непосредственно влияющего на процесс регулирования правовых отношений в государстве <14>. Им были предложены стадии (по которым развивается механизм правового регулирования), определяющиеся нормой права, правовыми отношениями, процессом реализации субъективных прав, основанным на правосознании, от которого зависит и характер исполнения юридических обязанностей, в том числе и применения права (как особого вида реализации права), результатом которого является принятие акта применения права.
Статья: Административно-правовые формы обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)В заключение следует отметить, что правовые и неправовые формы обеспечения миграционной безопасности при реализации государственной миграционной политики тесно связаны между собой, взаимообеспечивают и дополняют друг друга. Выбор той или иной формы зависит от различных объективных и субъективных факторов, обусловленных поставленными целями, объемом и характером компетенции субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями, стадиями механизма административно-правового регулирования, а также содержанием поведения мигрантов и (или) деятельности иностранного юридического лица, его филиала или представительства.
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)В заключение следует отметить, что правовые и неправовые формы обеспечения миграционной безопасности при реализации государственной миграционной политики тесно связаны между собой, взаимообеспечивают и дополняют друг друга. Выбор той или иной формы зависит от различных объективных и субъективных факторов, обусловленных поставленными целями, объемом и характером компетенции субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями, стадиями механизма административно-правового регулирования, а также содержанием поведения мигрантов и (или) деятельности иностранного юридического лица, его филиала или представительства.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Исходя из того что реализация прав и законных интересов должника является одной из стадий механизма правового регулирования отношений несостоятельности, а именно актом реализации права - исполнением, осуществлением субъективных прав, осуществлением прав через компетентные органы (суд), который, в свою очередь, применяет право, то обеспечительный механизм реализации прав и законных интересов должника (субъекта отношений несостоятельности) берет в качестве своей основы как раз элементы механизма правового регулирования, на стадии реализации субъективных прав образуя обеспечительную надстройку.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Исходя из того что реализация прав и законных интересов должника является одной из стадий механизма правового регулирования отношений несостоятельности, а именно актом реализации права - исполнением, осуществлением субъективных прав, осуществлением прав через компетентные органы (суд), который, в свою очередь, применяет право, то обеспечительный механизм реализации прав и законных интересов должника (субъекта отношений несостоятельности) берет в качестве своей основы как раз элементы механизма правового регулирования, на стадии реализации субъективных прав образуя обеспечительную надстройку.
Статья: Влияние Конституции Российской Федерации на системообразующие категории финансового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов публичной власти. Конституционализация финансового права осуществляется посредством реализации механизма прямого действия конституционных норм, а также посредством регулирования финансовым законодательством атрибутивного круга общественных отношений в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и под конституционным контролем. Показано, что воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях механизма правового регулирования публичных имущественных отношений.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов публичной власти. Конституционализация финансового права осуществляется посредством реализации механизма прямого действия конституционных норм, а также посредством регулирования финансовым законодательством атрибутивного круга общественных отношений в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и под конституционным контролем. Показано, что воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях механизма правового регулирования публичных имущественных отношений.
Статья: Теория правового регулирования: современный дискурс и критика
(Денисенко В.В., Трикоз Е.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Теория правового регулирования остается одной из ключевых проблем и классической темой для обсуждения в современной юриспруденции, сохраняя высокий теоретико-методологический и прикладной отраслевой потенциал <1>. Тематика правового регулирования была разработана в советский период, прежде всего С.С. Алексеевым, который выделил и сформулировал ключевые для данной теории категории: механизм <2>, стадии правового регулирования <3>, правовые средства <4>, стимулы в праве и др. В рамках указанной тематики им также были переосмыслены используемые понятия (например, "способ" и "форма" реализации права), а также произведена ревизия основных способов правового регулирования в виде запрета, обязывания и дозволения <5>. Концепция правового регулирования С.С. Алексеева не оставалась однородной на протяжении всего его научного пути. Если еще в 1960 - 1970-е гг. он писал о праве как "инструменте, регулирующем общественные отношения" <6>, то уже в 1990-е гг. классик "отказался от своего понимания правового регулирования как механизма" <7>. Тем не менее в отечественной правовой науке до сих пор остается довольно популярным механистическое понимание сущности и социальной ценности права, а правоведы (как теоретики, так и представители отраслевых дисциплин) активно пользуются общеправовой конструкцией "механизм" применительно к проблемам правового регулирования в целом <8>, его эффективности в отдельных отраслях права <9>, чему посвящаются монографические и докторские исследования <10>.
(Денисенко В.В., Трикоз Е.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Теория правового регулирования остается одной из ключевых проблем и классической темой для обсуждения в современной юриспруденции, сохраняя высокий теоретико-методологический и прикладной отраслевой потенциал <1>. Тематика правового регулирования была разработана в советский период, прежде всего С.С. Алексеевым, который выделил и сформулировал ключевые для данной теории категории: механизм <2>, стадии правового регулирования <3>, правовые средства <4>, стимулы в праве и др. В рамках указанной тематики им также были переосмыслены используемые понятия (например, "способ" и "форма" реализации права), а также произведена ревизия основных способов правового регулирования в виде запрета, обязывания и дозволения <5>. Концепция правового регулирования С.С. Алексеева не оставалась однородной на протяжении всего его научного пути. Если еще в 1960 - 1970-е гг. он писал о праве как "инструменте, регулирующем общественные отношения" <6>, то уже в 1990-е гг. классик "отказался от своего понимания правового регулирования как механизма" <7>. Тем не менее в отечественной правовой науке до сих пор остается довольно популярным механистическое понимание сущности и социальной ценности права, а правоведы (как теоретики, так и представители отраслевых дисциплин) активно пользуются общеправовой конструкцией "механизм" применительно к проблемам правового регулирования в целом <8>, его эффективности в отдельных отраслях права <9>, чему посвящаются монографические и докторские исследования <10>.
Статья: Родительские права на определение места жительства ребенка и порядка общения с ним: проблемы теории и практики
(Зыков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В статье рассматриваются варианты соотношения прав на определение места жительства ребенка и определение порядка общения с отдельно проживающим родителем и родительского права на воспитание, в том числе как стадии механизма правового регулирования, секундарных, акцессорных и деривативных прав. Последняя категория (пока не устоявшаяся в частном российском праве) является наиболее соразмерной рассматриваемому явлению. В статье анализируется судебная правоприменительная практика за 2020 г. На основе сплошной выборки делаются как статистические, так и содержательные выводы. Судебное правоприменение по делам об определении места жительства ребенка остается дискриминационным по отношению к отцам. Статус родителя, проживающего отдельно от ребенка, также умаляется судами (посредством, в частности, оговорок в резолютивной части решения, ставящих его исполнение в зависимость от воли другого родителя; усечения времени общения; неопределенности формулировок, делающих решение неисполнимым в принудительном порядке и т.п.). На этом фоне особенно безосновательно выглядят случаи привлечения такого родителя к ответственности за ненадлежащее воспитание.
(Зыков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В статье рассматриваются варианты соотношения прав на определение места жительства ребенка и определение порядка общения с отдельно проживающим родителем и родительского права на воспитание, в том числе как стадии механизма правового регулирования, секундарных, акцессорных и деривативных прав. Последняя категория (пока не устоявшаяся в частном российском праве) является наиболее соразмерной рассматриваемому явлению. В статье анализируется судебная правоприменительная практика за 2020 г. На основе сплошной выборки делаются как статистические, так и содержательные выводы. Судебное правоприменение по делам об определении места жительства ребенка остается дискриминационным по отношению к отцам. Статус родителя, проживающего отдельно от ребенка, также умаляется судами (посредством, в частности, оговорок в резолютивной части решения, ставящих его исполнение в зависимость от воли другого родителя; усечения времени общения; неопределенности формулировок, делающих решение неисполнимым в принудительном порядке и т.п.). На этом фоне особенно безосновательно выглядят случаи привлечения такого родителя к ответственности за ненадлежащее воспитание.
Статья: Порядок введения и прекращения режима контртеррористической операции
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)<5> Дерюгин А.А., Никонов Д.А., Луценко В.В. Режим контртеррористической операции: механизм и стадии правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2021. N. 7. С. 155.
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)<5> Дерюгин А.А., Никонов Д.А., Луценко В.В. Режим контртеррористической операции: механизм и стадии правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2021. N. 7. С. 155.
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Институт наставничества на государственной службе получил наибольшую правовую регламентацию. Именно формирование и действие нормативной основы Л.А. Морозова называет в качестве первой стадии механизма правового регулирования <19>.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Институт наставничества на государственной службе получил наибольшую правовую регламентацию. Именно формирование и действие нормативной основы Л.А. Морозова называет в качестве первой стадии механизма правового регулирования <19>.