Сроки в налоговом праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки в налоговом праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал кооперативу в возмещении НДС, поскольку налоговые вычеты, в результате заявления которых сформировалась сумма НДС к возмещению, были заявлены за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ трехлетнего срока. Кооператив оспорил отказ, указав, что вычет заявлен в пределах трех лет с момента получения счетов-фактур. Суд признал обоснованным отказ в возмещении НДС. Счета-фактуры, на основании которых НДС заявлен к вычету, были выставлены во II квартале 2017 года, следовательно, НДС мог быть заявлен к вычету в налоговой декларации, поданной не позднее 30.06.2020. Поскольку фактически вычеты были заявлены в налоговых декларациях, представленных в налоговый орган осенью 2020 года, срок для принятия НДС к вычету налогоплательщиком пропущен. Суд указал, что налогоплательщик не представил доказательств того, что по объективным причинам, не зависящим от его воли, не имел возможности получить у своего контрагента счета-фактуры до истечения трехлетнего срока, принимал меры по их своевременному получению. Суд отклонил как не основанный на нормах налогового права довод кооператива о том, что установленный п. 2 ст. 173 НК РФ срок должен исчисляться с момента фактического получения счетов-фактур в 2018 году.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал кооперативу в возмещении НДС, поскольку налоговые вычеты, в результате заявления которых сформировалась сумма НДС к возмещению, были заявлены за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ трехлетнего срока. Кооператив оспорил отказ, указав, что вычет заявлен в пределах трех лет с момента получения счетов-фактур. Суд признал обоснованным отказ в возмещении НДС. Счета-фактуры, на основании которых НДС заявлен к вычету, были выставлены во II квартале 2017 года, следовательно, НДС мог быть заявлен к вычету в налоговой декларации, поданной не позднее 30.06.2020. Поскольку фактически вычеты были заявлены в налоговых декларациях, представленных в налоговый орган осенью 2020 года, срок для принятия НДС к вычету налогоплательщиком пропущен. Суд указал, что налогоплательщик не представил доказательств того, что по объективным причинам, не зависящим от его воли, не имел возможности получить у своего контрагента счета-фактуры до истечения трехлетнего срока, принимал меры по их своевременному получению. Суд отклонил как не основанный на нормах налогового права довод кооператива о том, что установленный п. 2 ст. 173 НК РФ срок должен исчисляться с момента фактического получения счетов-фактур в 2018 году.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик заявил льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, установленную п. 3 ч. 1 ст. 2 закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ, в отношении имущества, введенного в эксплуатацию на территории Удмуртской Республики в рамках реализации инвестиционного проекта. Налоговый орган отказал в применении льготы, поскольку пришел к выводу о невыполнении условия, определенного подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 2 закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ, а именно что сумма налоговых льгот за текущий налоговый период, предоставляемых по всем налогам, превышает прирост по всем налоговым поступлениям от организации в консолидированный бюджет Удмуртской Республики к предыдущему налоговому периоду. Налогоплательщик полагал, что положение подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 2 закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ не подлежит применению, поскольку действует с 01.01.2019, в то время как инвестиционный договор заключен 30.12.2016, на момент его заключения закон субъекта РФ действовал в редакции, в которой отсутствовал подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 55-РЗ. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении условий применения льготы, указав, что сам инвестиционный договор не содержит отдельных условий предоставления льготы, равно как и не закрепляет обязательность применения норм налогового права, действующих в период его заключения, на весь срок его действия. При решении вопроса о правомерности применения льготы следует руководствоваться законодательством о налогах и сборах, действующим в налоговом периоде заявления льготы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик заявил льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, установленную п. 3 ч. 1 ст. 2 закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ, в отношении имущества, введенного в эксплуатацию на территории Удмуртской Республики в рамках реализации инвестиционного проекта. Налоговый орган отказал в применении льготы, поскольку пришел к выводу о невыполнении условия, определенного подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 2 закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ, а именно что сумма налоговых льгот за текущий налоговый период, предоставляемых по всем налогам, превышает прирост по всем налоговым поступлениям от организации в консолидированный бюджет Удмуртской Республики к предыдущему налоговому периоду. Налогоплательщик полагал, что положение подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 2 закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ не подлежит применению, поскольку действует с 01.01.2019, в то время как инвестиционный договор заключен 30.12.2016, на момент его заключения закон субъекта РФ действовал в редакции, в которой отсутствовал подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 55-РЗ. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении условий применения льготы, указав, что сам инвестиционный договор не содержит отдельных условий предоставления льготы, равно как и не закрепляет обязательность применения норм налогового права, действующих в период его заключения, на весь срок его действия. При решении вопроса о правомерности применения льготы следует руководствоваться законодательством о налогах и сборах, действующим в налоговом периоде заявления льготы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1.4. Акты налогового законодательства.
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1.4. Акты налогового законодательства.
Статья: О сроках в налоговом праве в свете позиции Верховного Суда по компании "Неринга". Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135
(Никифоров А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12
(Никифоров А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12
Статья: Процедурные вопросы взыскания налога с физического лица
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)1. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: монография / А.А. Архипов. Москва: Статут, 2011. 196 с.
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)1. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: монография / А.А. Архипов. Москва: Статут, 2011. 196 с.
Статья: Пресекательные сроки в налоговом процессе
(Крохина Ю.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Несмотря на то что механизм налогово-правового регулирования существенно отличается от гражданского права, однако общим у них является основной объект правового воздействия - имущественные отношения <17>. В этой связи подходы к природе пресекательных сроков, изученные цивилистами, вполне применимы и к налоговому праву. В науке налогового права пресекательным срокам уделяется крайне мало внимания. Непосредственно посвященных им работ практически нет, отдельные упоминания встречаются в книгах и статьях, анализирующих сроки в налоговом праве <18>.
(Крохина Ю.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Несмотря на то что механизм налогово-правового регулирования существенно отличается от гражданского права, однако общим у них является основной объект правового воздействия - имущественные отношения <17>. В этой связи подходы к природе пресекательных сроков, изученные цивилистами, вполне применимы и к налоговому праву. В науке налогового права пресекательным срокам уделяется крайне мало внимания. Непосредственно посвященных им работ практически нет, отдельные упоминания встречаются в книгах и статьях, анализирующих сроки в налоговом праве <18>.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Это не только наш подход, такого же подхода придерживаются и ученые, которые занимались проблемой сроков в налоговом праве: "Важно отметить, что на период приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются все действия налогового органа, связанные с указанной проверкой, в том числе и по истребованию документов у налогоплательщика, с возвратом подлинников, истребованных при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки" <1>. А суды непредставление информации в период приостановления выездной проверки не рассматривают в качестве нарушения законодательства <2>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Это не только наш подход, такого же подхода придерживаются и ученые, которые занимались проблемой сроков в налоговом праве: "Важно отметить, что на период приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются все действия налогового органа, связанные с указанной проверкой, в том числе и по истребованию документов у налогоплательщика, с возвратом подлинников, истребованных при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки" <1>. А суды непредставление информации в период приостановления выездной проверки не рассматривают в качестве нарушения законодательства <2>.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц в Российской Федерации
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<2> Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: монография. М.: Статут, 2011. 199 с.
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<2> Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: монография. М.: Статут, 2011. 199 с.
Статья: Актуальные аспекты развития налогового контроля
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)15. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: Монография. М.: Статут, 2011. С. 112 - 116.
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)15. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: Монография. М.: Статут, 2011. С. 112 - 116.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)В статье автор исследует институт сроков в налоговом праве, выявляет недостатки его регламентации и правоприменения. Особое внимание уделяется сроку давности принудительного взыскания налогов, который на нормативном уровне установлен не в полной мере. Срок привлечения к налоговой ответственности является императивным, пресекательным и восстановлению не подлежит, но налоговые органы на практике стараются увеличить этот срок за счет его приостановления, расширительно толкуя основания для этого. Дискуссионным в теории и на практике остается вопрос сроков проведения налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях. Автор приходит к выводу, что сроки должны быть четко регламентированы налоговым законодательством и для налоговых органов все сроки должны носить пресекательный характер, а для налогоплательщиков по общему правилу восстановительный. К сожалению, в настоящий момент времени судебная практика доктринально исповедует более мягкий для налоговых органов подход.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)В статье автор исследует институт сроков в налоговом праве, выявляет недостатки его регламентации и правоприменения. Особое внимание уделяется сроку давности принудительного взыскания налогов, который на нормативном уровне установлен не в полной мере. Срок привлечения к налоговой ответственности является императивным, пресекательным и восстановлению не подлежит, но налоговые органы на практике стараются увеличить этот срок за счет его приостановления, расширительно толкуя основания для этого. Дискуссионным в теории и на практике остается вопрос сроков проведения налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях. Автор приходит к выводу, что сроки должны быть четко регламентированы налоговым законодательством и для налоговых органов все сроки должны носить пресекательный характер, а для налогоплательщиков по общему правилу восстановительный. К сожалению, в настоящий момент времени судебная практика доктринально исповедует более мягкий для налоговых органов подход.