Сроки представления и уплаты налогов в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки представления и уплаты налогов в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд пришел к выводу о неправомерном увеличении санкций в связи с применением отягчающих вину обстоятельств по сроку уплаты 27.01.2020. Налоговый орган сослался на решение о привлечении общества к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ за налоговое правонарушение, которое вступило в законную силу 22.02.2019, в связи с чем в решении от 11.12.2020 применил следующий расчет санкции по п. 3 ст. 122 НК РФ с учетом п. 4 ст. 114 НК РФ: по сроку уплаты 27.01.2020 - 80 процентов. Суд указал, что с учетом налогового периода по НДС, которым является квартал, сроков подачи декларации и уплаты налога, в рассматриваемом случае датой совершения правонарушения в отношении IV квартала 2019 года будет 01.04.2020 (то есть дата начала налогового периода, следующего за тем, в котором налогоплательщик обязан представить декларацию за IV квартал 2019 года и уплатить НДС). Именно с учетом указанной даты должны быть установлены отягчающие вину обстоятельства. В данном случае на указанную дату (01.04.2020) истекли 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности за предыдущее правонарушение (22.02.2019).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд пришел к выводу о неправомерном увеличении санкций в связи с применением отягчающих вину обстоятельств по сроку уплаты 27.01.2020. Налоговый орган сослался на решение о привлечении общества к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ за налоговое правонарушение, которое вступило в законную силу 22.02.2019, в связи с чем в решении от 11.12.2020 применил следующий расчет санкции по п. 3 ст. 122 НК РФ с учетом п. 4 ст. 114 НК РФ: по сроку уплаты 27.01.2020 - 80 процентов. Суд указал, что с учетом налогового периода по НДС, которым является квартал, сроков подачи декларации и уплаты налога, в рассматриваемом случае датой совершения правонарушения в отношении IV квартала 2019 года будет 01.04.2020 (то есть дата начала налогового периода, следующего за тем, в котором налогоплательщик обязан представить декларацию за IV квартал 2019 года и уплатить НДС). Именно с учетом указанной даты должны быть установлены отягчающие вину обстоятельства. В данном случае на указанную дату (01.04.2020) истекли 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности за предыдущее правонарушение (22.02.2019).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Фонд пенсионного и социального страхования РФ начислил страхователю штраф, выявив, что последний несвоевременно представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Фонд указал, что последним днем для представления сведений за март 2020 года является 12.05.2020; страхователем отчетность представлена 15.05.2020. Суд не согласился с Фондом, указав, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 15.05.2020 продлены сроки представления налоговых деклараций по НДС, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года также был продлен Постановлением N 409 до 15.05.2020.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Фонд пенсионного и социального страхования РФ начислил страхователю штраф, выявив, что последний несвоевременно представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Фонд указал, что последним днем для представления сведений за март 2020 года является 12.05.2020; страхователем отчетность представлена 15.05.2020. Суд не согласился с Фондом, указав, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" до 15.05.2020 продлены сроки представления налоговых деклараций по НДС, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года также был продлен Постановлением N 409 до 15.05.2020.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об отказе от применения порядка уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в случае утраты и последующего восстановления статуса контролирующего лица в связи с изменением налогового резидентства.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-12-12/2/132594)Абзацем вторым пункта 3 статьи 227.2 Кодекса предусмотрено, что в случае, если уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли представлено налогоплательщиком в налоговый орган в течение 2020 или 2021 года, порядок уплаты налога с фиксированной прибыли подлежит применению налогоплательщиком в течение не менее трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком представлено такое уведомление.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-12-12/2/132594)Абзацем вторым пункта 3 статьи 227.2 Кодекса предусмотрено, что в случае, если уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли представлено налогоплательщиком в налоговый орган в течение 2020 или 2021 года, порядок уплаты налога с фиксированной прибыли подлежит применению налогоплательщиком в течение не менее трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком представлено такое уведомление.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- продление срока предоставления налоговой отчетности, срок предоставления которой приходится на март - май 2020 г., сроков подачи налоговых деклараций (включая расчеты по НДФЛ); однако продление не касается сроков уплаты налогов;
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- продление срока предоставления налоговой отчетности, срок предоставления которой приходится на март - май 2020 г., сроков подачи налоговых деклараций (включая расчеты по НДФЛ); однако продление не касается сроков уплаты налогов;
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)При этом лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (пункт 3.1 статьи 61, пункты 2 и 12 статьи 64 НК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)При этом лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (пункт 3.1 статьи 61, пункты 2 и 12 статьи 64 НК РФ).
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В 2020, 2022 - 2028 годах Правительство РФ наделено полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, предусматривающих приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продление установленных налоговым законодательством сроков уплаты налогов, представления бухгалтерской отчетности, направления и исполнения требований об уплате налогов и др. меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации (пункт 3 статьи 4 НК РФ).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В 2020, 2022 - 2028 годах Правительство РФ наделено полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, предусматривающих приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продление установленных налоговым законодательством сроков уплаты налогов, представления бухгалтерской отчетности, направления и исполнения требований об уплате налогов и др. меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации (пункт 3 статьи 4 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 06.08.2025 N БВ-4-7/7311@ <Уточненка и положительное сальдо ЕНС могут способствовать уменьшению штрафа>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)В комментируемом Письме чиновники перво-наперво обратились к постулатам из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, Определений КС РФ от 28.05.2020 N 1115-О, от 28.03.2024 N 603-О и от 25.06.2024 N 1726-О. Подача вышеупомянутой уточненки позднее срока уплаты налога может привести к начислению пеней. Они призваны не только обеспечить исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, но и компенсировать ущерб в связи с недополучением казной причитающихся сумм.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)В комментируемом Письме чиновники перво-наперво обратились к постулатам из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, Определений КС РФ от 28.05.2020 N 1115-О, от 28.03.2024 N 603-О и от 25.06.2024 N 1726-О. Подача вышеупомянутой уточненки позднее срока уплаты налога может привести к начислению пеней. Они призваны не только обеспечить исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, но и компенсировать ущерб в связи с недополучением казной причитающихся сумм.
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Другим положительным эффектом для российской экономики в части уплаты налога с доходов является введение налога на доходы физических лиц - владельцев иностранных компаний именно с фиксированной прибыли. Впервые идея введения фиксированного налога на прибыль, получаемую от ведения бизнеса за рубежом, прозвучала в июньском обращении Президента РФ, в котором было отмечено, что владельцы контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) платят налог "по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме". Президент предложил кардинально упростить режим налогообложения КИК, предоставив право уплачивать фиксированную налоговую сумму (5 млн руб. в год) без дополнительной отчетности. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ввел в НК РФ новую ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний", согласно которой физические лица могут перейти на уплату фиксированного налога путем подачи в налоговый орган уведомления в срок до 31 декабря года, с которого осуществляется этот переход. В отношении 2020 года уведомление предоставляется до 1 февраля 2021 г.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Другим положительным эффектом для российской экономики в части уплаты налога с доходов является введение налога на доходы физических лиц - владельцев иностранных компаний именно с фиксированной прибыли. Впервые идея введения фиксированного налога на прибыль, получаемую от ведения бизнеса за рубежом, прозвучала в июньском обращении Президента РФ, в котором было отмечено, что владельцы контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) платят налог "по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме". Президент предложил кардинально упростить режим налогообложения КИК, предоставив право уплачивать фиксированную налоговую сумму (5 млн руб. в год) без дополнительной отчетности. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ввел в НК РФ новую ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний", согласно которой физические лица могут перейти на уплату фиксированного налога путем подачи в налоговый орган уведомления в срок до 31 декабря года, с которого осуществляется этот переход. В отношении 2020 года уведомление предоставляется до 1 февраля 2021 г.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Пунктом 3 ст. 4 НК РФ Правительству РФ предоставлено право приостанавливать или переносить мероприятия налогового контроля; продлевать сроки уплаты налогов, представления деклараций, выставления требований, принятия решений о взыскании и др.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Пунктом 3 ст. 4 НК РФ Правительству РФ предоставлено право приостанавливать или переносить мероприятия налогового контроля; продлевать сроки уплаты налогов, представления деклараций, выставления требований, принятия решений о взыскании и др.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Например. Срок уплаты налога на прибыль за 2019 г. - не позднее 28 марта 2020 г. Соответственно, переплата за 2019 г. может быть отражена в уточненной декларации, поданной в 2023 г., но с учетом срока проведения КНП на дату ее завершения три года с 28 марта 2020 г., скорее всего, истекут, если, конечно же, налоговый орган не проведет в сокращенные сроки КНП, по итогам которой не выявит нарушений.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Например. Срок уплаты налога на прибыль за 2019 г. - не позднее 28 марта 2020 г. Соответственно, переплата за 2019 г. может быть отражена в уточненной декларации, поданной в 2023 г., но с учетом срока проведения КНП на дату ее завершения три года с 28 марта 2020 г., скорее всего, истекут, если, конечно же, налоговый орган не проведет в сокращенные сроки КНП, по итогам которой не выявит нарушений.
Последние изменения: Требование об уплате задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)В целях исполнения поручений Правительства РФ налоговым органам предписано обеспечить предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок.
(КонсультантПлюс, 2025)В целях исполнения поручений Правительства РФ налоговым органам предписано обеспечить предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если к сроку подачи отчетности привязан срок уплаты налога (авансового платежа), то срок уплаты налога не продлевался, продлены были только сроки подачи отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если к сроку подачи отчетности привязан срок уплаты налога (авансового платежа), то срок уплаты налога не продлевался, продлены были только сроки подачи отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Статья: Комментарий к Постановлению Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 31.01.2025 по делу N А08-13041/2023 <Может ли ФНС не принять декларацию, потому что в ней неверно указан код ОКТМО?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Применительно к 2019 году срок уплаты налога на имущество был привязан к сроку подачи декларации - не позднее 30.03.2020. Значит, Общество не нарушило трехлетний срок, представив уточненную декларацию 15.03.2023, и довод УФНС о пропуске этого срока не соответствует действительности.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Применительно к 2019 году срок уплаты налога на имущество был привязан к сроку подачи декларации - не позднее 30.03.2020. Значит, Общество не нарушило трехлетний срок, представив уточненную декларацию 15.03.2023, и довод УФНС о пропуске этого срока не соответствует действительности.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) <12> были продлены сроки предоставления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март - май 2020 г.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) <12> были продлены сроки предоставления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март - май 2020 г.
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В соответствии с подп. 1 и подп. 6 п. 3 ст. 4 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 марта 2022 г. N 52-ФЗ) не исключается возможность изменения сроков осуществления мероприятий налогового контроля, а также установления дополнительных оснований и изменения порядка (условий) предоставления фискальнообязанным лицам отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов. Так, в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации в 2020 и 2022 гг. наделяется правом издания нормативных правовых актов, которые предусматривают в периоды, соответственно, с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) и с 1 января до 31 декабря 2022 г. (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В соответствии с подп. 1 и подп. 6 п. 3 ст. 4 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 марта 2022 г. N 52-ФЗ) не исключается возможность изменения сроков осуществления мероприятий налогового контроля, а также установления дополнительных оснований и изменения порядка (условий) предоставления фискальнообязанным лицам отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов. Так, в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации в 2020 и 2022 гг. наделяется правом издания нормативных правовых актов, которые предусматривают в периоды, соответственно, с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) и с 1 января до 31 декабря 2022 г. (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Например, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 разработаны следующие меры поддержки (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" и др.):
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Например, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 разработаны следующие меры поддержки (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" и др.):