Срок уведомления о склонении к коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок уведомления о склонении к коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)2.2. Обязанность лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, уведомлять об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Для них, в отличие от государственных и муниципальных служащих (ст. 9 Закона N 273-ФЗ), такая обязанность не предусмотрена. Такая обязанность, например, нормативно закреплена в законах субъектов РФ о статусе лиц, замещающих государственные должности, в Архангельской, Орловской, Саратовской областях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а также в иных актах субъектов РФ (например, Калининградской области, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Такими актами устанавливаются порядок, сроки и форма подачи уведомления об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)2.2. Обязанность лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, уведомлять об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Для них, в отличие от государственных и муниципальных служащих (ст. 9 Закона N 273-ФЗ), такая обязанность не предусмотрена. Такая обязанность, например, нормативно закреплена в законах субъектов РФ о статусе лиц, замещающих государственные должности, в Архангельской, Орловской, Саратовской областях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а также в иных актах субъектов РФ (например, Калининградской области, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Такими актами устанавливаются порядок, сроки и форма подачи уведомления об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Очевидно, что своевременность уведомления должна не только влиять на эффективность изобличения факта коррупционного правонарушения и его оперативного пресечения, но и позволять установить добросовестность и надлежащее исполнение государственным служащим возложенной на него Законом N 273-ФЗ обязанности. Однако вопрос о сроках направления государственным служащим уведомления в адрес установленного должностного лица не до конца урегулирован. Так, ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок уведомления, не предусматривают каких-либо сроков уведомления, устанавливая лишь нормы, регулирующие общую процедуру уведомления, его регистрации и рассмотрения <9>. Также большой объем подзаконных актов, закрепляющих порядок уведомления, содержит размытые сроки направления уведомления государственным служащим, прибегая к распространенной формулировке "незамедлительно" <10>. Как справедливо отметил профессор М.В. Пресняков, формулировка "незамедлительно", применяемая к срокам уведомления о коррупционном правонарушении, не позволяет практически определить конкретный временной промежуток, в течение которого возможно было бы судить о своевременном либо несвоевременном исполнении государственным служащим своей должностной обязанности: "если с момента такого обращения прошел час или два, означает ли это, что служащий не исполнил обязанность уведомить о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения?" <11>. В этой связи возникает и вопрос о надлежащем исполнении государственным служащим своей должностной обязанности о незамедлительном уведомлении в случае получения им сообщения о склонении к коррупционному правонарушению в нерабочее время, выходные дни или в процессе его длительного командирования в субъект Российской Федерации не по месту службы. Ряд подзаконных актов предусматривают сроки уведомления в вышеперечисленных случаях <12>, однако в большинстве данный момент остается неурегулированным.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Очевидно, что своевременность уведомления должна не только влиять на эффективность изобличения факта коррупционного правонарушения и его оперативного пресечения, но и позволять установить добросовестность и надлежащее исполнение государственным служащим возложенной на него Законом N 273-ФЗ обязанности. Однако вопрос о сроках направления государственным служащим уведомления в адрес установленного должностного лица не до конца урегулирован. Так, ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок уведомления, не предусматривают каких-либо сроков уведомления, устанавливая лишь нормы, регулирующие общую процедуру уведомления, его регистрации и рассмотрения <9>. Также большой объем подзаконных актов, закрепляющих порядок уведомления, содержит размытые сроки направления уведомления государственным служащим, прибегая к распространенной формулировке "незамедлительно" <10>. Как справедливо отметил профессор М.В. Пресняков, формулировка "незамедлительно", применяемая к срокам уведомления о коррупционном правонарушении, не позволяет практически определить конкретный временной промежуток, в течение которого возможно было бы судить о своевременном либо несвоевременном исполнении государственным служащим своей должностной обязанности: "если с момента такого обращения прошел час или два, означает ли это, что служащий не исполнил обязанность уведомить о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения?" <11>. В этой связи возникает и вопрос о надлежащем исполнении государственным служащим своей должностной обязанности о незамедлительном уведомлении в случае получения им сообщения о склонении к коррупционному правонарушению в нерабочее время, выходные дни или в процессе его длительного командирования в субъект Российской Федерации не по месту службы. Ряд подзаконных актов предусматривают сроки уведомления в вышеперечисленных случаях <12>, однако в большинстве данный момент остается неурегулированным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"4.1-1. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, если по данным фактам проведена или проводится проверка органами прокуратуры или другими государственными органами, является должностной обязанностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения, фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"4.1-1. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, если по данным фактам проведена или проводится проверка органами прокуратуры или другими государственными органами, является должностной обязанностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения, фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)16. Депутат обязан уведомлять комиссию и органы прокуратуры в порядке, предусмотренном законом, обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)16. Депутат обязан уведомлять комиссию и органы прокуратуры в порядке, предусмотренном законом, обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения.