Срок таможенного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок таможенного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с таможенными органами: Таможенный орган отказал в возврате платежей как излишне уплаченных из-за представления подтверждающих документов после таможенного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Таможенный орган может ссылаться на то, что на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей истек срок проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товара. Однако это само по себе не является основанием для отказа в возврате таможенных платежей (п. 40 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 10.06.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Таможенный орган может ссылаться на то, что на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей истек срок проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товара. Однако это само по себе не является основанием для отказа в возврате таможенных платежей (п. 40 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 10.06.2020).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ввозило на территорию РФ комплектующие для медицинских изделий, при ввозе о применении освобождения от обложения НДС не заявляло. В дальнейшем общество обратилось в таможенный орган с заявлением о предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении ввезенных комплектующих, приложив к заявлению письмо Минпромторга России, которым подтверждено целевое назначение ввезенных комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации. Таможенный орган отказал в предоставлении освобождения. Суд признал отказ таможенного органа незаконным, поскольку налогоплательщик представил документы, необходимые для получения освобождения. Получение письма Минпромторга России после таможенного оформления товаров не лишает общество возможности представлять его для подтверждения права на льготы при внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, поскольку льгота в виде освобождения от уплаты НДС гарантирована п. 2 ст. 150 НК РФ и ее предоставление не ставится в зависимость от момента ввоза товара, а ограничено лишь установленным в абз. 3 п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС сроком нахождения товаров под таможенным контролем, указанный трехлетний срок обществом был соблюден.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ввозило на территорию РФ комплектующие для медицинских изделий, при ввозе о применении освобождения от обложения НДС не заявляло. В дальнейшем общество обратилось в таможенный орган с заявлением о предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении ввезенных комплектующих, приложив к заявлению письмо Минпромторга России, которым подтверждено целевое назначение ввезенных комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации. Таможенный орган отказал в предоставлении освобождения. Суд признал отказ таможенного органа незаконным, поскольку налогоплательщик представил документы, необходимые для получения освобождения. Получение письма Минпромторга России после таможенного оформления товаров не лишает общество возможности представлять его для подтверждения права на льготы при внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, поскольку льгота в виде освобождения от уплаты НДС гарантирована п. 2 ст. 150 НК РФ и ее предоставление не ставится в зависимость от момента ввоза товара, а ограничено лишь установленным в абз. 3 п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС сроком нахождения товаров под таможенным контролем, указанный трехлетний срок обществом был соблюден.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности при таможенном контроле после выпуска товаров
(Дорофеев В.Д., Глущенко В.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 11)В статье д. т. н., профессора, профессора кафедры "Менеджмент и экономическая безопасность" Пензенского государственного университета В.Д. Дорофеева и студента 5-го курса Пензенского государственного университета В.В. Глущенко рассматриваются вопросы таможенного контроля после выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Проведен анализ правоприменительной практики таможенных органов РФ. Выделены проблемы соотношения сроков таможенного контроля после выпуска и сроков давности привлечения к административной ответственности; активности правообладателей; включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров и другие. Авторы предлагают пути решения указанных проблем.
(Дорофеев В.Д., Глущенко В.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 11)В статье д. т. н., профессора, профессора кафедры "Менеджмент и экономическая безопасность" Пензенского государственного университета В.Д. Дорофеева и студента 5-го курса Пензенского государственного университета В.В. Глущенко рассматриваются вопросы таможенного контроля после выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Проведен анализ правоприменительной практики таможенных органов РФ. Выделены проблемы соотношения сроков таможенного контроля после выпуска и сроков давности привлечения к административной ответственности; активности правообладателей; включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров и другие. Авторы предлагают пути решения указанных проблем.
Статья: Некоторые проблемы расследования уголовных дел, предусмотренных ст. 194 УК РФ
(Лысенко М.Р.)
("Юстиция", 2024, N 4)В данном случае проблемой, возникающей при расследовании уголовных дел, предусмотренных ст. 194 УК РФ, является получение необходимой информации для производства уголовного дела. В соответствии с абз. 3 ч. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС срок таможенного контроля после выпуска товаров составляет по общему правилу три года, а срок давности - шесть лет согласно п. "б" ч. 1 ст. 78 УК РФ. Данная разница в сроках создает проблему изыскания и получения необходимой для расследования уголовного дела информации, которая может быть получена в рамках таможенного контроля после выпуска товара. На мой взгляд, проблемы процессуальных сроков в исполнении российского законодательства стоят остро во всех ветвях власти, что требует отдельного исследования, но в рамках рассматриваемого вопроса существуют на данный момент ряд методов, приемов, принципов, которые способствуют решению, а именно ограниченность сроков проведения тех или иных процедур, ответов на запросы и пр. путем привлечения к дисциплинарной, административной и иной ответственности за несоблюдение сроков осуществления надлежащих действий, что стимулирует участников производства (будь то свидетели, эксперты, муниципальные и государственные органы) к выполнению своих обязанностей, реализуя принцип разумности сроков.
(Лысенко М.Р.)
("Юстиция", 2024, N 4)В данном случае проблемой, возникающей при расследовании уголовных дел, предусмотренных ст. 194 УК РФ, является получение необходимой информации для производства уголовного дела. В соответствии с абз. 3 ч. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС срок таможенного контроля после выпуска товаров составляет по общему правилу три года, а срок давности - шесть лет согласно п. "б" ч. 1 ст. 78 УК РФ. Данная разница в сроках создает проблему изыскания и получения необходимой для расследования уголовного дела информации, которая может быть получена в рамках таможенного контроля после выпуска товара. На мой взгляд, проблемы процессуальных сроков в исполнении российского законодательства стоят остро во всех ветвях власти, что требует отдельного исследования, но в рамках рассматриваемого вопроса существуют на данный момент ряд методов, приемов, принципов, которые способствуют решению, а именно ограниченность сроков проведения тех или иных процедур, ответов на запросы и пр. путем привлечения к дисциплинарной, административной и иной ответственности за несоблюдение сроков осуществления надлежащих действий, что стимулирует участников производства (будь то свидетели, эксперты, муниципальные и государственные органы) к выполнению своих обязанностей, реализуя принцип разумности сроков.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)40. Само по себе истечение срока проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не является основанием для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к наступлению неблагоприятных последствий для декларанта (плательщика), обратившегося в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных платежей, определенного ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)40. Само по себе истечение срока проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не является основанием для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к наступлению неблагоприятных последствий для декларанта (плательщика), обратившегося в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных платежей, определенного ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Статья: Выиграть в споре с таможней? Иногда можно!
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Страховая компания поручилась перед таможней за декларанта. А потом выяснилось, что тот недоплатил 86,3 миллиона рублей. Эту сумму госорган потребовал уже после истечения двухлетнего срока поручительства, указанного в их соглашении. Суды допустили, что таможня вправе предъявить требование к поручителю в пределах трехлетнего срока таможенного контроля, несмотря на договоренности сторон.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Страховая компания поручилась перед таможней за декларанта. А потом выяснилось, что тот недоплатил 86,3 миллиона рублей. Эту сумму госорган потребовал уже после истечения двухлетнего срока поручительства, указанного в их соглашении. Суды допустили, что таможня вправе предъявить требование к поручителю в пределах трехлетнего срока таможенного контроля, несмотря на договоренности сторон.
Ситуация: Каков порядок временного ввоза на территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Должностными лицами таможенных органов осуществляется контроль за соблюдением сроков временного ввоза ТС на территорию ЕАЭС, в рамках которого в том числе при соблюдении определенных условий может осуществляться информирование физического лица о необходимости вывоза ТС с таможенной территории ЕАЭС или о продлении срока временного ввоза ТС в пределах максимально допустимого (п. п. 1 - 4, 8 Порядка проведения контроля за соблюдением сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования, утв. Приказом ФТС России от 16.05.2022 N 356).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Должностными лицами таможенных органов осуществляется контроль за соблюдением сроков временного ввоза ТС на территорию ЕАЭС, в рамках которого в том числе при соблюдении определенных условий может осуществляться информирование физического лица о необходимости вывоза ТС с таможенной территории ЕАЭС или о продлении срока временного ввоза ТС в пределах максимально допустимого (п. п. 1 - 4, 8 Порядка проведения контроля за соблюдением сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования, утв. Приказом ФТС России от 16.05.2022 N 356).
Статья: Время как критерий эффективности таможенного контроля
(Агамагомедова С.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)В отличие от иных видов государственного контроля и надзора (например, налогового контроля, где в большинстве случаев доминирует такой временной показатель, как своевременность, но не скорость) таможенный контроль традиционно оценивается с точки зрения быстроты, скорости его прохождения. Продолжительность прохождения административных процедур таможенного контроля часто ассоциируется со сроком выпуска товаров таможенными органами. На примере его продолжительности, а точнее, динамики установленных пределов такой продолжительности, можно проследить эволюцию сроков прохождения процедур таможенного контроля. За последние 30 лет срок выпуска товаров таможенными органами сократился с десяти рабочих дней (таможенное законодательство РФ начала 1990-х гг.) до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации в настоящий период (п. 1 ст. 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <12> (далее - ТК ЕАЭС)). При этом современный законодатель сохранил максимальный срок выпуска товаров в десять рабочих дней, который возможен в случаях проведения или завершения начатого таможенного контроля, выполнения определенного требования таможенного органа и других.
(Агамагомедова С.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)В отличие от иных видов государственного контроля и надзора (например, налогового контроля, где в большинстве случаев доминирует такой временной показатель, как своевременность, но не скорость) таможенный контроль традиционно оценивается с точки зрения быстроты, скорости его прохождения. Продолжительность прохождения административных процедур таможенного контроля часто ассоциируется со сроком выпуска товаров таможенными органами. На примере его продолжительности, а точнее, динамики установленных пределов такой продолжительности, можно проследить эволюцию сроков прохождения процедур таможенного контроля. За последние 30 лет срок выпуска товаров таможенными органами сократился с десяти рабочих дней (таможенное законодательство РФ начала 1990-х гг.) до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации в настоящий период (п. 1 ст. 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <12> (далее - ТК ЕАЭС)). При этом современный законодатель сохранил максимальный срок выпуска товаров в десять рабочих дней, который возможен в случаях проведения или завершения начатого таможенного контроля, выполнения определенного требования таможенного органа и других.
Статья: Качество таможенных услуг как показатель клиентоориентированности таможенной службы России
(Аксенов И.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)В случае если указанные характеристики услуг будут не в полной мере воплощены таможенным органом, это приведет к репутационному ущербу публичного органа, снижению субъективных оценок качества услуг со стороны клиентов таможенного органа, прежде всего поскольку нарушение данных требований будет в большинстве случаев сопряжено не только с материально-правовыми нарушениями, но и с общим снижением качества работы таможенных органов <9>. В данной ситуации, помимо снижения комфорта участников ВЭД, неуклонно увеличится время осуществления таможенных процедур и общий срок таможенного контроля, провоцируя тем самым непроизводственные простои, что негативно отразится на внедрении рациональных практик в работу таможенных структур.
(Аксенов И.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)В случае если указанные характеристики услуг будут не в полной мере воплощены таможенным органом, это приведет к репутационному ущербу публичного органа, снижению субъективных оценок качества услуг со стороны клиентов таможенного органа, прежде всего поскольку нарушение данных требований будет в большинстве случаев сопряжено не только с материально-правовыми нарушениями, но и с общим снижением качества работы таможенных органов <9>. В данной ситуации, помимо снижения комфорта участников ВЭД, неуклонно увеличится время осуществления таможенных процедур и общий срок таможенного контроля, провоцируя тем самым непроизводственные простои, что негативно отразится на внедрении рациональных практик в работу таможенных структур.
Статья: Таможенный контроль с использованием инспекционно-досмотровых комплексов: проблемные вопросы в Российской Федерации
(Романова М.Е., Кузнецова М.Е.)
("Таможенное дело", 2020, N 4)Описанные проблемы в первую очередь относятся к организации выполнения таможенными органами возложенных на них функций. Однако существуют также вопросы, которые оказывают влияние на деятельность участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь они заинтересованы в снижении сроков проведения таможенного контроля и соответствующих затрат. Расчет и сравнение величины непроизводственных издержек участников ВЭД при проведении таможенного досмотра в ручном режиме и осмотра с применением ИДК подтвердили необходимость использования досмотрового оборудования в деятельности таможенных органов: продолжительность контроля снизилась на 48%, а финансовые расходы - на 89%.
(Романова М.Е., Кузнецова М.Е.)
("Таможенное дело", 2020, N 4)Описанные проблемы в первую очередь относятся к организации выполнения таможенными органами возложенных на них функций. Однако существуют также вопросы, которые оказывают влияние на деятельность участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь они заинтересованы в снижении сроков проведения таможенного контроля и соответствующих затрат. Расчет и сравнение величины непроизводственных издержек участников ВЭД при проведении таможенного досмотра в ручном режиме и осмотра с применением ИДК подтвердили необходимость использования досмотрового оборудования в деятельности таможенных органов: продолжительность контроля снизилась на 48%, а финансовые расходы - на 89%.
Статья: Перспективы внедрения национальной цифровой транспортно-логистической платформы и развитие единой информационной системы "интеллектуального" пункта пропуска
(Абрамов А.С., Кузьмина А.А., Горшков Д.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)В случае развития транспортно-логистических сервисов: обеспечения прогнозируемости сроков доставки товаров и возможности расчета стоимости транзитных перевозок, отслеживания доставки товаров, устранения узких логистических мест, повышения пропускных способностей пунктов пропуска и основных транспортно-логистических узлов, а также при условии увеличения скорости доставки товаров, значительно коррелирующей со сроками совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС, объем контейнерных перевозок по территории РФ (всеми видами транспорта) имеет перспективы кратного роста с 0,6 (в 2019 г.) до 3,7 млн (к 2035 г.) контейнеров в 20-футовом эквиваленте [1].
(Абрамов А.С., Кузьмина А.А., Горшков Д.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 2)В случае развития транспортно-логистических сервисов: обеспечения прогнозируемости сроков доставки товаров и возможности расчета стоимости транзитных перевозок, отслеживания доставки товаров, устранения узких логистических мест, повышения пропускных способностей пунктов пропуска и основных транспортно-логистических узлов, а также при условии увеличения скорости доставки товаров, значительно коррелирующей со сроками совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС, объем контейнерных перевозок по территории РФ (всеми видами транспорта) имеет перспективы кратного роста с 0,6 (в 2019 г.) до 3,7 млн (к 2035 г.) контейнеров в 20-футовом эквиваленте [1].
Статья: Организационно-правовые механизмы повышения эффективности таможенного контроля с использованием инспекционно-досмотровых комплексов: оценка возможностей
(Романова М.Е., Кузнецова М.Е.)
("Таможенное дело", 2021, N 2)Таможенный контроль является неотъемлемым этапом международного товарооборота: увеличение срока проведения таможенного контроля на 10% снижает поток торговли на 3,8% <1>. Задержки при таможенном контроле в большей степени влияют на издержки торговли при перевозках автомобильным транспортом, что связано с меньшим средним временем доставки груза по сравнению с, например, морскими перевозками. В первом случае стоимость одного дополнительного часа на границе приводит к увеличению стоимости конечной продукции в среднем на 0,8%, во втором - на 0,1% <2>.
(Романова М.Е., Кузнецова М.Е.)
("Таможенное дело", 2021, N 2)Таможенный контроль является неотъемлемым этапом международного товарооборота: увеличение срока проведения таможенного контроля на 10% снижает поток торговли на 3,8% <1>. Задержки при таможенном контроле в большей степени влияют на издержки торговли при перевозках автомобильным транспортом, что связано с меньшим средним временем доставки груза по сравнению с, например, морскими перевозками. В первом случае стоимость одного дополнительного часа на границе приводит к увеличению стоимости конечной продукции в среднем на 0,8%, во втором - на 0,1% <2>.