Срок рассмотрения обращений граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения обращений граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Таким образом, принимая во внимание, что ответ на обращение с приложенным к нему постановлением об окончании исполнительного производства был направлен в адрес истца лишь 16 сентября 2022 года (л.д. 40), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, предусмотренных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в связи с чем правильно руководствовался положениями части 1 статьи 16 настоящего Закона, предусматривающими право гражданина на компенсацию морального вреда, причиненного ему незаконным действием (бездействием) государственного органа или его должностного лица при рассмотрении обращения."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, согласно пп. "г" п. 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ... региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, согласно пп. "г" п. 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ... региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Вопрос: В какие сроки обращения граждан должны быть перенаправлены для рассмотрения вопроса по компетенции органов власти?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений) устанавливает срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, - 30 дней с момента регистрации обращения (ч. 1 ст. 12). Сокращенный срок установлен для рассмотрения обращения, поступившего высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащего информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, - 20 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1.1 ст. 12).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений) устанавливает срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, - 30 дней с момента регистрации обращения (ч. 1 ст. 12). Сокращенный срок установлен для рассмотрения обращения, поступившего высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащего информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, - 20 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1.1 ст. 12).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок рассмотрения письменного обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами в соответствии с их компетенцией составляет 30 дней со дня регистрации такого обращения (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок рассмотрения письменного обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами в соответствии с их компетенцией составляет 30 дней со дня регистрации такого обращения (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Статья: Процессуальные гарантии прав лиц, пострадавших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Если мы обратимся к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" либо к соответствующим законам и внутренним инструкциям, регулирующим порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органах, уполномоченных осуществлять производство дознания и предварительного расследования, то обнаружим, что срок рассмотрения такого обращения составляет 30 суток. Напомним, что в соответствии со ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток и может быть продлен до 10 и 30 суток, срок в 30 суток является пресекательным, по его истечении необходимо принять решение по сообщению о преступлении. Таким образом, заявление каких-либо ходатайств является совершенно нецелесообразным, поскольку в большинстве случаев рассмотрено оно будет по завершении проверки и ответ на него очевиден - какие-либо дополнительные меры принять невозможно, так как по заявлению уже принято решение.
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Если мы обратимся к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" либо к соответствующим законам и внутренним инструкциям, регулирующим порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органах, уполномоченных осуществлять производство дознания и предварительного расследования, то обнаружим, что срок рассмотрения такого обращения составляет 30 суток. Напомним, что в соответствии со ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток и может быть продлен до 10 и 30 суток, срок в 30 суток является пресекательным, по его истечении необходимо принять решение по сообщению о преступлении. Таким образом, заявление каких-либо ходатайств является совершенно нецелесообразным, поскольку в большинстве случаев рассмотрено оно будет по завершении проверки и ответ на него очевиден - какие-либо дополнительные меры принять невозможно, так как по заявлению уже принято решение.
Статья: Процессуальная "революция" прошла - вопросы остались
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)При этом, как верно отмечается в юридической литературе <13>, срок рассмотрения дела мировым судьей равен сроку рассмотрения обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако объем работы мирового судьи по гражданскому делу несопоставим по сложности и объему с работой государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по обращению граждан. Мировой судья действительно рассматривает и разрешает дело по существу, проводит судебные заседания, исследует доказательства, совершает иные процессуальные действия. В подавляющем большинстве случаев в ответ на свои обращения граждане получают формальные ответы о том, что "обращение перенаправлено", "рассмотрено, но фактов нарушений не выявлено" и т.п.
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)При этом, как верно отмечается в юридической литературе <13>, срок рассмотрения дела мировым судьей равен сроку рассмотрения обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако объем работы мирового судьи по гражданскому делу несопоставим по сложности и объему с работой государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по обращению граждан. Мировой судья действительно рассматривает и разрешает дело по существу, проводит судебные заседания, исследует доказательства, совершает иные процессуальные действия. В подавляющем большинстве случаев в ответ на свои обращения граждане получают формальные ответы о том, что "обращение перенаправлено", "рассмотрено, но фактов нарушений не выявлено" и т.п.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Разрешая заявленные требования, районный суд пришел к выводу, что обращение административного истца правомерно перенаправлено в прокуратуру Липецкой области для проверки изложенных в ней доводов. Однако при этом районный суд установил, что обращение гражданина от 01.11.2021 было зарегистрировано в Генеральной прокуратуре Российской Федерации лишь 11.11.2021, т.е. с пропуском установленного законом и инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан срока. В связи с этим районный суд, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, удовлетворил административное исковое заявление частично, признав решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о перенаправлении обращения административного истца в прокуратуру Липецкой области не соответствующим порядку рассмотрения обращений граждан в части срока рассмотрения обращения заявителя и направления ему ответа.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Разрешая заявленные требования, районный суд пришел к выводу, что обращение административного истца правомерно перенаправлено в прокуратуру Липецкой области для проверки изложенных в ней доводов. Однако при этом районный суд установил, что обращение гражданина от 01.11.2021 было зарегистрировано в Генеральной прокуратуре Российской Федерации лишь 11.11.2021, т.е. с пропуском установленного законом и инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан срока. В связи с этим районный суд, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, удовлетворил административное исковое заявление частично, признав решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о перенаправлении обращения административного истца в прокуратуру Липецкой области не соответствующим порядку рассмотрения обращений граждан в части срока рассмотрения обращения заявителя и направления ему ответа.
Статья: Право на хорошее управление в условиях цифровой трансформации
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)С одной стороны, можно приветствовать сокращение законодательных сроков рассмотрения обращений граждан, отчасти предопределенное ускорением обработки обращения в условиях электронной коммуникации. Однако, с другой стороны, разобщенность в подходах к определению этих сроков и их произвольный характер вызывают вопросы.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)С одной стороны, можно приветствовать сокращение законодательных сроков рассмотрения обращений граждан, отчасти предопределенное ускорением обработки обращения в условиях электронной коммуникации. Однако, с другой стороны, разобщенность в подходах к определению этих сроков и их произвольный характер вызывают вопросы.
Статья: Адвокатский запрос: проблемы правового регулирования и практики применения
(Зайков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Этот вопрос был предметом анализа при рассмотрении соответствующего проекта федерального закона, по результатам которого был дан утвердительный ответ. В качестве обоснования по аналогии был приведен срок для рассмотрения обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <22>. При этом проектный семидневный срок был признан излишне кратким, поскольку некоторые государственные органы и организации по внутриотраслевым причинам не могут за такой период времени предоставить истребуемые документы <23>.
(Зайков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Этот вопрос был предметом анализа при рассмотрении соответствующего проекта федерального закона, по результатам которого был дан утвердительный ответ. В качестве обоснования по аналогии был приведен срок для рассмотрения обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <22>. При этом проектный семидневный срок был признан излишне кратким, поскольку некоторые государственные органы и организации по внутриотраслевым причинам не могут за такой период времени предоставить истребуемые документы <23>.
Статья: Особенности работы с обращениями граждан на муниципальном уровне
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Реализации права граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления помимо ст. 33 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Закона N 59-ФЗ посвящена отдельная ст. 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 131-ФЗ), дублирующая, по сути, нормы Конституции РФ и Закона N 59-ФЗ. При этом в ранее действовавшей редакции (до внесения изменений Федеральным законом от 01.12.2006 N 198-ФЗ <3>) ст. 32 Закона N 131-ФЗ вместо отсылки к Закону N 59-ФЗ содержалась норма, согласно которой порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Вместе с тем правовую основу обращения граждан в органы местного самоуправления, помимо указанных актов, составляют также конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ по вопросам местного самоуправления и рассмотрения обращений граждан, муниципальные правовые акты, в том числе уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления.
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Реализации права граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления помимо ст. 33 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Закона N 59-ФЗ посвящена отдельная ст. 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 131-ФЗ), дублирующая, по сути, нормы Конституции РФ и Закона N 59-ФЗ. При этом в ранее действовавшей редакции (до внесения изменений Федеральным законом от 01.12.2006 N 198-ФЗ <3>) ст. 32 Закона N 131-ФЗ вместо отсылки к Закону N 59-ФЗ содержалась норма, согласно которой порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Вместе с тем правовую основу обращения граждан в органы местного самоуправления, помимо указанных актов, составляют также конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ по вопросам местного самоуправления и рассмотрения обращений граждан, муниципальные правовые акты, в том числе уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 ст. 10 данного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 ст. 10 данного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2).
Ситуация: Что делать при задержке выплаты зарплаты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов прокуроры субъектов РФ должны обеспечить незамедлительный прием и рассмотрение в кратчайшие сроки обращений граждан, права которых нарушены в результате прекращения или приостановления деятельности иностранных организаций. Также ими должны быть приняты дополнительные меры, направленные, в частности, на предупреждение и пресечение ущемления прав работников, в первую очередь - задержек заработной платы, ее выплаты не в полном объеме (пп. 2.4 п. 2 Указания Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов прокуроры субъектов РФ должны обеспечить незамедлительный прием и рассмотрение в кратчайшие сроки обращений граждан, права которых нарушены в результате прекращения или приостановления деятельности иностранных организаций. Также ими должны быть приняты дополнительные меры, направленные, в частности, на предупреждение и пресечение ущемления прав работников, в первую очередь - задержек заработной платы, ее выплаты не в полном объеме (пп. 2.4 п. 2 Указания Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20).
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 ст. 10 данного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 ст. 10 данного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2).