Срок предвыБорной агитации
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок предвыБорной агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Первая из указанных статей защищает избирательные права граждан и предусматривает ответственность за непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Первая из указанных статей защищает избирательные права граждан и предусматривает ответственность за непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Изменения избирательного законодательства под флагом защиты здоровья избирателей при голосовании весьма благородны. Однако создание условий для защиты здоровья граждан - повседневная обязанность государства, от имени которого действуют избирательные комиссии, так как в силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, а сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность этих лиц. Поэтому создание условий для защиты здоровья избирателей должно распространяться не только на голосование, но и на все другие избирательные действия. Если же обстоятельства, в которых необходимо на выборах предпринимать дополнительные меры по защите здоровья избирателей, не прекращают свое действие, то следует досрочно прекращать избирательную кампанию, гарантируя признание прав кандидатов, избирательных объединений при вторичном назначении выборов. Во всяком случае, трудно вести речь о каких-то дополнительных возможностях, если в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ речь должна идти об ограничение прав граждан. В противном случае создаются ситуации, когда формально избирательная кампания продолжается, а фактически те или иные избирательные действия либо не могут осуществляться (например, предвыборная агитация посредством массовых агитационных мероприятий), либо формы и сроки их осуществления должны приспосабливаться к требованиям соблюдения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (например, голосование на улицах, многодневное голосование, перерывы в голосовании, в подсчете голосов для проведения санитарной обработки, совершение избирательных действий при условии соблюдения так называемой социальной дистанции).
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Изменения избирательного законодательства под флагом защиты здоровья избирателей при голосовании весьма благородны. Однако создание условий для защиты здоровья граждан - повседневная обязанность государства, от имени которого действуют избирательные комиссии, так как в силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, а сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность этих лиц. Поэтому создание условий для защиты здоровья избирателей должно распространяться не только на голосование, но и на все другие избирательные действия. Если же обстоятельства, в которых необходимо на выборах предпринимать дополнительные меры по защите здоровья избирателей, не прекращают свое действие, то следует досрочно прекращать избирательную кампанию, гарантируя признание прав кандидатов, избирательных объединений при вторичном назначении выборов. Во всяком случае, трудно вести речь о каких-то дополнительных возможностях, если в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ речь должна идти об ограничение прав граждан. В противном случае создаются ситуации, когда формально избирательная кампания продолжается, а фактически те или иные избирательные действия либо не могут осуществляться (например, предвыборная агитация посредством массовых агитационных мероприятий), либо формы и сроки их осуществления должны приспосабливаться к требованиям соблюдения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (например, голосование на улицах, многодневное голосование, перерывы в голосовании, в подсчете голосов для проведения санитарной обработки, совершение избирательных действий при условии соблюдения так называемой социальной дистанции).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -
(ред. от 04.11.2025)Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"3. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая редакция государственного периодического печатного издания предоставляет безвозмездно политическим партиям, зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона. Информация об общем объеме печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, публикуется в данном издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"3. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая редакция государственного периодического печатного издания предоставляет безвозмездно политическим партиям, зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона. Информация об общем объеме печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, публикуется в данном издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Статья: Договоры, заключаемые в период проведения избирательной кампании: гражданско-правовая характеристика и разновидности
(Вронская М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 4)4. Договор аренды помещения для проведения агитационных мероприятий, в соответствии с условиями которого одна сторона, являющаяся арендодателем, передает другой стороне, являющейся арендатором, нежилое помещение для проведения предвыборных агитационных мероприятий в поддержку конкретного кандидата, а последний обязуется в установленные сроки внести арендную плату. Кроме того, в числе ключевых обязанностей арендодателя также обязанность по предоставлению свободного доступа арендатору к арендованному помещению, а в числе ключевых обязанностей лица, являющегося арендатором, обязанности по бережному использованию и целевому использованию (то есть именно для проведения встреч кандидата с лицами, являющимися избирателями, в период проведения избирательной кампании), предоставленного ему в аренду помещения. Иные права, обязанности, ответственность стороны рассматриваемого договора определяются положениями действующего российского гражданского законодательства, регулирующими порядок заключения и исполнения договора аренды нежилых помещений <9>.
(Вронская М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 4)4. Договор аренды помещения для проведения агитационных мероприятий, в соответствии с условиями которого одна сторона, являющаяся арендодателем, передает другой стороне, являющейся арендатором, нежилое помещение для проведения предвыборных агитационных мероприятий в поддержку конкретного кандидата, а последний обязуется в установленные сроки внести арендную плату. Кроме того, в числе ключевых обязанностей арендодателя также обязанность по предоставлению свободного доступа арендатору к арендованному помещению, а в числе ключевых обязанностей лица, являющегося арендатором, обязанности по бережному использованию и целевому использованию (то есть именно для проведения встреч кандидата с лицами, являющимися избирателями, в период проведения избирательной кампании), предоставленного ему в аренду помещения. Иные права, обязанности, ответственность стороны рассматриваемого договора определяются положениями действующего российского гражданского законодательства, регулирующими порядок заключения и исполнения договора аренды нежилых помещений <9>.
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Подводя итог вышесказанному, отметить, что вряд ли существует отрасль общественных отношений, где бы не использовались объекты цифровых технологий. С развитием искусственного интеллекта тенденция к внедрению объектов цифровых технологий во все сферы общественной жизни будет углубляться. С неизбежным и активным внедрением цифровых технологий в избирательный процесс, подчеркиваемым в современной правовой науке, назревает необходимость законодательного регулирования правовых пробелов в целях предотвращения нарушений избирательных прав граждан: как активного (невозможность участия в выборах посредством ДЭГ), так и пассивного (противоречащая законодательству о выборах предвыборная агитация со стороны конкурентов), а также обеспечения своевременной защиты нарушенных избирательных прав, выражающегося в том числе в упрощении процедур восстановления прав (сроки и порядок их проведения).
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Подводя итог вышесказанному, отметить, что вряд ли существует отрасль общественных отношений, где бы не использовались объекты цифровых технологий. С развитием искусственного интеллекта тенденция к внедрению объектов цифровых технологий во все сферы общественной жизни будет углубляться. С неизбежным и активным внедрением цифровых технологий в избирательный процесс, подчеркиваемым в современной правовой науке, назревает необходимость законодательного регулирования правовых пробелов в целях предотвращения нарушений избирательных прав граждан: как активного (невозможность участия в выборах посредством ДЭГ), так и пассивного (противоречащая законодательству о выборах предвыборная агитация со стороны конкурентов), а также обеспечения своевременной защиты нарушенных избирательных прав, выражающегося в том числе в упрощении процедур восстановления прав (сроки и порядок их проведения).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Наиболее часто встречающиеся в судебной практике вопросы по делам о защите избирательных прав были предметом их обобщения Верховным Судом РФ. В частности, проверяются соблюдение порядка сбора подписей, оформление и достоверность подписных листов; предоставление кандидатом сведений, необходимых для его регистрации, в том числе о судимости; порядок выдвижения кандидатов; проведение предвыборной агитации и нарушение интеллектуальных прав в связи с этим <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Наиболее часто встречающиеся в судебной практике вопросы по делам о защите избирательных прав были предметом их обобщения Верховным Судом РФ. В частности, проверяются соблюдение порядка сбора подписей, оформление и достоверность подписных листов; предоставление кандидатом сведений, необходимых для его регистрации, в том числе о судимости; порядок выдвижения кандидатов; проведение предвыборной агитации и нарушение интеллектуальных прав в связи с этим <1>.
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, итогах голосования и результатах выборов. Граждане, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом государство должно обеспечить свободу проведения такой агитации. Зарегистрированным кандидатам и политическим партиям (зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов) гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации (ст. ст. 8, 9 Закона о выборах ГД РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, итогах голосования и результатах выборов. Граждане, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом государство должно обеспечить свободу проведения такой агитации. Зарегистрированным кандидатам и политическим партиям (зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов) гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации (ст. ст. 8, 9 Закона о выборах ГД РФ).
Вопрос: Какими полномочиями наделена Центральная избирательная комиссия РФ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)19) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями для проведения предвыборной агитации;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)19) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями для проведения предвыборной агитации;
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Со стороны должностных лиц законодателю представляются наиболее опасными сразу несколько составов административных правонарушений: "предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством..." (ст. 5.10 КоАП РФ); "изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах" (ст. 5.12, ч. 1 КоАП РФ) и "неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков... средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума" (ст. 5.21 КоАП РФ).
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Со стороны должностных лиц законодателю представляются наиболее опасными сразу несколько составов административных правонарушений: "предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством..." (ст. 5.10 КоАП РФ); "изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах" (ст. 5.12, ч. 1 КоАП РФ) и "неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков... средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума" (ст. 5.21 КоАП РФ).
Вопрос: Какие стадии включает в себя избирательный процесс в РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основными отличиями информирования о выборах от предвыборной агитации являются цели и субъекты.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основными отличиями информирования о выборах от предвыборной агитации являются цели и субъекты.