Срок полномочий депутатов Государственной Думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок полномочий депутатов Государственной Думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако если за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Законом N 59-ФЗ, депутат Государственной Думы не может быть привлечен к ответственности, то в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" за нерассмотрение обращения в 30-дневный срок полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены по инициативе фракции постановлением Государственной Думы <462>. В практике, правда, имеются лишь два случая привлечения к такой ответственности - депутатов Государственной Думы шестого созыва И.В. Пономарева <463> и восьмого созыва В.М. Власова <464>. Ключевым здесь является не инициатива граждан, а инициатива фракции.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако если за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Законом N 59-ФЗ, депутат Государственной Думы не может быть привлечен к ответственности, то в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" за нерассмотрение обращения в 30-дневный срок полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены по инициативе фракции постановлением Государственной Думы <462>. В практике, правда, имеются лишь два случая привлечения к такой ответственности - депутатов Государственной Думы шестого созыва И.В. Пономарева <463> и восьмого созыва В.М. Власова <464>. Ключевым здесь является не инициатива граждан, а инициатива фракции.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Представители Государственной Думы (до 40 человек) и Совета Федерации (до 40 человек) в трехсторонней комиссии утверждаются на срок, не превышающий двух лет, соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации. Заместитель Председателя Государственной Думы, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и его заместители, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и его заместители включаются в число представителей Государственной Думы и Совета Федерации в трехсторонней комиссии на весь срок осуществления ими полномочий депутатов Государственной Думы и сенаторов РФ. Сопредседатели трехсторонней комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации утверждаются соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Представители Государственной Думы (до 40 человек) и Совета Федерации (до 40 человек) в трехсторонней комиссии утверждаются на срок, не превышающий двух лет, соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации. Заместитель Председателя Государственной Думы, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и его заместители, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и его заместители включаются в число представителей Государственной Думы и Совета Федерации в трехсторонней комиссии на весь срок осуществления ими полномочий депутатов Государственной Думы и сенаторов РФ. Сопредседатели трехсторонней комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации утверждаются соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 3. Срок полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 3. Срок полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"10. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными соответственно в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам истекает через 90 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием назначившей их политической партии, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"10. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными соответственно в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам истекает через 90 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием назначившей их политической партии, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.
Статья: Организационно-правовое обеспечение принципа независимости органов внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практики
(Брехов А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Не нашла широкого распространения практика избрания высших должностных лиц контрольно-счетных органов на срок, превышающий срок действия полномочий выборных лиц законодательного (представительного) органа государственной власти, которая должна была усилить автономность руководящего состава КСО. Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" предусмотрено, что председатель, заместитель председателя и аудиторы назначаются сроком на шесть лет, т.е. на более длительный, чем депутаты Государственной Думы Федерального Собрания. Более пролонгированный срок полномочий в сравнении со сроком полномочий депутатов Законодательного Собрания определен в законах Владимирской и Новосибирской областей. Но в большинстве своем законодательные органы субъектов не наделили свои контрольно-счетные органы субъектов такой привилегией. Законами о контрольно-счетных палатах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежской, Свердловской, Тверской, Тульской, Курской областей, Краснодарского края предусмотрен стандартный срок исполнения полномочий председателей - 5 лет. Таким образом, данная норма в отношении должностных лиц контрольных органов не получила универсального применения.
(Брехов А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Не нашла широкого распространения практика избрания высших должностных лиц контрольно-счетных органов на срок, превышающий срок действия полномочий выборных лиц законодательного (представительного) органа государственной власти, которая должна была усилить автономность руководящего состава КСО. Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" предусмотрено, что председатель, заместитель председателя и аудиторы назначаются сроком на шесть лет, т.е. на более длительный, чем депутаты Государственной Думы Федерального Собрания. Более пролонгированный срок полномочий в сравнении со сроком полномочий депутатов Законодательного Собрания определен в законах Владимирской и Новосибирской областей. Но в большинстве своем законодательные органы субъектов не наделили свои контрольно-счетные органы субъектов такой привилегией. Законами о контрольно-счетных палатах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежской, Свердловской, Тверской, Тульской, Курской областей, Краснодарского края предусмотрен стандартный срок исполнения полномочий председателей - 5 лет. Таким образом, данная норма в отношении должностных лиц контрольных органов не получила универсального применения.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ Государственной Думой.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ Государственной Думой.
Статья: Уполномоченный по правам человека
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности), предусмотренных ст. ст. 11 и 13 Закона об Уполномоченном по правам человека (ст. 155 Регламента).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности), предусмотренных ст. ст. 11 и 13 Закона об Уполномоченном по правам человека (ст. 155 Регламента).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В случае избрания (назначения) действующего сотрудника рядового и начальствующего состава органа принудительного исполнения в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приостанавливается его служба в органе принудительного исполнения на весь срок полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В случае избрания (назначения) действующего сотрудника рядового и начальствующего состава органа принудительного исполнения в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приостанавливается его служба в органе принудительного исполнения на весь срок полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Готовое решение: Каковы особенности оформления приема на работу по срочному трудовому договору в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)Срок трудового договора с работниками аппарата политической партии и ее структурных подразделений зависит от срока полномочий руководящих органов политической партии и указанных подразделений (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ). Трудовой договор с помощником депутата Госдумы и сенатора РФ заключается на срок, не превышающий срока их полномочий. Трудовой договор, например, с помощником сенатора РФ - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, вы можете заключить на срок не более шести лет (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ). Сроком полномочий лица, замещающего муниципальную должность, ограничен срок трудового договора работника, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением исполнения полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ). С избранным президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель этой образовательной организации может заключить трудовой договор на срок до пяти лет (ч. 14 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок трудового договора с работниками аппарата политической партии и ее структурных подразделений зависит от срока полномочий руководящих органов политической партии и указанных подразделений (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ). Трудовой договор с помощником депутата Госдумы и сенатора РФ заключается на срок, не превышающий срока их полномочий. Трудовой договор, например, с помощником сенатора РФ - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, вы можете заключить на срок не более шести лет (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ). Сроком полномочий лица, замещающего муниципальную должность, ограничен срок трудового договора работника, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением исполнения полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ). С избранным президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель этой образовательной организации может заключить трудовой договор на срок до пяти лет (ч. 14 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).