Срок ответа налоговым органом налогоплательщику
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа налоговым органом налогоплательщику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган не вынес решение по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой НДС был заявлен к возмещению, в течение года с момента ее подачи. Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, поскольку оно препятствует налогоплательщику в реализации его права на возмещение НДС для пополнения оборотных средств и осуществления предпринимательской деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения, продление рассмотрения материалов налоговой проверки было вызвано необходимостью получения дополнительных документов, ознакомления налогоплательщика с материалами, полученными в ходе камеральной проверки, с целью вынесения законного и обоснованного решения и обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование бездействия, исчисляющегося с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган не вынес решение по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой НДС был заявлен к возмещению, в течение года с момента ее подачи. Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, поскольку оно препятствует налогоплательщику в реализации его права на возмещение НДС для пополнения оборотных средств и осуществления предпринимательской деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения, продление рассмотрения материалов налоговой проверки было вызвано необходимостью получения дополнительных документов, ознакомления налогоплательщика с материалами, полученными в ходе камеральной проверки, с целью вынесения законного и обоснованного решения и обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование бездействия, исчисляющегося с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, установлено, что даже без учета объективных причин для продления срока проверки, на которые ссылается налоговый орган (получение и анализ ответов по международным запросам), решение по итогам выездной проверки вынесено и вступило в силу хотя и с нарушением установленных законом сроков, но в рамках предельного двухлетнего срока. При этом срок выставления требования не подлежит включению в данный предельный двухлетний срок производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, установлено, что даже без учета объективных причин для продления срока проверки, на которые ссылается налоговый орган (получение и анализ ответов по международным запросам), решение по итогам выездной проверки вынесено и вступило в силу хотя и с нарушением установленных законом сроков, но в рамках предельного двухлетнего срока. При этом срок выставления требования не подлежит включению в данный предельный двухлетний срок производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Переход от УСН к общему налоговому режиму: требуется реформа законодательства
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)Налогоплательщик вправе (но не обязан) обратиться в региональное управление налоговой службы с заявлением о выдаче предварительного заключения. В заявлении он должен раскрыть значимые обстоятельства, которые усматривает для правильной квалификации права на УСН, и лиц, которые могут относиться к его группе. Налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику информацию по теме, а также вправе направить запросы, налогоплательщик вправе дать на них ответы. Налоговый орган не позднее двух-трех месяцев выдает свое заключение о том, кто из указанных лиц входит в группу, а кто не входит.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)Налогоплательщик вправе (но не обязан) обратиться в региональное управление налоговой службы с заявлением о выдаче предварительного заключения. В заявлении он должен раскрыть значимые обстоятельства, которые усматривает для правильной квалификации права на УСН, и лиц, которые могут относиться к его группе. Налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику информацию по теме, а также вправе направить запросы, налогоплательщик вправе дать на них ответы. Налоговый орган не позднее двух-трех месяцев выдает свое заключение о том, кто из указанных лиц входит в группу, а кто не входит.
Статья: В какой срок нужно ответить на требование налоговой?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Получив требование от налоговой инспекции, важно соблюсти установленные законом сроки ответа. Они зависят от типа проверки, категории налогоплательщика и характера запрашиваемых документов.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Получив требование от налоговой инспекции, важно соблюсти установленные законом сроки ответа. Они зависят от типа проверки, категории налогоплательщика и характера запрашиваемых документов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Руководствуясь ст. 21, 32, 79 НК РФ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", п. 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу, что с учетом правового регулирования возврата излишне взысканного налога, действующего с 1 января 2018 г., обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. Поскольку до обращения в суд с исковым заявлением предприниматель не направляла в налоговый орган заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов и не получала отказ в их возврате, то суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предпринимателем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и на основании ст. 148 АПК РФ оставил исковое заявление предпринимателя без рассмотрения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Руководствуясь ст. 21, 32, 79 НК РФ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", п. 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу, что с учетом правового регулирования возврата излишне взысканного налога, действующего с 1 января 2018 г., обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. Поскольку до обращения в суд с исковым заявлением предприниматель не направляла в налоговый орган заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов и не получала отказ в их возврате, то суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предпринимателем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и на основании ст. 148 АПК РФ оставил исковое заявление предпринимателя без рассмотрения.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Вопрос: Клиент брокерского обслуживания представил документы на покупку ценных бумаг после сдачи 6-НДФЛ, поэтому НДФЛ оказался излишне удержан. Начисляются ли проценты за возврат налоговым агентом физлицу НДФЛ с пропуском установленного срока, если сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет, для возврата НДФЛ недостаточно?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Физлицо - клиент брокерского обслуживания представило документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, после сдачи расчета по форме 6-НДФЛ по итогам налогового периода, вследствие чего сумма НДФЛ оказалась излишне удержанной. Подлежат ли начислению проценты за возврат налоговым агентом физлицу НДФЛ с пропуском срока, установленного п. 1 ст. 231 НК РФ, если сумм налога, подлежащих перечислению налоговым агентом в бюджет, для возврата НДФЛ физлицу недостаточно, при этом возврат налога налоговым органом налоговому агенту не осуществляется до окончания срока камеральной проверки уточненной отчетности?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Физлицо - клиент брокерского обслуживания представило документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, после сдачи расчета по форме 6-НДФЛ по итогам налогового периода, вследствие чего сумма НДФЛ оказалась излишне удержанной. Подлежат ли начислению проценты за возврат налоговым агентом физлицу НДФЛ с пропуском срока, установленного п. 1 ст. 231 НК РФ, если сумм налога, подлежащих перечислению налоговым агентом в бюджет, для возврата НДФЛ физлицу недостаточно, при этом возврат налога налоговым органом налоговому агенту не осуществляется до окончания срока камеральной проверки уточненной отчетности?
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет.
Вопрос: Какие действия должен совершить налоговый агент по операциям с ЦФА, если в течение налогового периода с выплаченных физическому лицу доходов по указанным операциям сумма исчисленного НДФЛ в установленный месячный срок удержана не была?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Какие действия должен совершить налоговый агент по операциям с ЦФА, если в течение налогового периода с выплаченных физическому лицу доходов по указанным операциям сумма исчисленного НДФЛ в установленный месячный срок удержана не была?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Какие действия должен совершить налоговый агент по операциям с ЦФА, если в течение налогового периода с выплаченных физическому лицу доходов по указанным операциям сумма исчисленного НДФЛ в установленный месячный срок удержана не была?
Вопрос: Аккредитованная российская организация, осуществляющая деятельность в области IT, подала согласие на раскрытие налоговой тайны в октябре 2022 г., указав в нем срок действия - с 27.10.2022 по 31.12.2023. Требуется ли в 2024 г. вновь подавать согласие с новым сроком его действия? Каков срок подачи?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Аккредитованная российская организация, осуществляющая деятельность в области IT, до 01.11.2022 была обязана подать согласие на раскрытие налоговой тайны. Организация исполнила эту обязанность в октябре 2022 г. В данном согласии организация указала срок его действия - с 27.10.2022 по 31.12.2023. Требуется ли в 2024 г. вновь подавать в налоговый орган согласие налогоплательщика на раскрытие налоговой тайны с новым сроком его действия? Каков срок подачи?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Аккредитованная российская организация, осуществляющая деятельность в области IT, до 01.11.2022 была обязана подать согласие на раскрытие налоговой тайны. Организация исполнила эту обязанность в октябре 2022 г. В данном согласии организация указала срок его действия - с 27.10.2022 по 31.12.2023. Требуется ли в 2024 г. вновь подавать в налоговый орган согласие налогоплательщика на раскрытие налоговой тайны с новым сроком его действия? Каков срок подачи?
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования налоговых правоотношений с участием физических лиц
(Кайшев А.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 10)На практике встречаются случаи, когда налоговые органы пропускают сроки направления требования об уплате налога (пени, штрафа). Следует заметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого ответа на вопрос о правовых последствиях пропуска сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога. В научных трудах высказывается мнение о том, что пропуск срока направления требования об уплате налога не влияет на возможность налоговых органов взыскивать налоговые платежи в судебном порядке <10>. Данный вопрос являлся предметом рассмотрения высших судебных инстанций <11>, в результате была сформирована правовая позиция для правоприменительной практики, согласно которой срок направления требования об уплате налога не является пресекательным, и несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
(Кайшев А.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 10)На практике встречаются случаи, когда налоговые органы пропускают сроки направления требования об уплате налога (пени, штрафа). Следует заметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого ответа на вопрос о правовых последствиях пропуска сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога. В научных трудах высказывается мнение о том, что пропуск срока направления требования об уплате налога не влияет на возможность налоговых органов взыскивать налоговые платежи в судебном порядке <10>. Данный вопрос являлся предметом рассмотрения высших судебных инстанций <11>, в результате была сформирована правовая позиция для правоприменительной практики, согласно которой срок направления требования об уплате налога не является пресекательным, и несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, установлено, что даже без учета объективных причин для продления срока проверки, на которые ссылается налоговый орган (получение и анализ ответов по международным запросам), решение по итогам выездной проверки вынесено и вступило в силу хотя и с нарушением установленных законом сроков, но в рамках предельного двухлетнего срока. При этом срок выставления требования не подлежит включению в данный предельный двухлетний срок производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, установлено, что даже без учета объективных причин для продления срока проверки, на которые ссылается налоговый орган (получение и анализ ответов по международным запросам), решение по итогам выездной проверки вынесено и вступило в силу хотя и с нарушением установленных законом сроков, но в рамках предельного двухлетнего срока. При этом срок выставления требования не подлежит включению в данный предельный двухлетний срок производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. В уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. Также в уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Правомерна ли проверка декларации за 2021 г. с учетом того, что сроки проверки декларации прошли? Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. Также в уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Правомерна ли проверка декларации за 2021 г. с учетом того, что сроки проверки декларации прошли? Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за июнь - июль 2021 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Если нарушение длительности проверки составило менее 2 лет, то сроки на взыскание налога исчисляются с даты истечения срока исполнения требования, фактически предъявленного налоговым органом. При нарушении срока более чем на 2 года налогоплательщик может оспорить взыскание задолженности, однако если нарушение срока было вызвано обеспечением прав налогоплательщика или затягиванием ответов на запросы налогового органа, то налогоплательщику может быть отказано в оспаривании.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Если нарушение длительности проверки составило менее 2 лет, то сроки на взыскание налога исчисляются с даты истечения срока исполнения требования, фактически предъявленного налоговым органом. При нарушении срока более чем на 2 года налогоплательщик может оспорить взыскание задолженности, однако если нарушение срока было вызвано обеспечением прав налогоплательщика или затягиванием ответов на запросы налогового органа, то налогоплательщику может быть отказано в оспаривании.
Статья: Вовремя направляем документы в ответ на электронное требование ИФНС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 5)Мы попросили специалиста налоговой службы на примере показать, как надо считать предельный срок для ответа на требование ИФНС по новым правилам. И как этот срок связан с реальной датой открытия налогоплательщиком документа, полученного из налоговой по ТКС.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 5)Мы попросили специалиста налоговой службы на примере показать, как надо считать предельный срок для ответа на требование ИФНС по новым правилам. И как этот срок связан с реальной датой открытия налогоплательщиком документа, полученного из налоговой по ТКС.
Информация: Опубликованы актуальные сервисы информационного взаимодействия для участников налогового мониторинга
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Налогоплательщик со своей стороны подтверждает факт получения требования, затем направляет ответ с пояснениями или уведомление о невозможности их представления в установленные сроки. В таком случае налоговый орган принимает решение о продлении срока или об отказе в продлении. Также налогоплательщика информируют о результатах обработки ответа на требование. Запуск сервиса позволит перевести работу по требованию пояснений в автоматический режим, что позволит существенно сократить временные затраты и упростить взаимодействие.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Налогоплательщик со своей стороны подтверждает факт получения требования, затем направляет ответ с пояснениями или уведомление о невозможности их представления в установленные сроки. В таком случае налоговый орган принимает решение о продлении срока или об отказе в продлении. Также налогоплательщика информируют о результатах обработки ответа на требование. Запуск сервиса позволит перевести работу по требованию пояснений в автоматический режим, что позволит существенно сократить временные затраты и упростить взаимодействие.