Срок ответа на обращение граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа на обращение граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Сроки рассмотрения письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Вопреки утверждению административного истца, исходя из положений части 1 статьи 12 и части 3 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок предоставления гражданину письменного ответа на вопрос, поставленный на личном приеме, не может превышать 30 дней со дня регистрации обращения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Разрешая настоящий спор по существу, с учетом установленных обстоятельств дела, характера спорных правоотношений сторон, руководствуясь положениями статей 130 - 132, 133.1, 164, 1069 ГК РФ, статей 1, 15, 58, 29, 26, 32 Закона о регистрации, пунктов 3.1, 3.4.1 соглашения ФССП России N N, Росреестра N 25 от 10 июля 2015 г. "О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии", исходя из того, что программным комплексом ФГИС ЕГРН предусмотрено автоматическое формирование уведомлении о приостановлении, несоблюдение формы которых само по себе не свидетельствует об их незаконности с учетом наличия всех необходимых реквизитов и мотивов согласно Закону о регистрации, судебным решением по делу N 2-213/2021 не был разрешен вопрос о правах С.Н. и О. на указанные объекты недвижимости, О. не является правообладателем жилого дома и земельного участка, в связи с чем они не относятся к кругу лиц, обладающих правом подачи заявлений о внесении в ЕГРН сведений о переходе права собственности от Л. к В., прекращении права собственности последней на недвижимое имущество, в отношении которого в ЕГРН содержатся сведения о наложении ареста, запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, и в резолютивной части решения суда от 4 августа 2021 г. по делу N 2-213/2021 отсутствует указание на обязание Управления Росреестра по Московской области осуществить регистрационный действия, решение суда направлено судом и получено Управлением Росреестра по Московской области для сведения, а не исполнения, что следует из сопроводительного письма, запрет на регистрационные действия в отношении спорных объектов недвижимости, наложенный в том числе на основании определения суда от 2 декабря 2020 г., не снят, на обращения истцом должностными лицами Управления Росреестра по Московской области даны исчерпывающие ответы в установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок разъясняющего и рекомендательного характера, не содержащие недостоверных сведений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности оспариваемых истцами действий Управления Росреестра по Московской области и отсутствии оснований для удовлетворения производных исковых требований и требований о возмещении судебных расходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Вопрос: В какие сроки обращения граждан должны быть перенаправлены для рассмотрения вопроса по компетенции органов власти?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений) устанавливает срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, - 30 дней с момента регистрации обращения (ч. 1 ст. 12). Сокращенный срок установлен для рассмотрения обращения, поступившего высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащего информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, - 20 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1.1 ст. 12).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений) устанавливает срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, - 30 дней с момента регистрации обращения (ч. 1 ст. 12). Сокращенный срок установлен для рассмотрения обращения, поступившего высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащего информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, - 20 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1.1 ст. 12).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Статья: Анализ и оценка нормативно-правового регулирования эффективности страховых продуктов, предлагаемых для граждан в Российской Федерации
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)- ответ заявителю. Также законодательство предусматривает достаточно жесткие и обязательные сроки для ответа на обращения граждан со стороны страховщиков <28>. Если это обращение сделано в рамках процедуры урегулирования спора при обращении к Финансовому уполномоченному, то сроки рассмотрения и обязательность ответа приобретают юридическую значимость.
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)- ответ заявителю. Также законодательство предусматривает достаточно жесткие и обязательные сроки для ответа на обращения граждан со стороны страховщиков <28>. Если это обращение сделано в рамках процедуры урегулирования спора при обращении к Финансовому уполномоченному, то сроки рассмотрения и обязательность ответа приобретают юридическую значимость.
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Фиксированные сроки для письменного ответа на заявления граждан установлены, в частности, для государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (ч. 1, 4 ст. 1, ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Фиксированные сроки для письменного ответа на заявления граждан установлены, в частности, для государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (ч. 1, 4 ст. 1, ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Статья: Иск к нотариусу о компенсации морального вреда: проблемы доказывания
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Нотариус, как показывает судебная практика, может быть привлечен к административной ответственности и на этом основании стать ответчиком по иску о компенсации морального вреда. Речь идет о распространении на нотариусов положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следствием такого допущения является привлечение нотариуса к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за несоблюдение 30-дневного срока ответа на обращение гражданина (ст. 12 Закона N 59-ФЗ), а впоследствии суды удовлетворяют иски о компенсации морального вреда за нарушение конституционного права граждан на обращение. Так, суд взыскал с нотариуса компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей (истец просил суд о взыскании в его пользу 20 000 рублей) и указал в решении, что до этого нотариус был привлечен к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. При этом без внимания остались возражения нотариуса, указавшего, что никаких доказательств нравственных переживаний истец не представил. В судебном решении отмечено: "...любое неправомерное действие (бездействие) государственного органа, должностного лица вызывает у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишает его полностью или частично психического благополучия" <4>. Распространение на нотариусов автоматически статуса и границ ответственности должностных лиц является по меньшей мере спорным, на что указывается отдельными авторами <5>. Однако и в приведенном случае нет прямой связи между иском о компенсации морального вреда и ошибочными (незаконными) нотариальными актами.
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Нотариус, как показывает судебная практика, может быть привлечен к административной ответственности и на этом основании стать ответчиком по иску о компенсации морального вреда. Речь идет о распространении на нотариусов положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следствием такого допущения является привлечение нотариуса к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за несоблюдение 30-дневного срока ответа на обращение гражданина (ст. 12 Закона N 59-ФЗ), а впоследствии суды удовлетворяют иски о компенсации морального вреда за нарушение конституционного права граждан на обращение. Так, суд взыскал с нотариуса компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей (истец просил суд о взыскании в его пользу 20 000 рублей) и указал в решении, что до этого нотариус был привлечен к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. При этом без внимания остались возражения нотариуса, указавшего, что никаких доказательств нравственных переживаний истец не представил. В судебном решении отмечено: "...любое неправомерное действие (бездействие) государственного органа, должностного лица вызывает у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишает его полностью или частично психического благополучия" <4>. Распространение на нотариусов автоматически статуса и границ ответственности должностных лиц является по меньшей мере спорным, на что указывается отдельными авторами <5>. Однако и в приведенном случае нет прямой связи между иском о компенсации морального вреда и ошибочными (незаконными) нотариальными актами.
Статья: Процедуры предоставления убежища в России как средства правовой защиты от нарушений Европейской конвенции по правам человека
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В этом контексте прежде всего упомянуть о некоторых особенностях получения первоначального доступа к процедуре предоставления статуса беженца и временного убежища в Российской Федерации. Так, Федеральный закон "О беженцах" и принятый во исполнение его положений Административный регламент МВД России <24> предусматривают, что иностранный гражданин должен обращаться за статусом беженца или временным убежищем в компетентный государственный орган лично в письменной форме. Исключение сделано лишь для иностранных граждан, которые не могут обратиться лично по состоянию здоровья, - в таком случае допускается обращение через уполномоченного представителя с приложением медицинских документов. Подобное регулирование создает сложности в ситуациях, когда иностранный гражданин, желающий обратиться за убежищем, находится в местах лишения свободы, содержится под стражей или в центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) <25>. На практике эта проблема обычно решается следующим довольно очевидным образом: иностранный гражданин направляет в региональное управление по вопросам миграции (УВМ) письменное обращение за убежищем через администрацию учреждения, после чего сотрудник УВМ посещает его в соответствующем учреждении и принимает у него обращение лично по смыслу Федерального закона "О беженцах" и Административного регламента. Тем не менее никаких специальных сроков для реагирования на такое письменное обращение за убежищем, поданное почтой, не установлено (за исключением общего месячного срока для ответа на обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <26>). Так, в одном из экстрадиционных дел сотрудники УВМ ГУ МВД России по г. Москве не посещали иностранного гражданина в течение более чем двух месяцев после подачи им письменного ходатайства о статусе беженца через администрацию СИЗО <27>. Более того, в законодательстве в принципе не предусмотрено непосредственной обязанности по выезду сотрудника миграционного органа в описанной ситуации. Практике известны абсурдные случаи, когда региональные УВМ направляли иностранным гражданам, содержащимся под стражей, письменные ответы, содержащие рекомендацию обратиться в миграционный орган лично.
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В этом контексте прежде всего упомянуть о некоторых особенностях получения первоначального доступа к процедуре предоставления статуса беженца и временного убежища в Российской Федерации. Так, Федеральный закон "О беженцах" и принятый во исполнение его положений Административный регламент МВД России <24> предусматривают, что иностранный гражданин должен обращаться за статусом беженца или временным убежищем в компетентный государственный орган лично в письменной форме. Исключение сделано лишь для иностранных граждан, которые не могут обратиться лично по состоянию здоровья, - в таком случае допускается обращение через уполномоченного представителя с приложением медицинских документов. Подобное регулирование создает сложности в ситуациях, когда иностранный гражданин, желающий обратиться за убежищем, находится в местах лишения свободы, содержится под стражей или в центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) <25>. На практике эта проблема обычно решается следующим довольно очевидным образом: иностранный гражданин направляет в региональное управление по вопросам миграции (УВМ) письменное обращение за убежищем через администрацию учреждения, после чего сотрудник УВМ посещает его в соответствующем учреждении и принимает у него обращение лично по смыслу Федерального закона "О беженцах" и Административного регламента. Тем не менее никаких специальных сроков для реагирования на такое письменное обращение за убежищем, поданное почтой, не установлено (за исключением общего месячного срока для ответа на обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <26>). Так, в одном из экстрадиционных дел сотрудники УВМ ГУ МВД России по г. Москве не посещали иностранного гражданина в течение более чем двух месяцев после подачи им письменного ходатайства о статусе беженца через администрацию СИЗО <27>. Более того, в законодательстве в принципе не предусмотрено непосредственной обязанности по выезду сотрудника миграционного органа в описанной ситуации. Практике известны абсурдные случаи, когда региональные УВМ направляли иностранным гражданам, содержащимся под стражей, письменные ответы, содержащие рекомендацию обратиться в миграционный орган лично.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Безусловно, граждане не всегда воспринимают ситуацию объективно, редко обладают юридическими познаниями и их видение может существенно отличаться от видения тех, кто рассматривает обращения и принимает по ним решения. Именно поэтому в Законе N 59-ФЗ закреплено требование всестороннего, объективного и в срок рассмотрения обращения, а ответ на обращение гражданина нужно формулировать так, чтобы гражданину были понятны разъяснения должностного лица и нормативно-правовое обоснование конкретного ответа.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Безусловно, граждане не всегда воспринимают ситуацию объективно, редко обладают юридическими познаниями и их видение может существенно отличаться от видения тех, кто рассматривает обращения и принимает по ним решения. Именно поэтому в Законе N 59-ФЗ закреплено требование всестороннего, объективного и в срок рассмотрения обращения, а ответ на обращение гражданина нужно формулировать так, чтобы гражданину были понятны разъяснения должностного лица и нормативно-правовое обоснование конкретного ответа.
Статья: Дайте жалобную книгу
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)"Организация должна ответить заявителю четко в течение 15 рабочих дней и направить копию ответа в Банк России, - уточнили в пресс-службе регулятора. - В противном случае по истечении указанного срока регулятор сам рассмотрит обращение и ответит гражданину".
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)"Организация должна ответить заявителю четко в течение 15 рабочих дней и направить копию ответа в Банк России, - уточнили в пресс-службе регулятора. - В противном случае по истечении указанного срока регулятор сам рассмотрит обращение и ответит гражданину".