Срок окончания административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок окончания административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходя из того, что административный ответчик подпадает под категорию лиц, в отношении которых пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) предусмотрено установление административного надзора, как лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение преступления, относящегося к категории тяжких, при опасном рецидиве преступлений, пришел к выводу о необходимости установления в отношении Д. административного надзора сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Срок административного надзора" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""Из содержания оспариваемого судебного постановления следует, что административный надзор установлен судом С. "на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел" без применения положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ и не содержит указания на необходимость вычета из него срока, истекшего после отбытия наказания, что может привести к превышению периода административного надзора в отношении С. над сроком погашения его судимости, что является недопустимым при установлении административного надзора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" истечение срока постпенитенциарного контроля влечет его прекращение. С учетом изложенного истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении постпенитенциарного контроля является основанием для отказа судом в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел. Однако ОВД в соответствии с ч. 6 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" имеет право обратиться в суд с заявлением о повторном установлении постпенитенциарного контроля согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре" в течение срока, установленного УК РФ для погашения судимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" истечение срока постпенитенциарного контроля влечет его прекращение. С учетом изложенного истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении постпенитенциарного контроля является основанием для отказа судом в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел. Однако ОВД в соответствии с ч. 6 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре" имеет право обратиться в суд с заявлением о повторном установлении постпенитенциарного контроля согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре" в течение срока, установленного УК РФ для погашения судимости.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (ч. 6 ст. 270 КАС РФ). В этой связи суд возвращает названное административное исковое заявление, если оно подано ранее указанных сроков, поскольку не соблюдены условия его предъявления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (ч. 6 ст. 270 КАС РФ). В этой связи суд возвращает названное административное исковое заявление, если оно подано ранее указанных сроков, поскольку не соблюдены условия его предъявления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"42. В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона истечение срока административного надзора влечет его прекращение.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"42. В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона истечение срока административного надзора влечет его прекращение.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Считая выводы суда первой инстанции правильными, суд апелляционной инстанции применил положения пункта 2 части 1 статьи 5 названного федерального закона и дополнил резолютивную часть решения указанием о невключении в срок административного надзора периода, истекшего после отбытия наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Считая выводы суда первой инстанции правильными, суд апелляционной инстанции применил положения пункта 2 части 1 статьи 5 названного федерального закона и дополнил резолютивную часть решения указанием о невключении в срок административного надзора периода, истекшего после отбытия наказания.
Статья: Россия и Европейский суд в 2021 году
(Берестнев Ю.Ю.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2022, N 2)Что касается жалоб заявителя Поступкина на нарушение положений статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции (свобода перемещения), то Европейский суд, проведя анализ законодательства Российской Федерации, действовавшего как на момент вынесения приговора заявителю, так и на момент применения к нему мер административного надзора, посчитал, что эти меры не являлись чрезмерным ограничением прав заявителя и были адекватны преследуемым целям. Суд отметил, в частности, что заявитель по истечении половины срока применения к нему административного надзора, как это позволяло вступившее в силу в соответствующий период законодательство, мог подать ходатайство о пересмотре мер надзора и просить о том, чтобы ежемесячно отмечаться по месту жительства, однако он не сделал этого. Таким образом, положения статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции нарушены не были.
(Берестнев Ю.Ю.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2022, N 2)Что касается жалоб заявителя Поступкина на нарушение положений статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции (свобода перемещения), то Европейский суд, проведя анализ законодательства Российской Федерации, действовавшего как на момент вынесения приговора заявителю, так и на момент применения к нему мер административного надзора, посчитал, что эти меры не являлись чрезмерным ограничением прав заявителя и были адекватны преследуемым целям. Суд отметил, в частности, что заявитель по истечении половины срока применения к нему административного надзора, как это позволяло вступившее в силу в соответствующий период законодательство, мог подать ходатайство о пересмотре мер надзора и просить о том, чтобы ежемесячно отмечаться по месту жительства, однако он не сделал этого. Таким образом, положения статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции нарушены не были.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования административного надзора и правоприменения, в частности при направлении в суд исковых административных заявлений позднее двух месяцев до истечения установленного приговором срока наказания, установлении административного надзора в отношении скрывшихся лиц. Предлагается устанавливать административный надзор на основании постановлений начальников исправительных учреждений и отделов внутренних дел без судебных решений.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования административного надзора и правоприменения, в частности при направлении в суд исковых административных заявлений позднее двух месяцев до истечения установленного приговором срока наказания, установлении административного надзора в отношении скрывшихся лиц. Предлагается устанавливать административный надзор на основании постановлений начальников исправительных учреждений и отделов внутренних дел без судебных решений.