Срок обжалования предписания апк
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования предписания апк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...копия оспариваемого предписания получена администрацией 09.03.2022; названный факт администрацией признается и не оспаривается... Администрация обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания 25.10.2022, то есть с существенным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)...копия оспариваемого предписания получена администрацией 09.03.2022; названный факт администрацией признается и не оспаривается... Администрация обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания 25.10.2022, то есть с существенным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением о признании незаконным и отмене предписания... управления Ростехнадзора...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением о признании незаконным и отмене предписания... управления Ростехнадзора...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предписание государственной жилищной инспекции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии же с ч. 7 - 8 ст. 201 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании предписания жилищного инспектора подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании его недействительным полностью или в части данное предписание или отдельные его положения не подлежат применению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии же с ч. 7 - 8 ст. 201 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании предписания жилищного инспектора подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании его недействительным полностью или в части данное предписание или отдельные его положения не подлежат применению.
Статья: Судебная защита прав и интересов от незаконных нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Что касается несудебных правоприменительных актов (решений), то для их пересмотра может быть использована, в частности, процедура, предусмотренная для оспаривания в суд индивидуальных правовых предписаний (гл. 22 КАС РФ, гл. 24, 25 АПК РФ). При этом предусмотренный законом срок на обжалование в суде индивидуального правоприменительного акта (ч. 1 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ) должен в данном случае исчисляться с момента вступления в законную силу решения суда по делу об оспаривании незаконного нормативного предписания, что позволит гражданам и организациям, оспорившим незаконное нормативное предписание, успешно обжаловать основанные на этом нормативном предписании указанные индивидуальные правовые акты и защитить свои права, нарушенные действием незаконного нормативного правового акта.
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Что касается несудебных правоприменительных актов (решений), то для их пересмотра может быть использована, в частности, процедура, предусмотренная для оспаривания в суд индивидуальных правовых предписаний (гл. 22 КАС РФ, гл. 24, 25 АПК РФ). При этом предусмотренный законом срок на обжалование в суде индивидуального правоприменительного акта (ч. 1 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ) должен в данном случае исчисляться с момента вступления в законную силу решения суда по делу об оспаривании незаконного нормативного предписания, что позволит гражданам и организациям, оспорившим незаконное нормативное предписание, успешно обжаловать основанные на этом нормативном предписании указанные индивидуальные правовые акты и защитить свои права, нарушенные действием незаконного нормативного правового акта.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"11. В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (статья 218 КАС РФ, часть 2 статьи 27 и часть 1 статьи 198 АПК РФ).
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"11. В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (статья 218 КАС РФ, часть 2 статьи 27 и часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"При этом названный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом, если он пропущен по уважительной причине.
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"При этом названный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом, если он пропущен по уважительной причине.
Вопрос: Как обжаловать предписание Роспотребнадзора?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение о признании оспариваемого предписания незаконным и о его отмене полностью или в части либо об изменении предписания. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое предписание соответствует закону, либо имеются основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности (ст. 201 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение о признании оспариваемого предписания незаконным и о его отмене полностью или в части либо об изменении предписания. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое предписание соответствует закону, либо имеются основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности (ст. 201 АПК РФ).
Готовое решение: Как обжаловать действия (бездействие) Росреестра (его территориального органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаться нужно в Росреестр (его территориальный орган), должностное лицо которого вынесло предписание. Вы можете приложить к ним документы, которые обосновывают ваши возражения, или их заверенные копии (либо передать их в согласованный срок). Направить их можно также и в электронном виде. В этом случае их следует подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаться нужно в Росреестр (его территориальный орган), должностное лицо которого вынесло предписание. Вы можете приложить к ним документы, которые обосновывают ваши возражения, или их заверенные копии (либо передать их в согласованный срок). Направить их можно также и в электронном виде. В этом случае их следует подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Готовое решение: Как обжаловать представление (предписание) органа внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в досудебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что по общему правилу заявление об оспаривании представления (предписания) в арбитражный суд вы можете подать в течение трех месяцев со дня получения этого документа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что по общему правилу заявление об оспаривании представления (предписания) в арбитражный суд вы можете подать в течение трех месяцев со дня получения этого документа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Статья: Предписания органов контроля (надзора)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом (ч. 7 ст. 40 Закона о контроле).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом (ч. 7 ст. 40 Закона о контроле).
Вопрос: Как обжаловать предписание Банка России?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Статья: К вопросу о судебной неустойке в административном судопроизводстве
(Черланов А.Ю.)
("Закон", 2024, N 8)Именно поэтому п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ предусматривает, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд обязывает сделать это именно административного ответчика, в чью компетенцию в системе разделения властей входит принятие соответствующих административных актов, назначая ему срок для устранения допущенных нарушений и предписывая сообщить о предпринятых мерах в суд и административному истцу. Аналогичным образом построена модель судопроизводства по делам об оспаривании административных актов, осуществляемого арбитражными судами (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
(Черланов А.Ю.)
("Закон", 2024, N 8)Именно поэтому п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ предусматривает, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд обязывает сделать это именно административного ответчика, в чью компетенцию в системе разделения властей входит принятие соответствующих административных актов, назначая ему срок для устранения допущенных нарушений и предписывая сообщить о предпринятых мерах в суд и административному истцу. Аналогичным образом построена модель судопроизводства по делам об оспаривании административных актов, осуществляемого арбитражными судами (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Статья: Судебная дисквалификация нормативного предписания как основание для пересмотра решения арбитражного суда по новым обстоятельствам
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Арбитражное процессуальное законодательство предусматривает, что решения арбитражных судов, основанные на незаконных нормативных правовых актах, могут быть отменены или изменены вышестоящей судебной инстанцией по жалобе (представлению) заинтересованных лиц в рамках апелляционного, кассационного или надзорного производства в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права (см., например, п. 2 ч. 2 ст. 270 АПК РФ). Однако после признания судом нормативного правового акта незаконным возможность пересмотра судебного решения, основанного на таком акте, в рамках указанных производств во многих случаях отсутствует - по причине использования этих производств либо в связи с истечением процессуальных сроков обжалования судебного акта.
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Арбитражное процессуальное законодательство предусматривает, что решения арбитражных судов, основанные на незаконных нормативных правовых актах, могут быть отменены или изменены вышестоящей судебной инстанцией по жалобе (представлению) заинтересованных лиц в рамках апелляционного, кассационного или надзорного производства в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права (см., например, п. 2 ч. 2 ст. 270 АПК РФ). Однако после признания судом нормативного правового акта незаконным возможность пересмотра судебного решения, основанного на таком акте, в рамках указанных производств во многих случаях отсутствует - по причине использования этих производств либо в связи с истечением процессуальных сроков обжалования судебного акта.
Статья: Право на обжалование и участие в судебном разбирательстве - год 2023
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Так, столкнувшись с проблемой обжалования судебных актов по делу об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, мы оспаривали лишь положения ч. 2 ст. 117 и ч. 2 ст. 276 АПК РФ, в соответствии с которыми пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции по ходатайству обратившегося с ней лица при условии, если оно подано не позднее шести месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта и арбитражный суд кассационной инстанции признает причины пропуска срока уважительными, - как ограничивающие шестимесячным сроком право на восстановление срока для подачи кассационной жалобы для лица, не привлеченного к участию в деле <6>.
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Так, столкнувшись с проблемой обжалования судебных актов по делу об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, мы оспаривали лишь положения ч. 2 ст. 117 и ч. 2 ст. 276 АПК РФ, в соответствии с которыми пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции по ходатайству обратившегося с ней лица при условии, если оно подано не позднее шести месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта и арбитражный суд кассационной инстанции признает причины пропуска срока уважительными, - как ограничивающие шестимесячным сроком право на восстановление срока для подачи кассационной жалобы для лица, не привлеченного к участию в деле <6>.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Обосновывая эту правовую позицию Пленума <13>, Н.Л. Рассомагина в своей статье, посвященной вопросам досудебного порядка обжалования решений и предписаний территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы, совершенно оправданно приводит следующие доводы. Статья 292 АПК РФ (регулировавшая срок подачи надзорной жалобы в ныне упраздненный ВАС РФ) в редакции, действовавшей до 4 апреля 2005 года, не предусматривала возможность восстановления пропущенного процессуального срока. В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Постановлении 2005 года признал ч. 3 ст. 292 АПК РФ (в редакции от 24 июня 2002 года) не допускающей - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой - возможность восстановления предусмотренного ею срока на обращение о пересмотре в порядке надзора акта арбитражного суда, не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и не согласующейся с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 года; далее - Конвенция) <14>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Обосновывая эту правовую позицию Пленума <13>, Н.Л. Рассомагина в своей статье, посвященной вопросам досудебного порядка обжалования решений и предписаний территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы, совершенно оправданно приводит следующие доводы. Статья 292 АПК РФ (регулировавшая срок подачи надзорной жалобы в ныне упраздненный ВАС РФ) в редакции, действовавшей до 4 апреля 2005 года, не предусматривала возможность восстановления пропущенного процессуального срока. В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Постановлении 2005 года признал ч. 3 ст. 292 АПК РФ (в редакции от 24 июня 2002 года) не допускающей - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой - возможность восстановления предусмотренного ею срока на обращение о пересмотре в порядке надзора акта арбитражного суда, не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и не согласующейся с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 года; далее - Конвенция) <14>.
Статья: Банковский надзор: отдельные проблемы существующей системы
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Также представляется обоснованным ускорение процессуальных сроков рассмотрения заявлений об оспаривании приказов Банка России об отзыве лицензии, о назначении временной администрации, предписаний о введении ограничений на проведение отдельных банковских операций либо о запрете на их осуществление. Данное предположение связано с тем, что установленный ч. 1 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общий трехмесячный срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является препятствием для скорейшего восстановления штатной деятельности кредитных организаций. При этом со стороны кредитных организаций важно еще на ранних стадиях возникновения у ЦБ РФ сомнений в соответствии их деятельности законодательству и установленным правилам проявлять предосторожность и в случае наличия достаточных оснований предпринимать активные меры по обжалованию действий регулятора с целью недопущения отзыва лицензии.
(Сарнаков И.В.)
("Банковское право", 2022, N 6)Также представляется обоснованным ускорение процессуальных сроков рассмотрения заявлений об оспаривании приказов Банка России об отзыве лицензии, о назначении временной администрации, предписаний о введении ограничений на проведение отдельных банковских операций либо о запрете на их осуществление. Данное предположение связано с тем, что установленный ч. 1 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общий трехмесячный срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является препятствием для скорейшего восстановления штатной деятельности кредитных организаций. При этом со стороны кредитных организаций важно еще на ранних стадиях возникновения у ЦБ РФ сомнений в соответствии их деятельности законодательству и установленным правилам проявлять предосторожность и в случае наличия достаточных оснований предпринимать активные меры по обжалованию действий регулятора с целью недопущения отзыва лицензии.