СРО до 3 миллионов рублей
Подборка наиболее важных документов по запросу СРО до 3 миллионов рублей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в промышленности и строительстве: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт без членства в СРО
(КонсультантПлюс, 2025)актом проверки, протоколом об административном правонарушении, договорами подряда, соглашениями о расторжении к ним, из которых следует, что Организация не выполняет работы по договорам с размером обязательств более 3 млн. руб. (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)актом проверки, протоколом об административном правонарушении, договорами подряда, соглашениями о расторжении к ним, из которых следует, что Организация не выполняет работы по договорам с размером обязательств более 3 млн. руб. (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ) >>>
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2025 N 08АП-2922/2025 по делу N А70-26161/2024
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыть организаций, пени, штрафных санкций по п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод подателя жалобы о том, что ООО "Сибтеник" допуск СРО не нужен, поскольку для того, чтобы исполнять договоры подряда на сумму 3 млн. руб. и менее, подрядчик может не быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в совокупности в иными доказательствами не свидетельствует о доказанности реальности осуществления работ именно ООО "Сибтекник".
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыть организаций, пени, штрафных санкций по п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод подателя жалобы о том, что ООО "Сибтеник" допуск СРО не нужен, поскольку для того, чтобы исполнять договоры подряда на сумму 3 млн. руб. и менее, подрядчик может не быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в совокупности в иными доказательствами не свидетельствует о доказанности реальности осуществления работ именно ООО "Сибтекник".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в саморегулируемую организацию (СРО)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) 1,5 млн руб. в случае, если член СРО планирует осуществлять строительство, стоимость которого по 1 договору не превышает 3 млрд руб. (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) 1,5 млн руб. в случае, если член СРО планирует осуществлять строительство, стоимость которого по 1 договору не превышает 3 млрд руб. (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Документацией об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - выписка) по форме, установленной законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей). Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Документацией об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - выписка) по форме, установленной законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей). Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Компенсационным фондом саморегулируемой организации операторов электронных площадок является обособленное имущество, принадлежащее этой саморегулируемой организации на праве собственности. Указанный компенсационный фонд первоначально формируется только в денежной форме за счет членских взносов членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок в размере не менее чем три миллиона рублей на каждого ее члена. Не допускается освобождение члена этой саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в ее компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к этой саморегулируемой организации.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Компенсационным фондом саморегулируемой организации операторов электронных площадок является обособленное имущество, принадлежащее этой саморегулируемой организации на праве собственности. Указанный компенсационный фонд первоначально формируется только в денежной форме за счет членских взносов членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок в размере не менее чем три миллиона рублей на каждого ее члена. Не допускается освобождение члена этой саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в ее компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к этой саморегулируемой организации.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
(ред. от 31.07.2025)3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
Статья: Некоторые аспекты обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ в Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)Саморегулируемая организация в пределах средств соответствующего компенсационного фонда несет солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов (ст. 55.16 ГрК РФ). Эту ответственность саморегулируемой организации можно также отнести к способам обеспечения обязательств по государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ в том случае, если цена контракта равна или более 3 млн руб.
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)Саморегулируемая организация в пределах средств соответствующего компенсационного фонда несет солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов (ст. 55.16 ГрК РФ). Эту ответственность саморегулируемой организации можно также отнести к способам обеспечения обязательств по государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ в том случае, если цена контракта равна или более 3 млн руб.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на участников предпринимательских отношений явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительства. Участие в СРО строителей для исполнителей подобных работ не является обязательным, но влияет на возможность привлечения их к выполнению работ на объектах капитального строительства. Наряду с этим на возможность подрядчиков осуществлять строительство на объектах капитального строительства оказывает влияние целый ряд других факторов: правовой статус заказчика, цена договора, организационно-правовая форма лица, осуществляющего строительство, доля участия публично-правовых образований в капитале юридического лица и др. (см. ст. 52 ГрК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы на объектах капитального строительства по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства <15>, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО строителей, если иное не установлено настоящей статьей. Иное правило установлено ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ: лица, не являющиеся членами СРО строителей, могут на объектах капитального строительства выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с названными выше заказчиками, но лишь при условии, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на участников предпринимательских отношений явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительства. Участие в СРО строителей для исполнителей подобных работ не является обязательным, но влияет на возможность привлечения их к выполнению работ на объектах капитального строительства. Наряду с этим на возможность подрядчиков осуществлять строительство на объектах капитального строительства оказывает влияние целый ряд других факторов: правовой статус заказчика, цена договора, организационно-правовая форма лица, осуществляющего строительство, доля участия публично-правовых образований в капитале юридического лица и др. (см. ст. 52 ГрК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы на объектах капитального строительства по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства <15>, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО строителей, если иное не установлено настоящей статьей. Иное правило установлено ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ: лица, не являющиеся членами СРО строителей, могут на объектах капитального строительства выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с названными выше заказчиками, но лишь при условии, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции рассматриваемого пункта указывалось на некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <73> реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции рассматриваемого пункта указывалось на некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <73> реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Планируемая стоимость работ по одному договору, руб.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Планируемая стоимость работ по одному договору, руб.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
Статья: Отказ работодателя от реализации полномочий по управлению трудом в актах социального партнерства: конституционно-правовой анализ
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Первый вариант предполагает, что работодатель по своим мотивам либо реализует конкретное полномочие, либо отказывается от его реализации. Нельзя однозначно сказать, что в таких случаях не будет отрицательных правовых последствий для работодателя и работников. Негативные правовые последствия могут возникнуть, когда работодатель не реализует полномочие, которое одновременно является его обязанностью (например, не отстраняет от работы работника в состоянии алкогольного опьянения). Последствия может иметь и отказ от реализации полномочия работодателя, которое не является его обязанностью. Например, в соответствии с п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) для юридического лица необязательно членство в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения по договору строительного подряда работ, стоимость которых не превышает 3 млн руб., но если стоимость выше, то такое членство обязательно. Одним из его условий является наличие в штате работников, включенных в национальный реестр специалистов в области строительства (ст. 55.5-1 ГрК РФ); чтобы быть членами этого реестра, работники должны не реже чем один раз в пять лет повышать свою квалификацию (подп. 4 п. 6 ст. 55.5-1 ГрК РФ). В такой ситуации, если работодатель не реализует свое полномочие по проведению обучения работников для повышения их квалификации, то он лишится членства в саморегулируемой организации и не сможет выполнять ряд строительных работ, а работники могут быть исключены из национального реестра специалистов.
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Первый вариант предполагает, что работодатель по своим мотивам либо реализует конкретное полномочие, либо отказывается от его реализации. Нельзя однозначно сказать, что в таких случаях не будет отрицательных правовых последствий для работодателя и работников. Негативные правовые последствия могут возникнуть, когда работодатель не реализует полномочие, которое одновременно является его обязанностью (например, не отстраняет от работы работника в состоянии алкогольного опьянения). Последствия может иметь и отказ от реализации полномочия работодателя, которое не является его обязанностью. Например, в соответствии с п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) для юридического лица необязательно членство в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения по договору строительного подряда работ, стоимость которых не превышает 3 млн руб., но если стоимость выше, то такое членство обязательно. Одним из его условий является наличие в штате работников, включенных в национальный реестр специалистов в области строительства (ст. 55.5-1 ГрК РФ); чтобы быть членами этого реестра, работники должны не реже чем один раз в пять лет повышать свою квалификацию (подп. 4 п. 6 ст. 55.5-1 ГрК РФ). В такой ситуации, если работодатель не реализует свое полномочие по проведению обучения работников для повышения их квалификации, то он лишится членства в саморегулируемой организации и не сможет выполнять ряд строительных работ, а работники могут быть исключены из национального реестра специалистов.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При этом согласно п. 2.1 указанной статьи индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При этом согласно п. 2.1 указанной статьи индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые не состоят в членстве СРО, могут выполнять работы по договорам строительного подряда в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые не состоят в членстве СРО, могут выполнять работы по договорам строительного подряда в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требование не распространяется: на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требование не распространяется: на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
Вопрос: Необходимо ли наличие у участника закупки членства в саморегулируемой организации при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)С учетом изложенного заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту, либо в случае если размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации, не превышает трех миллионов рублей.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)С учетом изложенного заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту, либо в случае если размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации, не превышает трех миллионов рублей.