Средства индивидуальной и коллективной защиты работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Средства индивидуальной и коллективной защиты работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Несчастный случай на производстве по вине работника
(КонсультантПлюс, 2025)...на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. Неисполнение работодателем такой обязанности, повлекшее наступление тяжких последствий в виде смерти работника, с учетом характера выполняемых последним в интересах ООО... функциональных обязанностей не может произвольно интерпретироваться как наличие в действиях пострадавшего грубой неосторожности вследствие пренебрежения им средствами индивидуальной защиты, поскольку... обстоятельства обеспечения пострадавшего на момент травмирования средствами индивидуальной защиты стороной истца надлежащим образом не подтверждены..."
(КонсультантПлюс, 2025)...на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. Неисполнение работодателем такой обязанности, повлекшее наступление тяжких последствий в виде смерти работника, с учетом характера выполняемых последним в интересах ООО... функциональных обязанностей не может произвольно интерпретироваться как наличие в действиях пострадавшего грубой неосторожности вследствие пренебрежения им средствами индивидуальной защиты, поскольку... обстоятельства обеспечения пострадавшего на момент травмирования средствами индивидуальной защиты стороной истца надлежащим образом не подтверждены..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Специальная оценка условий труда" Федерального закона "О специальной оценке условий труда""Таким образом, аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда направлены на идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2014, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие общие требования надо учесть при организации безопасного рабочего места
(КонсультантПлюс, 2025)Меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов надо принимать с учетом применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (п. 3 Общих требований).
(КонсультантПлюс, 2025)Меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов надо принимать с учетом применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (п. 3 Общих требований).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Спецоценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Спецоценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
(ред. от 29.09.2025)проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
"Пособие по охране труда дорожному мастеру"
(утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)РАЗДЕЛ 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ
(утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)РАЗДЕЛ 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ
Статья: В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
Статья: О закупках услуг по проведению специальной оценки условий труда
(Шахова Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Следуя определению из ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ, СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
(Шахова Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Следуя определению из ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ, СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Статья: Безопасность и гигиена труда: правовые новации
(Петров А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)К такой отрасли российского права, как финансовое, следовало бы отнести положение ст. 210 ТК РФ о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В большей мере к международному праву и международным отношениям можно было бы отнести положение ст. 210 ТК РФ о международном сотрудничестве в области охраны труда.
(Петров А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)К такой отрасли российского права, как финансовое, следовало бы отнести положение ст. 210 ТК РФ о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В большей мере к международному праву и международным отношениям можно было бы отнести положение ст. 210 ТК РФ о международном сотрудничестве в области охраны труда.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Стоит отметить, что формулировки некоторых из указанных в Перечне мероприятий представляются достаточно спорными. Так, в п. 1 Примерного перечня в качестве мероприятия заявлено "проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения". Однако специальная оценка условий труда предполагает лишь идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Сама по себе специальная оценка условий труда улучшению условий и охране труда не способствует.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Стоит отметить, что формулировки некоторых из указанных в Перечне мероприятий представляются достаточно спорными. Так, в п. 1 Примерного перечня в качестве мероприятия заявлено "проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения". Однако специальная оценка условий труда предполагает лишь идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Сама по себе специальная оценка условий труда улучшению условий и охране труда не способствует.
Статья: Право на безопасные условия труда в свете новой концепции охраны труда
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В ряде норм Кодекса подчеркивается, что мероприятия осуществляются за счет средств работодателя (обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, медицинские и психиатрические осмотры, обучение правилам охраны труда и пр.). Объем средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий труда, остался прежним (не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции). Где изыскать работодателям средства на проведение профилактических мер, неясно. В 2021 г. сохраняется правило о направлении до 20 процентов сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на проведение спец-оценки, лечебно-профилактическое питание, санаторно-курортное лечение и пр.). Существует система скидок (надбавок) к тарифам взносов на социальное страхование, но их установление в зависимости от коэффициента частоты несчастных случаев побуждает работодателей скрывать реальное положение дел. Вопрос о мотивации работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда остается открытым. Согласно статье 211.2 ТК РФ предполагается разработка мер стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда, в том числе "проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников". Пока не предложено мер по стимулированию новых разработок, безопасных технологий. Если об эффективности мер по улучшению условий труда судить по экономии выплат на возмещение вреда пострадавшим или снижению суммы страхового взноса в результате скидки к тарифам, вряд ли произойдет кардинальное изменение ситуации.
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В ряде норм Кодекса подчеркивается, что мероприятия осуществляются за счет средств работодателя (обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, медицинские и психиатрические осмотры, обучение правилам охраны труда и пр.). Объем средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий труда, остался прежним (не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции). Где изыскать работодателям средства на проведение профилактических мер, неясно. В 2021 г. сохраняется правило о направлении до 20 процентов сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на проведение спец-оценки, лечебно-профилактическое питание, санаторно-курортное лечение и пр.). Существует система скидок (надбавок) к тарифам взносов на социальное страхование, но их установление в зависимости от коэффициента частоты несчастных случаев побуждает работодателей скрывать реальное положение дел. Вопрос о мотивации работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда остается открытым. Согласно статье 211.2 ТК РФ предполагается разработка мер стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда, в том числе "проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников". Пока не предложено мер по стимулированию новых разработок, безопасных технологий. Если об эффективности мер по улучшению условий труда судить по экономии выплат на возмещение вреда пострадавшим или снижению суммы страхового взноса в результате скидки к тарифам, вряд ли произойдет кардинальное изменение ситуации.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статья: Защита критически важных сельскохозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 10)- заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 10)- заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
Готовое решение: Как оформить простой по вине работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)простой ввиду необеспечения работника средствами коллективной и индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законом порядке - в случаях, когда работника необходимо ими обеспечить (ч. 3 ст. 214, ч. 6 ст. 216.1, ч. 1, 5 ст. 221 ТК РФ, Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства);
(КонсультантПлюс, 2025)простой ввиду необеспечения работника средствами коллективной и индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законом порядке - в случаях, когда работника необходимо ими обеспечить (ч. 3 ст. 214, ч. 6 ст. 216.1, ч. 1, 5 ст. 221 ТК РФ, Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства);