Справка о расходах госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Справка о расходах госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Оплата проезда в отпуск госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)У истицы имелась возможность приобретения авиабилетов на официальном сайте перевозчика, либо в офисе его официального представительства, без уплаты сервисного сбора агентства по бронированию билетов и несения дополнительных расходов на предоставление справки транспортной организации о стоимости перелета..."
(КонсультантПлюс, 2025)У истицы имелась возможность приобретения авиабилетов на официальном сайте перевозчика, либо в офисе его официального представительства, без уплаты сервисного сбора агентства по бронированию билетов и несения дополнительных расходов на предоставление справки транспортной организации о стоимости перелета..."
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 по делу N 88-23651/2023 (УИД 62RS0001-01-2020-000992-46)
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец считает, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении подлежат отмене как незаконные и необоснованные в связи с отсутствием оснований для увольнения и нарушением процедуры проведения проверки и применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца со ссылкой на позицию Минтруда России, изложенную в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073), о том, что допущенные К. нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения, ввиду их несущественности и малозначительности.
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец считает, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении подлежат отмене как незаконные и необоснованные в связи с отсутствием оснований для увольнения и нарушением процедуры проведения проверки и применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца со ссылкой на позицию Минтруда России, изложенную в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073), о том, что допущенные К. нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения, ввиду их несущественности и малозначительности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- предшествующее ознакомление работника с информацией по представлению информации об имуществе (доходах) в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, свидетельствующее об обязанности указать сведения о наличии имущества. Пунктом 23 Положения N 1065 от 21 сентября 2009 г. на кадровую службу государственных органов возлагается обязанность ознакомления государственного служащего с результатами проведенной проверки, при этом по смыслу вышеуказанного акта такое ознакомление должно иметь место до применения к государственному служащему мер юридической ответственности, поскольку обязанности кадровой службы ознакомить государственного служащего с результатами проверки корреспондирует предусмотренное п. 24 вышеуказанного Положения право государственного служащего дать объяснения по результатам проверки (например, ознакомление с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (прилагаются) за отчетный период <26>; в 2015 - 2016 г. сотрудники налоговой инспекции, в том числе истица, были ознакомлены с Обзором основных ошибок, допускаемых государственными служащими (работниками) при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки от 23 июня 2014 г. N 460. 26 февраля 2016 г. истица под роспись была ознакомлена с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 г. (за отчетный 2015 год) и письмом Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 11-12-10/6155 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Министерстве финансов Российской Федерации" <27>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- предшествующее ознакомление работника с информацией по представлению информации об имуществе (доходах) в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, свидетельствующее об обязанности указать сведения о наличии имущества. Пунктом 23 Положения N 1065 от 21 сентября 2009 г. на кадровую службу государственных органов возлагается обязанность ознакомления государственного служащего с результатами проведенной проверки, при этом по смыслу вышеуказанного акта такое ознакомление должно иметь место до применения к государственному служащему мер юридической ответственности, поскольку обязанности кадровой службы ознакомить государственного служащего с результатами проверки корреспондирует предусмотренное п. 24 вышеуказанного Положения право государственного служащего дать объяснения по результатам проверки (например, ознакомление с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (прилагаются) за отчетный период <26>; в 2015 - 2016 г. сотрудники налоговой инспекции, в том числе истица, были ознакомлены с Обзором основных ошибок, допускаемых государственными служащими (работниками) при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки от 23 июня 2014 г. N 460. 26 февраля 2016 г. истица под роспись была ознакомлена с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 г. (за отчетный 2015 год) и письмом Минфина России от 8 февраля 2016 г. N 11-12-10/6155 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Министерстве финансов Российской Федерации" <27>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.12.2012 N 1653
(ред. от 26.06.2023)
"О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации"
(вместе с "Положением о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации")и) заверенная кадровым подразделением федерального государственного органа копия справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной кандидатом в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", за календарный год, предшествующий году представления в Администрацию Президента Российской Федерации списков кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв.
(ред. от 26.06.2023)
"О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации"
(вместе с "Положением о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации")и) заверенная кадровым подразделением федерального государственного органа копия справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной кандидатом в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", за календарный год, предшествующий году представления в Администрацию Президента Российской Федерации списков кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 256
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"в) обработки справок о доходах и расходах, проведения анализа указанных в них сведений, а также осуществления межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции;
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"в) обработки справок о доходах и расходах, проведения анализа указанных в них сведений, а также осуществления межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции;
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме своих сведений, они предоставляют информацию о доходах, расходах и имуществе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме своих сведений, они предоставляют информацию о доходах, расходах и имуществе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Такое обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, направлено на защиту конституционно значимых ценностей, не нарушает требования Конституции Российской Федерации и позволяет обеспечить баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника, приобретшего имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, так как не предполагает лишение лица права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий. При этом возможность проведения в рамках контроля за расходами на приобретение дорогостоящих объектов гражданского оборота мониторинга доходов государственного гражданского служащего и его супруги (супруга) за период, предшествующий вступлению в силу Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", отвечает предназначению правового регулирования в этой сфере, направленного на защиту конституционно значимых ценностей, и не нарушает указанный баланс публичных и частных интересов.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Такое обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, направлено на защиту конституционно значимых ценностей, не нарушает требования Конституции Российской Федерации и позволяет обеспечить баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника, приобретшего имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, так как не предполагает лишение лица права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий. При этом возможность проведения в рамках контроля за расходами на приобретение дорогостоящих объектов гражданского оборота мониторинга доходов государственного гражданского служащего и его супруги (супруга) за период, предшествующий вступлению в силу Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", отвечает предназначению правового регулирования в этой сфере, направленного на защиту конституционно значимых ценностей, и не нарушает указанный баланс публичных и частных интересов.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Положительные тенденции в правовой регламентации противодействия коррупции продолжаются, и главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в 2020 г. стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту. Так, с 1 января по 30 июня 2021 г. лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 г. такие сведения стали включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <10>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Положительные тенденции в правовой регламентации противодействия коррупции продолжаются, и главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в 2020 г. стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту. Так, с 1 января по 30 июня 2021 г. лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 г. такие сведения стали включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <10>.
Ситуация: Как госслужащему представить уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Справка о доходах, расходах заполняется повторно, если госслужащий обнаружил, что в представленных ранее сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражена или не полностью отражена какая-либо информация или имеются ошибки.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Справка о доходах, расходах заполняется повторно, если госслужащий обнаружил, что в представленных ранее сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражена или не полностью отражена какая-либо информация или имеются ошибки.
Статья: Административно-правовая регламентация электронного декларирования расходов и доходов государственных гражданских служащих
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<4> Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<4> Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащих- Образец заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащего
Статья: Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: законодательная регламентация, проблемные вопросы и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в Законе не раскрывается четкий алгоритм действий в ситуации, когда информация о превышении расходов государственного служащего (иного лица) над его официальными доходами поступает в государственный орган (организацию) от частного лица (лиц);
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в Законе не раскрывается четкий алгоритм действий в ситуации, когда информация о превышении расходов государственного служащего (иного лица) над его официальными доходами поступает в государственный орган (организацию) от частного лица (лиц);
Статья: Учет доходов и расходов проверяемого лица при реализации прокурором полномочий по предъявлению исков в сфере законодательства о контроле за расходами
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Поясним на гипотетическом примере. В 2023 г. государственный служащий приобрел квартиру стоимостью 6 млн руб. При этом его ежегодный доход за последние три года составлял 2 млн руб., т.е. суммарный доход за указанный период равен 6 млн руб. На первый взгляд доходы и расходы совпадают, и оснований для начала контрольной процедуры нет. Однако при изучении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего видно, что в 2021 г. он приобрел автомобиль, а в 2022 г. - машино-место, потратив в общей сложности 5 млн руб. Получается, что почти весь свой заработок он израсходовал на другие цели, а к сделке по покупке квартиры мог располагать лишь 1 млн руб. Следовательно, налицо основания для инициирования процедуры контроля.
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Поясним на гипотетическом примере. В 2023 г. государственный служащий приобрел квартиру стоимостью 6 млн руб. При этом его ежегодный доход за последние три года составлял 2 млн руб., т.е. суммарный доход за указанный период равен 6 млн руб. На первый взгляд доходы и расходы совпадают, и оснований для начала контрольной процедуры нет. Однако при изучении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего видно, что в 2021 г. он приобрел автомобиль, а в 2022 г. - машино-место, потратив в общей сложности 5 млн руб. Получается, что почти весь свой заработок он израсходовал на другие цели, а к сделке по покупке квартиры мог располагать лишь 1 млн руб. Следовательно, налицо основания для инициирования процедуры контроля.
Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Соответственно, иные активы могут находиться в собственности федерального государственного служащего и подлежат отражению при заполнении соответствующего раздела справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Соответственно, иные активы могут находиться в собственности федерального государственного служащего и подлежат отражению при заполнении соответствующего раздела справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.