Справка о конфликте интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Справка о конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... установив, что О., выступающий в качестве заказчика соответствующих работ, подписал промежуточные акты сдачи-приемки выполненных работ со стороны ЗАО... то есть организации, в которой работает супруга истца... не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, тогда как в целях урегулирования конфликта интересов был обязан устраниться от принятия управленческих решений в отношении общества либо проинформировать руководство департамента о сложившейся ситуации в целях избежания коррупционного правонарушения... пришел к... выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... установив, что О., выступающий в качестве заказчика соответствующих работ, подписал промежуточные акты сдачи-приемки выполненных работ со стороны ЗАО... то есть организации, в которой работает супруга истца... не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, тогда как в целях урегулирования конфликта интересов был обязан устраниться от принятия управленческих решений в отношении общества либо проинформировать руководство департамента о сложившейся ситуации в целях избежания коррупционного правонарушения... пришел к... выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение действия трудового договора связано с прекращением трудовых прав и обязанностей его сторон, ввиду чего требования прокурора о возложении обязанности на администрацию... провести проверку соблюдения ФИО1 требований антикоррупционного законодательства, направить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе... работодателю, на которого возложить обязанность изменить основание увольнения ФИО1 с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации на п. 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно не были удовлетворены..."
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение действия трудового договора связано с прекращением трудовых прав и обязанностей его сторон, ввиду чего требования прокурора о возложении обязанности на администрацию... провести проверку соблюдения ФИО1 требований антикоррупционного законодательства, направить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе... работодателю, на которого возложить обязанность изменить основание увольнения ФИО1 с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации на п. 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно не были удовлетворены..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)В период основного этапа прокурорской проверки также следует оценить законность деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении вопросов, связанных с непредставлением справок о доходах или недостоверностью представленных сведений (порядок ее формирования, легитимность состава при рассмотрении материалов антикоррупционных проверок, соблюдение процедуры, законность принятого решения и его направление руководителю органа государственной власти или местного самоуправления). Необходимо дать оценку законности решений такой комиссии, поскольку, как обоснованно отмечает Ю. Трунцевский, несмотря на обнаружение в справках значительного завышения общей суммы доходов, сокрытия отдельных видов имущества, указания недостоверной цены сделки, непредставления информации о наличии банковского счета, о движении денежных средств и пр., "комиссия чаще всего рекомендует применять к декларантам более мягкие меры ответственности - замечание или выговор" <18>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)В период основного этапа прокурорской проверки также следует оценить законность деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении вопросов, связанных с непредставлением справок о доходах или недостоверностью представленных сведений (порядок ее формирования, легитимность состава при рассмотрении материалов антикоррупционных проверок, соблюдение процедуры, законность принятого решения и его направление руководителю органа государственной власти или местного самоуправления). Необходимо дать оценку законности решений такой комиссии, поскольку, как обоснованно отмечает Ю. Трунцевский, несмотря на обнаружение в справках значительного завышения общей суммы доходов, сокрытия отдельных видов имущества, указания недостоверной цены сделки, непредставления информации о наличии банковского счета, о движении денежных средств и пр., "комиссия чаще всего рекомендует применять к декларантам более мягкие меры ответственности - замечание или выговор" <18>.
Статья: Конфликт интересов среди работников уголовно-исполнительной системы: анализ правоприменительной практики и передовой опыт подразделений ФСИН России
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Во-вторых, анализ данных Мониторинга правоприменительной практики правового института конфликта интересов показал, что в некоторых подведомственных органах или учреждениях существует положительная практика в рассматриваемой нами области, которая заключается в заполнении работниками документов/опросов, содержащих информацию о наличии/отсутствии конфликта интересов. Предлагаем рассмотреть вопрос о внедрении и применении документов/опросов единого образца во всех подведомственных органах или для работников, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Основой могут служить следующие документы/опросы, уже разработанные службами некоторых подведомственных органов или учреждений, наделенными полномочиями осуществлять сбор данных по конфликту интересов:
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Во-вторых, анализ данных Мониторинга правоприменительной практики правового института конфликта интересов показал, что в некоторых подведомственных органах или учреждениях существует положительная практика в рассматриваемой нами области, которая заключается в заполнении работниками документов/опросов, содержащих информацию о наличии/отсутствии конфликта интересов. Предлагаем рассмотреть вопрос о внедрении и применении документов/опросов единого образца во всех подведомственных органах или для работников, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Основой могут служить следующие документы/опросы, уже разработанные службами некоторых подведомственных органов или учреждений, наделенными полномочиями осуществлять сбор данных по конфликту интересов:
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В то же время применительно к международным служащим (исключая судей) профессиональные связи между сотрудником и аттестующим его лицом не приводят к конфликту интересов <...> Таким образом, Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что конфликт интересов в контексте аттестации сотрудников Комиссии возникает в том случае, когда член аттестационной комиссии имеет существенные связи с аттестуемым сотрудником. В частности, конфликт интересов может возникать в том случае, когда путем действия или бездействия личные интересы международного служащего пересекаются с исполнением его официальных обязанностей. При этом наличие личных связей в профессиональном плане может подтверждаться как объективными, так и субъективными факторами (наличие этического конфликта). В первом случае конфликт интересов подтверждается объективными документами (справками, свидетельствами о рождении), а во втором - наличием решения соответствующего органа (например, Комиссии по этике) (пункт 12 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В то же время применительно к международным служащим (исключая судей) профессиональные связи между сотрудником и аттестующим его лицом не приводят к конфликту интересов <...> Таким образом, Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что конфликт интересов в контексте аттестации сотрудников Комиссии возникает в том случае, когда член аттестационной комиссии имеет существенные связи с аттестуемым сотрудником. В частности, конфликт интересов может возникать в том случае, когда путем действия или бездействия личные интересы международного служащего пересекаются с исполнением его официальных обязанностей. При этом наличие личных связей в профессиональном плане может подтверждаться как объективными, так и субъективными факторами (наличие этического конфликта). В первом случае конфликт интересов подтверждается объективными документами (справками, свидетельствами о рождении), а во втором - наличием решения соответствующего органа (например, Комиссии по этике) (пункт 12 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии).
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)получение льгот и прочее. В то же время применительно к международным служащим (исключая судей) профессиональные связи между сотрудником и аттестующим его лицом не приводят к конфликту интересов... Таким образом, Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что конфликт интересов в контексте аттестации сотрудников Комиссии возникает в том случае, когда член аттестационной комиссии имеет существенные связи с аттестуемым сотрудником. В частности, конфликт интересов может возникать в том случае, когда путем действия или бездействия личные интересы международного служащего пересекаются с исполнением его официальных обязанностей. При этом наличие личных связей в профессиональном плане может подтверждаться как объективными, так и субъективными факторами (наличие этического конфликта). В первом случае конфликт интересов подтверждается объективными документами (справками, свидетельствами о рождении), а во втором - наличием решения соответствующего органа (например, Комиссии по этике) (пункт 12 консультативного заключения от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии о разъяснении норм Положения о проведении аттестации сотрудников Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 98).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)получение льгот и прочее. В то же время применительно к международным служащим (исключая судей) профессиональные связи между сотрудником и аттестующим его лицом не приводят к конфликту интересов... Таким образом, Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что конфликт интересов в контексте аттестации сотрудников Комиссии возникает в том случае, когда член аттестационной комиссии имеет существенные связи с аттестуемым сотрудником. В частности, конфликт интересов может возникать в том случае, когда путем действия или бездействия личные интересы международного служащего пересекаются с исполнением его официальных обязанностей. При этом наличие личных связей в профессиональном плане может подтверждаться как объективными, так и субъективными факторами (наличие этического конфликта). В первом случае конфликт интересов подтверждается объективными документами (справками, свидетельствами о рождении), а во втором - наличием решения соответствующего органа (например, Комиссии по этике) (пункт 12 консультативного заключения от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии о разъяснении норм Положения о проведении аттестации сотрудников Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 98).
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, утвержденных Минтрудом России <19>, указывается, что для привлечения представителя нанимателя (лица, замещающего государственную (муниципальную) должность) к ответственности необходимо установить факты, свидетельствующие об осведомленности указанных лиц о возникновении у подчиненных им лиц ситуации личной заинтересованности, а также бездействие в этой ситуации. Например, суд отклонил доводы о том, что сотруднику полиции не было известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника конфликта интересов; в ходе оперативно-разыскных мероприятий получены сведения о его осведомленности по данному факту; суд указал, что закон не устанавливает и не содержит ограничений, каким образом руководителю может стать известно о возникновении или возможном возникновении у подчиненного конфликта интересов <20>. По другому делу основанием отказа в удовлетворении требований о прекращении полномочий главы муниципального образования послужило то, что ни одно доказательство не подтверждало его осведомленность о возникновении конфликта интересов у подчиненного ему первого заместителя при заключении администрацией договоров аренды нежилого здания, принадлежащего последнему; то обстоятельство, что при устройстве на службу и ее прохождении в предоставляемых им справках о доходах указывал о принадлежности ему на правах общей собственности нежилого здания, в отношении которого в последующем заключались договоры аренды администрацией, однозначно не свидетельствует о том, что при заключении таких договоров знал о принадлежности здания подчиненному ему лицу <21>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, утвержденных Минтрудом России <19>, указывается, что для привлечения представителя нанимателя (лица, замещающего государственную (муниципальную) должность) к ответственности необходимо установить факты, свидетельствующие об осведомленности указанных лиц о возникновении у подчиненных им лиц ситуации личной заинтересованности, а также бездействие в этой ситуации. Например, суд отклонил доводы о том, что сотруднику полиции не было известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника конфликта интересов; в ходе оперативно-разыскных мероприятий получены сведения о его осведомленности по данному факту; суд указал, что закон не устанавливает и не содержит ограничений, каким образом руководителю может стать известно о возникновении или возможном возникновении у подчиненного конфликта интересов <20>. По другому делу основанием отказа в удовлетворении требований о прекращении полномочий главы муниципального образования послужило то, что ни одно доказательство не подтверждало его осведомленность о возникновении конфликта интересов у подчиненного ему первого заместителя при заключении администрацией договоров аренды нежилого здания, принадлежащего последнему; то обстоятельство, что при устройстве на службу и ее прохождении в предоставляемых им справках о доходах указывал о принадлежности ему на правах общей собственности нежилого здания, в отношении которого в последующем заключались договоры аренды администрацией, однозначно не свидетельствует о том, что при заключении таких договоров знал о принадлежности здания подчиненному ему лицу <21>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- несмотря на то что брак между предпринимателем и ее дочерью официально расторгнут 21.12.2017, они продолжают проживать совместно и вести совместное хозяйство, воспитывая двух несовершеннолетних детей. Об этом свидетельствует справка из районного отдела полиции;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- несмотря на то что брак между предпринимателем и ее дочерью официально расторгнут 21.12.2017, они продолжают проживать совместно и вести совместное хозяйство, воспитывая двух несовершеннолетних детей. Об этом свидетельствует справка из районного отдела полиции;
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Р. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, мотивируя свои требования тем, что "дата" он принят на работу в Инспекцию Межрайонной налоговой службы России по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан. Основанием к увольнению послужила рекомендация Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрайонной ИФНС. Истец полагает данное увольнение незаконным и необоснованным, проведенным с нарушением процедуры увольнения. Указанной комиссией неверно установлено, что сведения, указанные в справке о доходах за 2015 г., являются недостоверными или неполными. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, проступок, выразившийся в неполном предоставлении сведений о доходах за 2014 г., не мог рассматриваться в 2016 г. Он не имел намерений скрыть какие-либо свои банковские счета, так как впоследствии представил уточнение сведений.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Р. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, мотивируя свои требования тем, что "дата" он принят на работу в Инспекцию Межрайонной налоговой службы России по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан. Основанием к увольнению послужила рекомендация Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрайонной ИФНС. Истец полагает данное увольнение незаконным и необоснованным, проведенным с нарушением процедуры увольнения. Указанной комиссией неверно установлено, что сведения, указанные в справке о доходах за 2015 г., являются недостоверными или неполными. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, проступок, выразившийся в неполном предоставлении сведений о доходах за 2014 г., не мог рассматриваться в 2016 г. Он не имел намерений скрыть какие-либо свои банковские счета, так как впоследствии представил уточнение сведений.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6. Служащий несвоевременно (но до инициирования антикоррупционной проверки) исполнил обязанность по уведомлению о возможности возникновения конфликта интересов, при этом результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что служащий не осуществлял каких-либо действий для реализации личной заинтересованности.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)6. Служащий несвоевременно (но до инициирования антикоррупционной проверки) исполнил обязанность по уведомлению о возможности возникновения конфликта интересов, при этом результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что служащий не осуществлял каких-либо действий для реализации личной заинтересованности.
Статья: Роль советов судей как органов судейского сообщества в индивидуальном регулировании судебной деятельности
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)<3> Справка о деятельности комиссий по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий Советов судей субъектов РФ за 2019 г. // Информационный материал Совета судей РФ. 2020.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)<3> Справка о деятельности комиссий по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий Советов судей субъектов РФ за 2019 г. // Информационный материал Совета судей РФ. 2020.
Статья: Совершенствование институтов декларирования доходов и конфликта интересов в целях противодействия коррупции (зарубежный опыт)
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)На основе исследованного зарубежного подхода к организации контроля о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о конфликте интересов в целях противодействия коррупции можно предложить рассмотреть в российской антикоррупционной практике вопросы совершенствования электронных систем государственного централизованного финансового мониторинга (контроля):
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)На основе исследованного зарубежного подхода к организации контроля о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о конфликте интересов в целях противодействия коррупции можно предложить рассмотреть в российской антикоррупционной практике вопросы совершенствования электронных систем государственного централизованного финансового мониторинга (контроля):