Способы защиты товарного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы защиты товарного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1486 "Последствия неиспользования товарного знака" ГК РФ"По смыслу статей 1484 и 1486 ГК РФ, закрепляющих способы использования товарного знака и необходимость использования товарного знака в отношении всех товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, как условия сохранения правовой охраны, правообладатель обязан использовать товарный знак для индивидуализации каждого из товаров/услуг, перечисленных в свидетельстве о регистрации товарного знака. Неисполнение правообладателем указанной обязанности влечет за собой риск досрочного прекращения правовой охраны товарного знака в отношении тех товаров, для индивидуализации которых товарный знак не используется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок защиты прав на товарный знак
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете защищать свои исключительные права на товарный знак любыми способами, которые предусмотрены в ст. 12 и п. 1 ст. 1252 ГК РФ (п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете защищать свои исключительные права на товарный знак любыми способами, которые предусмотрены в ст. 12 и п. 1 ст. 1252 ГК РФ (п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
Статья: Современные способы защиты товарных знаков: системный подход
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)"ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)"ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)7. Защита права на товарный знак
(ред. от 23.07.2025)7. Защита права на товарный знак
Интервью: Преимущества и недостатки выбора юрисдикции для хранения объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)- В.Д.: Например, в отношении товарных знаков российской компании применимы все доступные способы их охраны и защиты, если они зарегистрированы надлежащим образом. Однако пресечению будут подлежать только нарушения, которые осуществлены на территории РФ. К примеру, если товар произведен и реализуется на территории третьего государства, противостоять этому у компании не получится. Если контрафактный товар с нанесенным на него товарным знаком был произведен на территории третьего государства, а ввозится и планируется к распространению на территории РФ, то подходящим способом защиты в таком случае может быть признано внесение данного товарного знака в таможенный реестр Таможенного союза. В данном случае любой товар под внесенным товарным знаком будет останавливаться на границе до подтверждения законности ввоза данного товара. В случае если российская компания не обладает исключительными правами на объекты патентного права, то для их охраны следует определить потенциально патентоспособные объекты и зарегистрировать их как изобретения, полезные модели или промышленные образцы. После регистрации компания, обладая "легальной монополией", сможет предъявлять претензии третьим лицам, а также требовать возмещения убытков и выплаты компенсации. При оформлении ноу-хау внутри компании необходимо создать ряд документов, которые будут определять статус данного объекта. В том числе создать условия конфиденциальности в отношении сведений, составляющих предмет секрета производства. Также допустимый договорной способ защиты прав - требование к заводам производителя ограничить производство товара по техническим заданиям, аналогичным заданиям компании. И конечно же, при нарушении прав правообладателей следует обращаться в антимонопольный орган по факту недобросовестной конкуренции.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)- В.Д.: Например, в отношении товарных знаков российской компании применимы все доступные способы их охраны и защиты, если они зарегистрированы надлежащим образом. Однако пресечению будут подлежать только нарушения, которые осуществлены на территории РФ. К примеру, если товар произведен и реализуется на территории третьего государства, противостоять этому у компании не получится. Если контрафактный товар с нанесенным на него товарным знаком был произведен на территории третьего государства, а ввозится и планируется к распространению на территории РФ, то подходящим способом защиты в таком случае может быть признано внесение данного товарного знака в таможенный реестр Таможенного союза. В данном случае любой товар под внесенным товарным знаком будет останавливаться на границе до подтверждения законности ввоза данного товара. В случае если российская компания не обладает исключительными правами на объекты патентного права, то для их охраны следует определить потенциально патентоспособные объекты и зарегистрировать их как изобретения, полезные модели или промышленные образцы. После регистрации компания, обладая "легальной монополией", сможет предъявлять претензии третьим лицам, а также требовать возмещения убытков и выплаты компенсации. При оформлении ноу-хау внутри компании необходимо создать ряд документов, которые будут определять статус данного объекта. В том числе создать условия конфиденциальности в отношении сведений, составляющих предмет секрета производства. Также допустимый договорной способ защиты прав - требование к заводам производителя ограничить производство товара по техническим заданиям, аналогичным заданиям компании. И конечно же, при нарушении прав правообладателей следует обращаться в антимонопольный орган по факту недобросовестной конкуренции.
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)2. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Современные способы защиты товарных знаков: системный подход // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. N 3. С. 37 - 47.
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)2. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Современные способы защиты товарных знаков: системный подход // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. N 3. С. 37 - 47.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ также проанализировал вопрос пропорциональности мер ответственности и способов защиты за нарушение исключительного права на товарный знак при параллельном импорте.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ также проанализировал вопрос пропорциональности мер ответственности и способов защиты за нарушение исключительного права на товарный знак при параллельном импорте.
Статья: Несовершенство механизма досрочного прекращения правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования: современные реалии
(Прохоров В.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 6)2. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Современные способы защиты товарных знаков: системный подход // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. N 3.
(Прохоров В.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 6)2. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Современные способы защиты товарных знаков: системный подход // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. N 3.
Статья: Защита права на товарный знак в Российской Федерации
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)На сегодняшний день данное понятие закреплено в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, под товарным знаком понимают любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий <1>. Помимо международных соглашений оно закреплено и в национальных нормативно-правовых актах РФ. В соответствии с положением ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимают обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц <2>. В рамках гражданского законодательства отмечено, что правообладатель может запрещать и давать разрешение на использование товарного знака третьим лицам. Аналогичное положение содержится в вышеотмеченном Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, исходя из ст. 16 следует, что "владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия использовать в ходе торговли идентичные или подобные обозначения для товаров или услуг, которые идентичны или подобны тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, когда такое использование могло бы привести к появлению вероятности смешения". Охрана товарного знака имеет особое значение. Выбор способа защиты товарного знака зависит от ситуации, в которой оказался его правообладатель, а также от эффективности представленного способа. Основным способом защиты и охраны в отношении рассматриваемого средства индивидуализации является его регистрация. В данном случае важно действовать "превентивно", дабы никто из третьих лиц не зарегистрировал "товарный знак" раньше. Пока лицо, владеющее товарным знаком, не зарегистрирует его, говорить о том, что оно владеет им полностью, преждевременно. В данной ситуации использовать товарный знак сможет любое лицо.
(Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)На сегодняшний день данное понятие закреплено в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, под товарным знаком понимают любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий <1>. Помимо международных соглашений оно закреплено и в национальных нормативно-правовых актах РФ. В соответствии с положением ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимают обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц <2>. В рамках гражданского законодательства отмечено, что правообладатель может запрещать и давать разрешение на использование товарного знака третьим лицам. Аналогичное положение содержится в вышеотмеченном Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так, исходя из ст. 16 следует, что "владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия использовать в ходе торговли идентичные или подобные обозначения для товаров или услуг, которые идентичны или подобны тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, когда такое использование могло бы привести к появлению вероятности смешения". Охрана товарного знака имеет особое значение. Выбор способа защиты товарного знака зависит от ситуации, в которой оказался его правообладатель, а также от эффективности представленного способа. Основным способом защиты и охраны в отношении рассматриваемого средства индивидуализации является его регистрация. В данном случае важно действовать "превентивно", дабы никто из третьих лиц не зарегистрировал "товарный знак" раньше. Пока лицо, владеющее товарным знаком, не зарегистрирует его, говорить о том, что оно владеет им полностью, преждевременно. В данной ситуации использовать товарный знак сможет любое лицо.
Статья: Накануне нового этапа регулирования доменных споров
(Серго А.Г., Сусалева Т.Г.)
("Закон", 2022, N 8)Оно подтвердило исключение доменного имени из числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также закрепило "надлежащий способ защиты" товарного знака через требование о запрете использования доменного имени определенным образом. Именно благодаря этой формулировке добросовестные правообладатели сегодня не могут добиться адекватного способа защиты своих прав и законных интересов через аннулирование спорного доменного имени или передачу его правообладателю товарного знака или иного средства индивидуализации. Вместо этого правообладатель получает "половинчатое" решение, запрещающее администратору использовать доменное имя в отношении товаров и услуг, для которых предоставлена правовая охрана такому товарному знаку. Подобные решения должны иметь место в практике судов Российской Федерации, когда в качестве ответчика в доменном споре выступает добросовестный администратор доменного имени, имеющий тождественный или сходный до степени смешения товарный знак, или чьи действия не имеют признаков злоупотребления правом, недобросовестной регистрации или недобросовестного пользования доменным именем. В то же время такие решения очевидно противоречат предусмотренным процессуальным законодательством задачам судопроизводства в случаях, когда администратор доменного имени зарегистрировал и/или использует доменное имя недобросовестно, а способ защиты в виде частичного запрета использования доменного имени недостаточен и ведет только к повторному судебному разбирательству с тем же или новым администратором доменного имени.
(Серго А.Г., Сусалева Т.Г.)
("Закон", 2022, N 8)Оно подтвердило исключение доменного имени из числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также закрепило "надлежащий способ защиты" товарного знака через требование о запрете использования доменного имени определенным образом. Именно благодаря этой формулировке добросовестные правообладатели сегодня не могут добиться адекватного способа защиты своих прав и законных интересов через аннулирование спорного доменного имени или передачу его правообладателю товарного знака или иного средства индивидуализации. Вместо этого правообладатель получает "половинчатое" решение, запрещающее администратору использовать доменное имя в отношении товаров и услуг, для которых предоставлена правовая охрана такому товарному знаку. Подобные решения должны иметь место в практике судов Российской Федерации, когда в качестве ответчика в доменном споре выступает добросовестный администратор доменного имени, имеющий тождественный или сходный до степени смешения товарный знак, или чьи действия не имеют признаков злоупотребления правом, недобросовестной регистрации или недобросовестного пользования доменным именем. В то же время такие решения очевидно противоречат предусмотренным процессуальным законодательством задачам судопроизводства в случаях, когда администратор доменного имени зарегистрировал и/или использует доменное имя недобросовестно, а способ защиты в виде частичного запрета использования доменного имени недостаточен и ведет только к повторному судебному разбирательству с тем же или новым администратором доменного имени.
Статья: Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака: практика действий сторон
(Сайфутдинова В.М.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 6)3. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Современные способы защиты товарных знаков: системный подход // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. N 3. С. 37 - 47.
(Сайфутдинова В.М.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 6)3. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Современные способы защиты товарных знаков: системный подход // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2021. N 3. С. 37 - 47.
Статья: Понятие и защита права на товарный знак
(Кархалев Д.Н., Томина А.П.)
("Юрист", 2021, N 12)Кроме того, в качестве способа защиты товарного знака можно использовать требование об изъятии и уничтожении экземпляров товаров с незаконным использованием на них товарного знака. Данная санкция также по своей природе представляет собой меру гражданско-правовой ответственности, для которой характерно безэквивалентное лишение имущества или лишение субъективного гражданского права.
(Кархалев Д.Н., Томина А.П.)
("Юрист", 2021, N 12)Кроме того, в качестве способа защиты товарного знака можно использовать требование об изъятии и уничтожении экземпляров товаров с незаконным использованием на них товарного знака. Данная санкция также по своей природе представляет собой меру гражданско-правовой ответственности, для которой характерно безэквивалентное лишение имущества или лишение субъективного гражданского права.
Статья: Некоторые вопросы охраны товарных знаков и незарегистрированных обозначений, получивших широкую известность в Китае
(Костенко О.С.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Законодательство Китая совершенствуется, чтобы отвечать современным потребностям общества в защите интеллектуальной собственности. В теории права Китая рассматривается вопрос не только об охране товарных знаков, но и охране тех обозначений, которые приобрели широкую известность в результате своего использования. При этом конкуренция таких обозначений с товарными знаками может привести к дисбалансу в защите прав. Актуальность и новизна обусловлены тем, что изучение практики применения тех или иных мер в области защиты прав, в том числе в законодательстве и праве других стран, позволит выявить их особенности. В работе использовались такие методы исследования, как поиск, анализ, систематизация и сравнительное правоведение по исследуемой теме. Теоретическая и практическая значимость определяются актуальностью и выводами о необходимости совершенствования регулирования отношений, складывающихся в сфере защиты прав на товарные знаки. Результатом работы стали выводы об эффективности правовых мер, направленных на защиту прав на товарные знаки и на незарегистрированные обозначения, приобретшие широкую известность в Китае. Разнообразие принимаемых судебных решений по схожим категориям дел, недостаточное законное регулирование использования ставших общеизвестными обозначений, конфликт интересов, возникающий с правообладателями товарных знаков, приводят к некоторой правовой неопределенности. Законом Китая о товарных знаках предусматривается возможность предоставления судебной защиты нарушенного права на незарегистрированное, ставшее общеизвестным обозначение. Введение судебного надзора позволяет обеспечить взаимосвязь между государственной системой и обществом. Процедура контроля за использованием товарных знаков стимулирует и обеспечивает добросовестное исполнение обязательств. Судебный контроль способствует устранению правовой неопределенности. При этом возникает необходимость и в разграничении понятий, способов охраны товарного знака и ставшего общеизвестным обозначения, так как до сих пор существуют спорные вопросы теории и практики защиты прав.
(Костенко О.С.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Законодательство Китая совершенствуется, чтобы отвечать современным потребностям общества в защите интеллектуальной собственности. В теории права Китая рассматривается вопрос не только об охране товарных знаков, но и охране тех обозначений, которые приобрели широкую известность в результате своего использования. При этом конкуренция таких обозначений с товарными знаками может привести к дисбалансу в защите прав. Актуальность и новизна обусловлены тем, что изучение практики применения тех или иных мер в области защиты прав, в том числе в законодательстве и праве других стран, позволит выявить их особенности. В работе использовались такие методы исследования, как поиск, анализ, систематизация и сравнительное правоведение по исследуемой теме. Теоретическая и практическая значимость определяются актуальностью и выводами о необходимости совершенствования регулирования отношений, складывающихся в сфере защиты прав на товарные знаки. Результатом работы стали выводы об эффективности правовых мер, направленных на защиту прав на товарные знаки и на незарегистрированные обозначения, приобретшие широкую известность в Китае. Разнообразие принимаемых судебных решений по схожим категориям дел, недостаточное законное регулирование использования ставших общеизвестными обозначений, конфликт интересов, возникающий с правообладателями товарных знаков, приводят к некоторой правовой неопределенности. Законом Китая о товарных знаках предусматривается возможность предоставления судебной защиты нарушенного права на незарегистрированное, ставшее общеизвестным обозначение. Введение судебного надзора позволяет обеспечить взаимосвязь между государственной системой и обществом. Процедура контроля за использованием товарных знаков стимулирует и обеспечивает добросовестное исполнение обязательств. Судебный контроль способствует устранению правовой неопределенности. При этом возникает необходимость и в разграничении понятий, способов охраны товарного знака и ставшего общеизвестным обозначения, так как до сих пор существуют спорные вопросы теории и практики защиты прав.