Способы подачи жалобы в налоговый орган
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы подачи жалобы в налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2025 N 17АП-540/2025-ГК по делу N А60-49411/2024
Требование: О признании недействительным заявления об изменении сведений о директоре общества, направленного в налоговый орган, признании недействительным решения общего собрания учредителей общества, признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решение: Требование удовлетворено в части.Указание налоговым органом в отзыве на жалобу на соответствие его действий требованиям закона, не влияет на правомерность выводов суда первой инстанции относительно необходимости признания недействительной записи в ЕГРЮЛ, поскольку иным способом восстановление прав истца при признании недействительности решения, оформленного протоколом, которое и послужило основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ не представляется возможным. Поскольку установлен факт предоставления в регистрирующий орган на регистрацию документов, содержащих недостоверные сведения, которые не могут являться основанием внесения записи в ЕГРЮЛ, решение о государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении регистрации директора общества "Фармкапитал" Маркеева К.В. также является недействительным.
Требование: О признании недействительным заявления об изменении сведений о директоре общества, направленного в налоговый орган, признании недействительным решения общего собрания учредителей общества, признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решение: Требование удовлетворено в части.Указание налоговым органом в отзыве на жалобу на соответствие его действий требованиям закона, не влияет на правомерность выводов суда первой инстанции относительно необходимости признания недействительной записи в ЕГРЮЛ, поскольку иным способом восстановление прав истца при признании недействительности решения, оформленного протоколом, которое и послужило основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ не представляется возможным. Поскольку установлен факт предоставления в регистрирующий орган на регистрацию документов, содержащих недостоверные сведения, которые не могут являться основанием внесения записи в ЕГРЮЛ, решение о государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении регистрации директора общества "Фармкапитал" Маркеева К.В. также является недействительным.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 N 16АП-4176/2022 по делу N А20-60/2022
Требование: Об обязании изменить фирменное наименование общества.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что общество просило суд первой инстанции и налоговый орган предоставить возможность в течение 2-3 месяцев самостоятельно осуществить все процедуры по смене наименования наиболее щадящим для общества способом без дополнительных финансовых затрат не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствует о нарушении судом при рассмотрении спора норм материального или процессуального права.
Требование: Об обязании изменить фирменное наименование общества.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что общество просило суд первой инстанции и налоговый орган предоставить возможность в течение 2-3 месяцев самостоятельно осуществить все процедуры по смене наименования наиболее щадящим для общества способом без дополнительных финансовых затрат не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствует о нарушении судом при рассмотрении спора норм материального или процессуального права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам25.1.1.3. ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБ ПОДАЧИ
Вопрос: В каких случаях налогоплательщик вправе не обращаться с жалобой в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд?
(Консультация эксперта, Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской обл., 2024)Таким образом, из буквального смысла п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ следует, что помимо обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц налогоплательщик во всех остальных случаях обладает правом выбора способа защиты своих прав путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или заявления в суд. Соответственно, если налогоплательщик формулирует свои требования как признание незаконным бездействия нижестоящего налогового органа, предварительное обращение в вышестоящий налоговый орган обязательно для целей последующего судебного оспаривания.
(Консультация эксперта, Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской обл., 2024)Таким образом, из буквального смысла п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ следует, что помимо обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц налогоплательщик во всех остальных случаях обладает правом выбора способа защиты своих прав путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или заявления в суд. Соответственно, если налогоплательщик формулирует свои требования как признание незаконным бездействия нижестоящего налогового органа, предварительное обращение в вышестоящий налоговый орган обязательно для целей последующего судебного оспаривания.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@
"Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов и порядков представления (направления) в электронной форме документов, предусмотренных статьями 138, 139, 139.2, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(вместе с "Порядком заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы)", "Порядком заполнения формы ходатайства о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части", "Порядком заполнения формы заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения полностью или частично", "Порядком заполнения формы заявления об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части", "Порядком заполнения формы ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы", "Порядком заполнения формы дополнительных документов (информации) к жалобе (апелляционной жалобе)", "Порядком представления (направления) жалобы (апелляционной жалобы) и иных документов, предусмотренных статьями 138, 139, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган в электронной форме", "Порядком направления налоговым органом документов, предусмотренных статьями 138, 139, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79967)После вынесения решения по жалобе налоговый орган не направляет такое решение на бумажном носителе лицу, подавшему жалобу, если данный способ получения решения по жалобе не указан в жалобе.
"Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов и порядков представления (направления) в электронной форме документов, предусмотренных статьями 138, 139, 139.2, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(вместе с "Порядком заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы)", "Порядком заполнения формы ходатайства о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части", "Порядком заполнения формы заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения полностью или частично", "Порядком заполнения формы заявления об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части", "Порядком заполнения формы ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы", "Порядком заполнения формы дополнительных документов (информации) к жалобе (апелляционной жалобе)", "Порядком представления (направления) жалобы (апелляционной жалобы) и иных документов, предусмотренных статьями 138, 139, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган в электронной форме", "Порядком направления налоговым органом документов, предусмотренных статьями 138, 139, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79967)После вынесения решения по жалобе налоговый орган не направляет такое решение на бумажном носителе лицу, подавшему жалобу, если данный способ получения решения по жалобе не указан в жалобе.
Приказ ФНС России от 01.10.2025 N ЕД-7-9/848@
"Об утверждении форм документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, порядков их заполнения, а также форматов и порядков их направления в электронной форме"
(вместе с "Порядком заполнения формы уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении", "Порядком заполнения формы ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении", "Порядком заполнения формы ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении", "Порядком направления документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 48 части первой налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган в электронной форме", "Порядком направления налоговым органом решения, вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока, указанного в пункте 8 статьи 48 части первой налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2025 N 84025)Решение по результатам рассмотрения ходатайства не направляется налогоплательщику на бумажном носителе, если данный способ получения решения не указан в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, или в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении.
"Об утверждении форм документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, порядков их заполнения, а также форматов и порядков их направления в электронной форме"
(вместе с "Порядком заполнения формы уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении", "Порядком заполнения формы ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении", "Порядком заполнения формы ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении", "Порядком направления документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 48 части первой налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган в электронной форме", "Порядком направления налоговым органом решения, вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока, указанного в пункте 8 статьи 48 части первой налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2025 N 84025)Решение по результатам рассмотрения ходатайства не направляется налогоплательщику на бумажном носителе, если данный способ получения решения не указан в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, или в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении.
Статья: Институт налоговых омбудсменов как способ досудебного урегулирования налоговых споров
(Карамышев Д.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Особое внимание роли налоговых омбудсменов было уделено на международном уровне, в Руководстве ООН (далее - Руководство) по предотвращению и разрешению налоговых споров <16>, в котором рекомендовалось предоставить налоговым омбудсменам функции аудита, независимой проверки и сбора информации <17> и отмечались положительные результаты деятельности налоговых омбудсменов в странах, где они были утверждены. Например, "ПРОДЕКОН" высоко оценивается за различные способы помощи налогоплательщикам <18>: рассмотрение жалобы (выдается необязательное для исполнения решение налоговому органу), юридическое представительство во взаимодействии с налоговым органом, а также альтернативное урегулирование налогового спора в качестве посредника (к которому, по данным Руководства, с 2019 по 2021 г. прибегло более 10 тыс. налогоплательщиков). Данный факт показывает, что роль института налоговых омбудсменов положительно оценивается на самом высоком международном уровне.
(Карамышев Д.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Особое внимание роли налоговых омбудсменов было уделено на международном уровне, в Руководстве ООН (далее - Руководство) по предотвращению и разрешению налоговых споров <16>, в котором рекомендовалось предоставить налоговым омбудсменам функции аудита, независимой проверки и сбора информации <17> и отмечались положительные результаты деятельности налоговых омбудсменов в странах, где они были утверждены. Например, "ПРОДЕКОН" высоко оценивается за различные способы помощи налогоплательщикам <18>: рассмотрение жалобы (выдается необязательное для исполнения решение налоговому органу), юридическое представительство во взаимодействии с налоговым органом, а также альтернативное урегулирование налогового спора в качестве посредника (к которому, по данным Руководства, с 2019 по 2021 г. прибегло более 10 тыс. налогоплательщиков). Данный факт показывает, что роль института налоговых омбудсменов положительно оценивается на самом высоком международном уровне.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 12)Альтернативный способ обжаловать решение, действия, бездействие ИФНС. В законопроекте он назван упрощенным: по вашему желанию та инспекция, на которую вы подаете жалобу, рассмотрит ее сама в сокращенный срок 7 рабочих дней, а передавать наверх не станет.
("Главная книга", 2023, N 12)Альтернативный способ обжаловать решение, действия, бездействие ИФНС. В законопроекте он назван упрощенным: по вашему желанию та инспекция, на которую вы подаете жалобу, рассмотрит ее сама в сокращенный срок 7 рабочих дней, а передавать наверх не станет.
Ситуация: Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)вид и реквизиты документа, подтверждающего полномочия вашего уполномоченного представителя (для доверенности в форме электронного документа - GUID доверенности), - в случае подачи жалобы через уполномоченного представителя;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)вид и реквизиты документа, подтверждающего полномочия вашего уполномоченного представителя (для доверенности в форме электронного документа - GUID доверенности), - в случае подачи жалобы через уполномоченного представителя;
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
Типовая ситуация: Как обжаловать решение налогового органа (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Жалобу вы адресуете региональному Управлению ФНС, но подаете ее через ИФНС, решение которой оспариваете, любым из следующих способов (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.2 НК РФ):
(Издательство "Главная книга", 2025)Жалобу вы адресуете региональному Управлению ФНС, но подаете ее через ИФНС, решение которой оспариваете, любым из следующих способов (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.2 НК РФ):
Статья: Значение нарушений процедуры проведения налоговой проверки при оценке допустимости доказательств в налоговых спорах
(Абрамова Е.Н., Рудой А.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время необходимо учитывать, что, согласно разъяснениям п. 68 Постановления N 57, допущенные нарушения могут стать основанием для отмены решения, если только налогоплательщик заявлял их в доводах жалобы, поданной в вышестоящий налоговый орган. Такой подход следует признать верным: он в полной мере соответствует подходу, который сформировался применительно к грубым нарушениям проведения проверки, регулируемой Законом N 294-ФЗ. Называя то или иное нарушение существенным или грубым, законодатель тем самым запрещает правоприменителю рассматривать полученные с таким нарушением доказательства как допустимые, а способом восстановления нарушенных прав контролируемого лица служит отмена (признание недействительным) решения контролирующего органа о привлечении к ответственности, вынесенного по результатам проведения проверки <13>.
(Абрамова Е.Н., Рудой А.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время необходимо учитывать, что, согласно разъяснениям п. 68 Постановления N 57, допущенные нарушения могут стать основанием для отмены решения, если только налогоплательщик заявлял их в доводах жалобы, поданной в вышестоящий налоговый орган. Такой подход следует признать верным: он в полной мере соответствует подходу, который сформировался применительно к грубым нарушениям проведения проверки, регулируемой Законом N 294-ФЗ. Называя то или иное нарушение существенным или грубым, законодатель тем самым запрещает правоприменителю рассматривать полученные с таким нарушением доказательства как допустимые, а способом восстановления нарушенных прав контролируемого лица служит отмена (признание недействительным) решения контролирующего органа о привлечении к ответственности, вынесенного по результатам проведения проверки <13>.
Статья: Как пожаловаться на ИФНС в упрощенном порядке: памятка бухгалтеру
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)4. При подаче через личный сервис размещен в разделе "Подача жалобы".
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)4. При подаче через личный сервис размещен в разделе "Подача жалобы".
Статья: Когда и как можно обратиться в ИФНС
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 13)А вот для подачи жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия/бездействие их должностных лиц сервис отправки обращений на сайте ФНС не предназначен. Поданные через этот сервис подобные жалобы рассматриваться ФНС не будут.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 13)А вот для подачи жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия/бездействие их должностных лиц сервис отправки обращений на сайте ФНС не предназначен. Поданные через этот сервис подобные жалобы рассматриваться ФНС не будут.
Статья: Налоговики разработали порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 33)После получения извещения Заявитель должен направить в налоговый орган, рассматривающий жалобу, ходатайство, содержащее информацию о выбранном способе рассмотрения жалобы. Сделать это нужно не позднее одного рабочего дня до даты рассмотрения жалобы. Если Заявитель в этот срок не представит ходатайство, рассмотрение жалобы осуществляется по месту нахождения вышестоящего налогового органа.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 33)После получения извещения Заявитель должен направить в налоговый орган, рассматривающий жалобу, ходатайство, содержащее информацию о выбранном способе рассмотрения жалобы. Сделать это нужно не позднее одного рабочего дня до даты рассмотрения жалобы. Если Заявитель в этот срок не представит ходатайство, рассмотрение жалобы осуществляется по месту нахождения вышестоящего налогового органа.
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)...Общество не доказало, что проверка подлинности подписи участника закупки производилась на Портале государственных услуг или иным способом, а электронная подпись начальника ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области Левицкой Т.Н. (должностное лицо налогового органа, подписавшее справку, представленную при подаче заявки на участие в конкурсе) решением суда признана недействительной либо использовалась с нарушением п. 1 - 3 ст. 11 Закона N 63-ФЗ.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)...Общество не доказало, что проверка подлинности подписи участника закупки производилась на Портале государственных услуг или иным способом, а электронная подпись начальника ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области Левицкой Т.Н. (должностное лицо налогового органа, подписавшее справку, представленную при подаче заявки на участие в конкурсе) решением суда признана недействительной либо использовалась с нарушением п. 1 - 3 ст. 11 Закона N 63-ФЗ.