Способы оплаты налогов физическими лицами
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы оплаты налогов физическими лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 286 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" КАС РФ"Неполучение налогоплательщиком налоговых уведомлений и требований об уплате налогов одним из способов, предусмотренных налоговым законодательством, лишает инспекцию возможности взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени в принудительном порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Обратившись к истории данного вопроса, отметим, что с 2019 г. в России введен новый, альтернативный традиционному способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 г.: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. В связи с изложенным произошедшие изменения существенно дополнили действующее законодательство в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами <5>. Это привело к появлению нового КБК для единого налогового платежа физического лица - 182 1 06 07000 01 1000 110. Таким образом, с 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - "единый налоговый платеж" (ст. 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования") <6>. С 1 января 2019 г. начал свое непосредственное действие, а с 1 января 2020 г. вступили новые изменения в отношении НДФЛ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>).
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Обратившись к истории данного вопроса, отметим, что с 2019 г. в России введен новый, альтернативный традиционному способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 г.: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. В связи с изложенным произошедшие изменения существенно дополнили действующее законодательство в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами <5>. Это привело к появлению нового КБК для единого налогового платежа физического лица - 182 1 06 07000 01 1000 110. Таким образом, с 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - "единый налоговый платеж" (ст. 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования") <6>. С 1 января 2019 г. начал свое непосредственное действие, а с 1 января 2020 г. вступили новые изменения в отношении НДФЛ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>).
Статья: Особенности сближения отдельных элементов юридической конструкции налогов на имущество организаций и физических лиц
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Анализируя дискуссию о сближении соответствующих элементов юридической конструкции налогов на имущество организаций и физических лиц, представляется правильным обратить внимание на следующий момент. Рассмотрение подобного вопроса следует начать с установления тех конкретных элементов, которые указывают на подобное сближение. Это является важным по причине того, что в отношении некоторых элементов налогообложения тезис о сближении данных налогов употребляется наиболее часто. На основании положений, которые были рассмотрены в предыдущем абзаце, можно заключить, что таким элементом является объект налогообложения. При этом данному элементу уделяется внимание в различных источниках. Так, применительно к налогу на имущество организаций отмечается, что объект налогообложения претерпел за последние 15 лет кардинальные изменения. Изменения направлены, как указывается, на сокращение состава объектов налогообложения и сближение с налогом на имущество физических лиц и зарубежной практикой налогообложения преимущественно недвижимости <15>. Также представляет интерес точка зрения Д.А. Смирнова в контексте проводимой реформы системы налогообложения объектов имущества. Из числа положительных моментов, называемых данным ученым, можно выделить, в частности, то, что сохраняется разделение налогов по плательщикам <16>. Кроме того, важно указать на сохранение административного способа уплаты налога - для физических лиц, а также упрощение исчисления налога - для организаций <17>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Анализируя дискуссию о сближении соответствующих элементов юридической конструкции налогов на имущество организаций и физических лиц, представляется правильным обратить внимание на следующий момент. Рассмотрение подобного вопроса следует начать с установления тех конкретных элементов, которые указывают на подобное сближение. Это является важным по причине того, что в отношении некоторых элементов налогообложения тезис о сближении данных налогов употребляется наиболее часто. На основании положений, которые были рассмотрены в предыдущем абзаце, можно заключить, что таким элементом является объект налогообложения. При этом данному элементу уделяется внимание в различных источниках. Так, применительно к налогу на имущество организаций отмечается, что объект налогообложения претерпел за последние 15 лет кардинальные изменения. Изменения направлены, как указывается, на сокращение состава объектов налогообложения и сближение с налогом на имущество физических лиц и зарубежной практикой налогообложения преимущественно недвижимости <15>. Также представляет интерес точка зрения Д.А. Смирнова в контексте проводимой реформы системы налогообложения объектов имущества. Из числа положительных моментов, называемых данным ученым, можно выделить, в частности, то, что сохраняется разделение налогов по плательщикам <16>. Кроме того, важно указать на сохранение административного способа уплаты налога - для физических лиц, а также упрощение исчисления налога - для организаций <17>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)Следовательно, если отсутствие учета расходов у гражданина обусловлено ошибочным применением им специального налогового режима, не предполагающего ведение учета фактически понесенных расходов (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения в виде полученных доходов), в целях определения действительного размера обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (недоимки) должен применяться расчетный способ определения налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)Следовательно, если отсутствие учета расходов у гражданина обусловлено ошибочным применением им специального налогового режима, не предполагающего ведение учета фактически понесенных расходов (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения в виде полученных доходов), в целях определения действительного размера обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (недоимки) должен применяться расчетный способ определения налога.
Статья: Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Основной целью исследования является выявление способов незаконной налоговой оптимизации в рамках исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховых взносов, анализ последствий таких деструктивных практик.
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Основной целью исследования является выявление способов незаконной налоговой оптимизации в рамках исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховых взносов, анализ последствий таких деструктивных практик.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Первую форму (способ) уклонения физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов образует бездействие, выражающееся в непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов в налоговые органы в случае, если их подача предусмотрена законодательством, в установленные законом сроки по любому из налогов, сборов и (или) страховых взносов (а также по нескольким налогам, сборам и (или) страховым взносам), которые физическое лицо обязано платить.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Первую форму (способ) уклонения физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов образует бездействие, выражающееся в непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов в налоговые органы в случае, если их подача предусмотрена законодательством, в установленные законом сроки по любому из налогов, сборов и (или) страховых взносов (а также по нескольким налогам, сборам и (или) страховым взносам), которые физическое лицо обязано платить.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Такая формулировка неоднозначно толковалась судами, поскольку позволяла практически любое снижение налогов толковать как способ преступного уклонения от их уплаты. В Конституционный Суд Российской Федерации обратился ряд граждан - руководителей коммерческих организаций, которым органами предварительного расследования инкриминировалось совершение "иным способом" налогового преступления.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Такая формулировка неоднозначно толковалась судами, поскольку позволяла практически любое снижение налогов толковать как способ преступного уклонения от их уплаты. В Конституционный Суд Российской Федерации обратился ряд граждан - руководителей коммерческих организаций, которым органами предварительного расследования инкриминировалось совершение "иным способом" налогового преступления.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 17.02.2023 N КЧ-4-8/1960@ <Об отдельных вопросах, связанных с ЕНП и ЕНС>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Заплатить налог на профессиональный доход (НПД) самозанятые физлица могут двумя способами:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Заплатить налог на профессиональный доход (НПД) самозанятые физлица могут двумя способами:
Статья: Платформенная занятость. Закона нет, работа есть?
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 12)В зависимости от конкретных обстоятельств возможны и другие нюансы, которые сопровождают такой способ организации правоотношений. Например, встречаются ситуации, когда исполнитель не оформляет статус и трудится без уплаты налогов. Если речь идет о гражданах других государств, то к организациям могут также появиться вопросы со стороны правоохранительных органов, которые отвечают за исполнение требований миграционного законодательства.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 12)В зависимости от конкретных обстоятельств возможны и другие нюансы, которые сопровождают такой способ организации правоотношений. Например, встречаются ситуации, когда исполнитель не оформляет статус и трудится без уплаты налогов. Если речь идет о гражданах других государств, то к организациям могут также появиться вопросы со стороны правоохранительных органов, которые отвечают за исполнение требований миграционного законодательства.
Готовое решение: Как заполнить и представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях
(КонсультантПлюс, 2025)Поле "Дата представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний" и поле "Дата представления уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний" заполняются, если физлицо изменило способ уплаты НДФЛ. В этом случае нужно указать дату представления в налоговый орган соответствующего уведомления (п. п. 3.6, 3.7 Порядка заполнения).
(КонсультантПлюс, 2025)Поле "Дата представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний" и поле "Дата представления уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний" заполняются, если физлицо изменило способ уплаты НДФЛ. В этом случае нужно указать дату представления в налоговый орган соответствующего уведомления (п. п. 3.6, 3.7 Порядка заполнения).
Статья: (Не) дважды за одно: к вопросу о механизмах возмещения ущерба бюджетной системе РФ, причиненного неуплатой налогов
(Заинчуковская Е.А.)
("Закон", 2021, N 9)Во-вторых, обязательство организации по уплате налогов и обязательство физического лица компенсировать потери бюджета в размере не уплаченных организацией налогов (независимо от того, каким способом защиты оно опосредуется: привлечением к субсидиарной ответственности или деликтным иском) являются обязательствами солидарными, имеющими компенсационный характер и направленными на защиту единого фискального интереса. Реализация хотя бы одного из них в полном объеме исключает реализацию другого.
(Заинчуковская Е.А.)
("Закон", 2021, N 9)Во-вторых, обязательство организации по уплате налогов и обязательство физического лица компенсировать потери бюджета в размере не уплаченных организацией налогов (независимо от того, каким способом защиты оно опосредуется: привлечением к субсидиарной ответственности или деликтным иском) являются обязательствами солидарными, имеющими компенсационный характер и направленными на защиту единого фискального интереса. Реализация хотя бы одного из них в полном объеме исключает реализацию другого.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)- о способах уклонения от воинской службы и воинской обязанности, от уплаты налогов;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)- о способах уклонения от воинской службы и воинской обязанности, от уплаты налогов;
Вопрос: Возможно ли с 2023 г. перечисление НДФЛ за счет налогового агента при выплате, выдаче призов в рамках проводимых рекламных акций?
(Консультация эксперта, 2023)Поскольку НК РФ возлагает обязанность по уплате налога на физическое лицо, при таком способе уплаты у организации возникает требование к физическому лицу о возмещении суммы уплаченного налога. В случае если обязательство физического лица будет прекращено путем прощения долга, то у физического лица возникнет подлежащий налогообложению доход.
(Консультация эксперта, 2023)Поскольку НК РФ возлагает обязанность по уплате налога на физическое лицо, при таком способе уплаты у организации возникает требование к физическому лицу о возмещении суммы уплаченного налога. В случае если обязательство физического лица будет прекращено путем прощения долга, то у физического лица возникнет подлежащий налогообложению доход.
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.