Споры с туроператорами
Подборка наиболее важных документов по запросу Споры с туроператорами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 41 "Замена ненадлежащего ответчика" ГПК РФ"Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что решение суда по существу спора затрагивает интересы туроператора - ООО "Анекс Туризм", который не был привлечен к участию в деле. В связи с этим судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 указанного Кодекса и привлекла в качестве соответчика по делу ООО "Анекс Туризм"."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 5, 6, 9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", разъяснениями, содержащимися в п. 48, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав потребителя, поскольку туристическая поездка аннулирована туроператором по независящим от истца обстоятельствам, денежные средства за оплаченную туристическую путевку своевременно не возвращены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безопасность туристского бизнеса: поиск оптимального баланса гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов
(Сирик Н.В., Кусков А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Однако есть одно важное исключение. Например, судам необходимо разрешить вопрос о выборе надлежащего ответчика в тех случаях, когда при отсутствии агентского договора туроператор принял от турагента денежные средства, уплаченные туристом за туристский продукт, и начал исполнение договора (забронировал тур, оплатил услуги контрагентов и т.д.). Считаем, что в этом случае надлежащей стороной спора будет именно туроператор.
(Сирик Н.В., Кусков А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Однако есть одно важное исключение. Например, судам необходимо разрешить вопрос о выборе надлежащего ответчика в тех случаях, когда при отсутствии агентского договора туроператор принял от турагента денежные средства, уплаченные туристом за туристский продукт, и начал исполнение договора (забронировал тур, оплатил услуги контрагентов и т.д.). Считаем, что в этом случае надлежащей стороной спора будет именно туроператор.
Нормативные акты
Справочная информация: "Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Споры о качестве туристского продукта (претензии туроператору)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Споры о качестве туристского продукта (претензии туроператору)
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Как верно отмечает С.Н. Дорофеева, в сегменте судебных споров, возникших с туроператорами в пандемийный период, мы видим, что суды освобождают туроператоров от гражданско-правовой ответственности перед потребителями <65>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Как верно отмечает С.Н. Дорофеева, в сегменте судебных споров, возникших с туроператорами в пандемийный период, мы видим, что суды освобождают туроператоров от гражданско-правовой ответственности перед потребителями <65>.
Ситуация: Можно ли получить компенсацию в случае несоответствия отеля (гостиницы) заявленной туроператором категории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досудебный претензионный порядок является обязательным условием при урегулировании спора по качеству туристского продукта между гражданином и туроператором. Претензию в письменной форме можно предъявить туроператору в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досудебный претензионный порядок является обязательным условием при урегулировании спора по качеству туристского продукта между гражданином и туроператором. Претензию в письменной форме можно предъявить туроператору в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта.
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В статье рассматриваются особенности претензионного порядка по урегулированию споров с участием граждан-потребителей в сфере туристских услуг. Автор анализирует проблемные вопросы, на которые целесообразно обратить внимание еще при заключении договора на оказание туристских услуг. Поскольку довольно часто турфирмы предъявляют неприемлемые и завышенные требования к претензиям туристов, автор предлагает в действующих нормативно-правовых актах закрепить требования к содержанию претензии. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства в части совершенствования претензионного порядка как формы досудебного урегулирования споров, возникающих из правоотношений туроператора с потребителем туристских услуг о качестве туристского продукта. Определены основные направления совершенствования правового регулирования в сфере предоставления туристских услуг.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В статье рассматриваются особенности претензионного порядка по урегулированию споров с участием граждан-потребителей в сфере туристских услуг. Автор анализирует проблемные вопросы, на которые целесообразно обратить внимание еще при заключении договора на оказание туристских услуг. Поскольку довольно часто турфирмы предъявляют неприемлемые и завышенные требования к претензиям туристов, автор предлагает в действующих нормативно-правовых актах закрепить требования к содержанию претензии. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства в части совершенствования претензионного порядка как формы досудебного урегулирования споров, возникающих из правоотношений туроператора с потребителем туристских услуг о качестве туристского продукта. Определены основные направления совершенствования правового регулирования в сфере предоставления туристских услуг.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае претензий по качеству туристского продукта к туроператорам. Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае претензий по качеству туристского продукта к туроператорам. Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).