Спорт высших достижений
Подборка наиболее важных документов по запросу Спорт высших достижений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 348.13. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 348.13. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений
Готовое решение: Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ до 31 декабря 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2024)закупаете товары, указанные в позициях 101, 102 Перечня, для обеспечения нужд спорта высших достижений;
(КонсультантПлюс, 2024)закупаете товары, указанные в позициях 101, 102 Перечня, для обеспечения нужд спорта высших достижений;
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 348.13. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений
(ред. от 29.09.2025)Статья 348.13. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Видом спорта является часть спорта, которая признана обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном действующим законодательством порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. В качестве самостоятельных частей спорта, имеющих особый правовой статус, законодатель выделяет профессиональный спорт, спорт высших достижений; массовый спорт; военно-прикладные виды спорта; служебно-прикладные виды спорта; национальные виды спорта; школьный спорт; студенческий спорт. Особенно следует выделить такую сферу деятельности в области спорта, как профессиональный спорт: часть спорта, направленную на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, участие в которых направлено на получение дохода.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Видом спорта является часть спорта, которая признана обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном действующим законодательством порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. В качестве самостоятельных частей спорта, имеющих особый правовой статус, законодатель выделяет профессиональный спорт, спорт высших достижений; массовый спорт; военно-прикладные виды спорта; служебно-прикладные виды спорта; национальные виды спорта; школьный спорт; студенческий спорт. Особенно следует выделить такую сферу деятельности в области спорта, как профессиональный спорт: часть спорта, направленную на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, участие в которых направлено на получение дохода.
Статья: К вопросу о разрешении органами спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг индивидуальных трудовых споров со спортсменами
(Якимова К.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)В 2016 г. ст. 36.5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <3> (далее - Закон о спорте) общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги были наделены правом устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Для этой цели федерациям и лигам предоставили возможность создавать в своей структуре органы, к компетенции которых позволяется относить урегулирование (разрешение) всех или отдельных категорий споров в рамках, предусмотренных ст. 36.3 Закона о спорте (в том числе индивидуальных трудовых споров со спортсменами) <4>.
(Якимова К.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)В 2016 г. ст. 36.5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <3> (далее - Закон о спорте) общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги были наделены правом устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Для этой цели федерациям и лигам предоставили возможность создавать в своей структуре органы, к компетенции которых позволяется относить урегулирование (разрешение) всех или отдельных категорий споров в рамках, предусмотренных ст. 36.3 Закона о спорте (в том числе индивидуальных трудовых споров со спортсменами) <4>.
Статья: К вопросу о порядке защиты трудовых прав
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 11)Что касается споров работников и работодателей, вытекающих из трудового договора, то по причине их частноправовой природы нет никаких препятствий для передачи их в третейские суды (разумеется, по взаимному согласию сторон). Тем не менее против этого активно возражают многие специалисты. Они ссылаются на положения ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), которая не называет обращение в третейский суд допустимым способом защиты трудовых прав. Однако в данной норме содержится указание на судебную защиту. Думается, что это положение можно толковать расширительно и понимать под ним деятельность не только государственных, но и третейских судов. Кроме этого, согласно положению ст. 348.13 ТК РФ индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений могут быть переданы по арбитражному соглашению между работодателем и спортсменом, тренером в арбитраж (третейское разбирательство). Тогда возникает вопрос: почему иные трудовые споры нельзя передать в третейский суд? Представляется, что все трудовые споры, вытекающие из трудовых соглашений, могут быть переданы в третейский суд при наличии согласия на это обеих сторон конфликта.
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 11)Что касается споров работников и работодателей, вытекающих из трудового договора, то по причине их частноправовой природы нет никаких препятствий для передачи их в третейские суды (разумеется, по взаимному согласию сторон). Тем не менее против этого активно возражают многие специалисты. Они ссылаются на положения ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), которая не называет обращение в третейский суд допустимым способом защиты трудовых прав. Однако в данной норме содержится указание на судебную защиту. Думается, что это положение можно толковать расширительно и понимать под ним деятельность не только государственных, но и третейских судов. Кроме этого, согласно положению ст. 348.13 ТК РФ индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений могут быть переданы по арбитражному соглашению между работодателем и спортсменом, тренером в арбитраж (третейское разбирательство). Тогда возникает вопрос: почему иные трудовые споры нельзя передать в третейский суд? Представляется, что все трудовые споры, вытекающие из трудовых соглашений, могут быть переданы в третейский суд при наличии согласия на это обеих сторон конфликта.
Статья: Влияние конституционной реформы 2020 г. на деятельность Главы государства и Правительства Российской Федерации по государственному управлению в сфере здравоохранения
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)За рамками законотворческих полномочий Правительство РФ выполняет правореализационные функции по защите прав лиц на охрану здоровья наряду с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и осуществлением профилактических мер, включая физическую культуру, спорт, туризм, санаторно-курортное обслуживание. Хотелось бы заметить, что спорт и туризм, в отличие от физической культуры, строго говоря, представляют собой несколько иную сферу государственного управления, нежели охрана здоровья. Связано это с тем, что нет прямых доказательств того, что спорт, особенно спорт высших достижений, способствует укреплению здоровья. Высокая травматичность большого спорта, случаи употребления допингов ведут скорее к обратным результатам, нежели укрепление здоровья. Аналогична позиция по туризму. Некоторые виды современного туризма, связанные с пассивным отдыхом, употреблением в нестандартных количествах алкоголя, перееданием, длительным пребыванием на солнце в часы его высокой активности, также могут возыметь эффект скорее отрицательного свойства по отношению к здоровью человека. В этой связи нам представляется, что норма п. 4 ст. 16 Федерального конституционного закона N 4-ФКЗ должна быть скорректирована с учетом того, что нет прямых доказательств положительного влияния спорта и туризма на здоровье человека, в отличие от физической культуры.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)За рамками законотворческих полномочий Правительство РФ выполняет правореализационные функции по защите прав лиц на охрану здоровья наряду с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и осуществлением профилактических мер, включая физическую культуру, спорт, туризм, санаторно-курортное обслуживание. Хотелось бы заметить, что спорт и туризм, в отличие от физической культуры, строго говоря, представляют собой несколько иную сферу государственного управления, нежели охрана здоровья. Связано это с тем, что нет прямых доказательств того, что спорт, особенно спорт высших достижений, способствует укреплению здоровья. Высокая травматичность большого спорта, случаи употребления допингов ведут скорее к обратным результатам, нежели укрепление здоровья. Аналогична позиция по туризму. Некоторые виды современного туризма, связанные с пассивным отдыхом, употреблением в нестандартных количествах алкоголя, перееданием, длительным пребыванием на солнце в часы его высокой активности, также могут возыметь эффект скорее отрицательного свойства по отношению к здоровью человека. В этой связи нам представляется, что норма п. 4 ст. 16 Федерального конституционного закона N 4-ФКЗ должна быть скорректирована с учетом того, что нет прямых доказательств положительного влияния спорта и туризма на здоровье человека, в отличие от физической культуры.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<4> В качестве примера приведены споры, возникающие в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<4> В качестве примера приведены споры, возникающие в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Например, в отношении объектов обращения с ТКО см. Приложение N 28 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"; в отношении объектов спортивной инфраструктуры см. Паспорт федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" (утв. Проектным комитетом по федеральным проектам "Развитие физической культуры и массового спорта", "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)", "Развитие спорта высших достижений", протокол от 23.12.2021 N 1); в отношении автомобильных дорог и общественного транспорта см. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; в отношении школ см. Приложение N 27 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в отношении университетских кампусов см. Постановление Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268 "О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Например, в отношении объектов обращения с ТКО см. Приложение N 28 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"; в отношении объектов спортивной инфраструктуры см. Паспорт федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" (утв. Проектным комитетом по федеральным проектам "Развитие физической культуры и массового спорта", "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)", "Развитие спорта высших достижений", протокол от 23.12.2021 N 1); в отношении автомобильных дорог и общественного транспорта см. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; в отношении школ см. Приложение N 27 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в отношении университетских кампусов см. Постановление Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268 "О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты".
Статья: Особенности описания объекта закупки и определения НМЦК при осуществлении закупок, в извещении о которых установлены запрет, ограничение, преимущество
(Гурин О., Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)в) товаров, указанных в поз. 100 и 101 приложения N 2 (оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом, патроны и боеприпасы прочие и их детали), в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;
(Гурин О., Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)в) товаров, указанных в поз. 100 и 101 приложения N 2 (оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом, патроны и боеприпасы прочие и их детали), в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;
Статья: Применение обеспечительных мер в третейском разбирательстве
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)<12> Такая процедура предусмотрена регламентами двух институциональных арбитражей, депонировавших свои правила на сайте Минюста РФ. См. ст. 47 Арбитражного регламента Российского арбитражного центра при АНО "Российский институт современного арбитража". URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/arbitrazhnyij-reglament-rossijskogo-arbitrazhnogo-tsentra.pdf (дата обращения: 15.08.2022); п. 3 ст. 46 Регламента арбитража споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений Национального центра спортивного арбитража при АНО "Спортивная арбитражная палата". URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reglament-arbitrazha-sporov-v-professionalnom-sporte-i-sporte-vyisshih-dostizhenij_mX7bGhW.pdf (дата обращения: 15.08.2022); п. 3 ст. 44 Правил арбитража индивидуальных трудовых споров Национального центра спортивного арбитража при АНО "Спортивная арбитражная палата". URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/pravila-arbitrazha-indivualnyih-trudovyih-sporov-its.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)<12> Такая процедура предусмотрена регламентами двух институциональных арбитражей, депонировавших свои правила на сайте Минюста РФ. См. ст. 47 Арбитражного регламента Российского арбитражного центра при АНО "Российский институт современного арбитража". URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/arbitrazhnyij-reglament-rossijskogo-arbitrazhnogo-tsentra.pdf (дата обращения: 15.08.2022); п. 3 ст. 46 Регламента арбитража споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений Национального центра спортивного арбитража при АНО "Спортивная арбитражная палата". URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reglament-arbitrazha-sporov-v-professionalnom-sporte-i-sporte-vyisshih-dostizhenij_mX7bGhW.pdf (дата обращения: 15.08.2022); п. 3 ст. 44 Правил арбитража индивидуальных трудовых споров Национального центра спортивного арбитража при АНО "Спортивная арбитражная палата". URL: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/pravila-arbitrazha-indivualnyih-trudovyih-sporov-its.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
Статья: Правовые аспекты проведения специальной оценки условий труда в спорте
(Алексеев С.В., Каменков В.С., Мирошниченко А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Следовательно, учитывая то, что спортсмены не относятся к категориям, в отношении которых СОУТ не проводится, требования трудового законодательства, ФЗ "О СОУТ", Приказа N 335н, а также существование риска получения травм и постоянное негативное воздействие производственных факторов на их организм, логично предположить, что в спорте проведены необходимые мероприятия СОУТ (экспертиза), в том числе дополнительная оценка рабочих мест. И на основании полученных результатов, согласно Приказу N 335н, условия труда в спорте классифицированы как "допустимый класс травмоопасности", и можно предположить, что законом они отнесены к 2-му (классу) или, что более логично, к 3-му (классу) подклассу 3.3 (вредные условия труда 3-й степени). В случае если дополнительная оценка рабочих мест и была проведена в некоторых спортивных дисциплинах, то говорить о том, что в спорте высших достижений уже проведена СОУТ, будет неправильно. Поскольку даже при установлении в соответствии с Приказом N 335н на рабочих местах допустимого или опасного "класса травмоопасности" положениями рассматриваемого закона не предусмотрено автоматическое изменение класса условий труда, например, с 1-го класса (оптимальные) на более высокий класс 2 (допустимые) или с 2-го (класса) на 3-й класс (вредные). К тому же данными актами не регламентировано, с какого именно класса условий труда следует отсчитывать и/или повышать класс по итогам СОУТ. В связи с чем возникает вопрос: к какому изначально классу условий труда (1, 2 или 3-му) относятся условия труда в спорте высших достижений? При отсутствии указания об этом в рассмотренных актах можно предположить, что такие условия отнесены к 1-му классу. Об этом по аналогии могут свидетельствовать положения Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (далее - Правила), и Приказа Минтруда России от 30 декабря 2016 г. N 851н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска". Согласно Правилам "виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска" (п. 2). В соответствии с Приложением N 1 к Правилам "деятельность в области спорта" (ОКВЭД 93.1) и "деятельность спортивных клубов" (ОКВЭД 93.12) наряду с деятельностью по "оптовой торговле туалетным и хозяйственным мылом" (ОКВЭД 45.6.2), торговле "мебелью, коврами и осветительным оборудованием" (ОКВЭД 45.47) <9> отнесены к видам экономической деятельности с 1-м классом профессионального риска. Приказ Минтруда России от 28 марта 2019 г. N 194н "Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен", по сути, это подтверждает.
(Алексеев С.В., Каменков В.С., Мирошниченко А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Следовательно, учитывая то, что спортсмены не относятся к категориям, в отношении которых СОУТ не проводится, требования трудового законодательства, ФЗ "О СОУТ", Приказа N 335н, а также существование риска получения травм и постоянное негативное воздействие производственных факторов на их организм, логично предположить, что в спорте проведены необходимые мероприятия СОУТ (экспертиза), в том числе дополнительная оценка рабочих мест. И на основании полученных результатов, согласно Приказу N 335н, условия труда в спорте классифицированы как "допустимый класс травмоопасности", и можно предположить, что законом они отнесены к 2-му (классу) или, что более логично, к 3-му (классу) подклассу 3.3 (вредные условия труда 3-й степени). В случае если дополнительная оценка рабочих мест и была проведена в некоторых спортивных дисциплинах, то говорить о том, что в спорте высших достижений уже проведена СОУТ, будет неправильно. Поскольку даже при установлении в соответствии с Приказом N 335н на рабочих местах допустимого или опасного "класса травмоопасности" положениями рассматриваемого закона не предусмотрено автоматическое изменение класса условий труда, например, с 1-го класса (оптимальные) на более высокий класс 2 (допустимые) или с 2-го (класса) на 3-й класс (вредные). К тому же данными актами не регламентировано, с какого именно класса условий труда следует отсчитывать и/или повышать класс по итогам СОУТ. В связи с чем возникает вопрос: к какому изначально классу условий труда (1, 2 или 3-му) относятся условия труда в спорте высших достижений? При отсутствии указания об этом в рассмотренных актах можно предположить, что такие условия отнесены к 1-му классу. Об этом по аналогии могут свидетельствовать положения Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (далее - Правила), и Приказа Минтруда России от 30 декабря 2016 г. N 851н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска". Согласно Правилам "виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска" (п. 2). В соответствии с Приложением N 1 к Правилам "деятельность в области спорта" (ОКВЭД 93.1) и "деятельность спортивных клубов" (ОКВЭД 93.12) наряду с деятельностью по "оптовой торговле туалетным и хозяйственным мылом" (ОКВЭД 45.6.2), торговле "мебелью, коврами и осветительным оборудованием" (ОКВЭД 45.47) <9> отнесены к видам экономической деятельности с 1-м классом профессионального риска. Приказ Минтруда России от 28 марта 2019 г. N 194н "Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен", по сути, это подтверждает.